Адресные субсидии: кому на что рассчитывать. Как будет работать указ об адресных субсидиях при строительстве жилья Указ номер 240 о субсидиях беларусь

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ

РЕАБИЛИТАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН ИЗ ЧИСЛА

ВЕТЕРАНОВ ПРОТЕЗАМИ (КРОМЕ ЗУБНЫХ ПРОТЕЗОВ),

ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКИМИ ИЗДЕЛИЯМИ

Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (ред. от 16.05.2019) "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"

14) выдача заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 15, ст. 1550);


Льготные кредиты на жилье по указу №240 будут дороже в 1,5-2 раза, чем по №13 (2012 года), а господдержку граждан при строительстве жилья могут вообще отменить.

На адресное субсидирование в жилищном строительстве предусмотрено около 135 млн рублей из средств «Беларусбанка» и «Белагропромбанка». Позже к ним подключатся коммерческие банки, сообщил 6 июля на брифинге БЕЛТА начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль .

Напомним, Александр Лукашенко 4 июля подписал указ № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений». В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства вводится новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, – государственные адресные субсидии.

Они будут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям и детям-сиротам – также на погашение части основного долга по таким кредитам.

Получателями субсидий будут все граждане, имеющие право на получение господдержки в соответствии с указом президента № 13, принятым в 2012 году.

Кредиты будут дороже

По словам Александра Горваля, кредиты, полученные по указу № 240 от 4 июля 2017 года об адресном субсидировании жилищного строительства, который сегодня официально опубликован, будут стоить гражданам чуть дороже, а для госбюджета нагрузка снизится, пишут naviny.by .

«Найден механизм, который, на наш взгляд, поможет расширить объемы кредитования жилищного строительства, при этом оно будет осуществляться с элементами господдержки» , – отметил специалист. По его словам, система прямых льготных кредитов через перечисление средств банкам постепенно будет заменена системой субсидирования не банков, а непосредственно граждан.

«Наряду с увеличением объемов кредитования уменьшатся затраты бюджета. То есть бюджет будет компенсировать гражданам только проценты по кредиту, а не всю сумму кредита» , – пояснил Горваль.

«Некоторые на форумах уже обсудили указ, текст которого только сегодня стал известен. Пишут, что опять льготы, раздадут дешевое жилье своим. Новых льгот не будет, они уже давно определены указом № 13 по господдержке граждан при строительстве жилья, и его действие не отменяется», – сказал начальник управления.

Он отметил, что размер кредита будет приближен к размерам, которые определены указом №13, но сам кредит будет стоить дороже для граждан, стоящих на очереди по улучшению жилищных условий.

Например, для семьи из трех человек, которая будет строить квартиру в 60 кв. метров по 660 рублей за 1 кв. метр и получает кредит в 35 тыс. рублей, ежемесячный платеж по указу № 13 будет составлять 224 рубля, по указу № 240 – 347 рублей; для семьи из 4-х человек – 298 и 463 рублей соответственно, для многодетных семей с тремя детьми – 45 и 80 рублей.

«Здесь дополнительно привлекаются и средства граждан. Но, на наш взгляд, это подъемные средства – можно выплачивать, чтобы улучшить свои жилищные условия» , – считает Горваль.

Он отметил, что вскоре после опубликования указа будет принято постановление правительства по детализации механизма получения кредита. В частности, кредиты будут выдаваться строго по очереди по направлению местных исполкомов. Будет составлен список банков, из которых может выбрать получатель кредита, а также перечень объектов (многоквартирных и частных домов), которые подпадут под действие нового указа. Будут внесены и изменения в нормативно-правовую базу для их соответствия новому указу, который вступит в силу 6 августа.

Горваль также сообщил, что на реализацию указа «Беларусбанку» и «Белагропромбанку» из бюджета уже выделено 135 млн рублей. Это позволит построить дополнительно около 4 тыс. квартир. Остальные банки сейчас рассматривают возможность участия в системе адресного субсидирования.

Господдержка граждан при строительстве жилья могут отменить

Указ № 13 от 6 января 2012 года о господдержке граждан при строительстве жилья в будущем может быть отменен, заявил Александр Горваль.

По его мнению, в вопросе отмены льгот необходима «некоторая поэтапность». По его словам, с принятием указа № 240 первый этап пройден: если ранее льготные кредиты выдавались двумя банками и дотировались на 100% из бюджета, то теперь бюджет будет компенсировать только часть процентов по кредитам, а основной кредит финансируется за счет банков. «То есть, сделан шаг к рыночным механизмам», – считает специалист.

«В будущем, может быть, и указ № 13 потеряет свою актуальность. Но для этого должен пройти этап по снижению ставки рефинансирования, чтобы стабилизировались инфляционные процессы. Тогда условия кредитования станут приемлемыми, будут посильные проценты, тогда не нужен будет и 13-й указ, и 240-й со временем, когда кредиты будут под 2-3%. Государство тогда может только самых-самых поддерживать - тех, кто по физическим данным и особенностям не сможет самостоятельно решить свою жилищную проблему» , – сказал Горваль.

По его словам, тогда государство больше внимания сможет уделять строительству арендного и социального жилья.

«В таких аспектах, когда не надо передавать жилье в собственность. Есть некоторая несправедливость, когда малообеспеченные получают в собственность очень дорогую вещь, а человек среднего достатка, который не попадает под льготы, уже не может себе это позволить из-за собственного финансового состояния и структуры господдержки. В этом дисбаланс существует» , – подчеркнул начальник управления.

Он отметил, что сегодня в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Беларуси стоит около 697 тыс. человек, в том числе в Минске около 240 тысяч. 350 тыс. участников очереди – молодые семьи, 30,5 тыс. – многодетные, 29 тыс. – дети-сироты. Около 15% из всех нуждающихся имеют право на господдержку.

По информации Минстройархитектуры, в этом году поставлена задача построить 3,5 млн кв. м общей площади жилья, за пять месяцев построено 1 млн 420 тыс., за полугодие (по прогнозам) – 1 млн 762 тыс. кв. метров. С господдержкой при задании на год в 450 тыс. кв. м за пять месяцев построено 227,5 тыс., за полугодие (ожидается) – около 260 тыс. кв. метров. С господдержкой в 2016 году было построено 991,3 тыс. кв. метров.

Какую субсидию дадут льготникам?

На погашение процентов:

  • многодетным (трое детей до 23 лет, живущих с родителями) - ставка рефинансирования + 2%;
  • многодетным (четыре и более ребенка) - ставка рефинансирования + 3%;
  • иные льготники из 13-го указа - ставка рефинансирования - 2%;

На погашение основного долга:

  • многодетные (трое несовершеннолетних детей) - 90% основного долга;
  • многодетные (четыре и более ребенка) - 100%;
  • молодые семьи при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка - 10%, а второго ребенка - 20%;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - 35%.

Субсидия выплачивается ежемесячно банку и может меняться при изменении состава семьи и ставки рефинансирования.

На адресное субсидирование в жилищном строительстве предусмотрено около 135 млн рублей из средств «Беларусбанка» и «Белагропромбанка». Позже к ним подключатся коммерческие банки, сообщил 6 июля на брифинге БЕЛТА начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль.

Александр Горваль. Фото БЕЛТА

Как сообщалось, Александр Лукашенко 4 июля подписал «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений». В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства вводится новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - государственные адресные субсидии. Они будут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям и детям-сиротам - также на погашение части основного долга по таким кредитам.

Получателями субсидий будут все граждане, имеющие право на получение господдержки в соответствии с указом президента № 13 2012 года.

Кредиты будут дороже

По словам Александра Горваля, кредиты, полученные по указу № 240 от 4 июля 2017 года об адресном субсидировании жилищного строительства, который сегодня официально опубликован, будут стоить гражданам чуть дороже, а для госбюджета нагрузка снизится.

«Найден механизм, который, на наш взгляд, поможет расширить объемы кредитования жилищного строительства, при этом оно будет осуществляться с элементами господдержки», - отметил специалист. По его словам, система прямых льготных кредитов через перечисление средств банкам постепенно будет заменена системой субсидирования не банков, а непосредственно граждан.

«Наряду с увеличением объемов кредитования уменьшатся затраты бюджета. То есть бюджет будет компенсировать гражданам только проценты по кредиту, а не всю сумму кредита», - пояснил Горваль.

«Некоторые на форумах уже обсудили указ, текст которого только сегодня стал известен. Пишут, что опять льготы, раздадут дешевое жилье своим. Новых льгот не будет, они уже давно определены указом № 13 по господдержке граждан при строительстве жилья, и его действие не отменяется», - сказал начальник управления.

Он отметил, что размер кредита будет приближен к размерам, которые определены указом № 13, но сам кредит будет стоить дороже для граждан, стоящих на очереди по улучшению жилищных условий.

Например, для семьи из трех человек, которая будет строить квартиру в 60 кв. метров по 660 рублей за 1 кв. метр и получает кредит в 35 тыс. рублей, ежемесячный платеж по указу № 13 будет составлять 224 рубля, по указу № 240 - 347 рублей; для семьи из 4-х человек - 298 и 463 рублей соответственно, для многодетных семей с тремя детьми - 45 и 80 рублей.

«Здесь дополнительно привлекаются и средства граждан. Но, на наш взгляд, это подъемные средства - можно выплачивать, чтобы улучшить свои жилищные условия», - считает Горваль.

Он отметил, что вскоре после опубликования указа будет принято постановление правительства по детализации механизма получения кредита. В частности, кредиты будут выдаваться строго по очереди по направлению местных исполкомов. Будет составлен список банков, из которых может выбрать получатель кредита, а также перечень объектов (многоквартирных и частных домов), которые подпадут под действие нового указа. Будут внесены и изменения в нормативно-правовую базу для их соответствия новому указу, который вступит в силу 6 августа.

Горваль также сообщил, что на реализацию указа «Беларусбанку» и «Белагропромбанку» из бюджета уже выделено 135 млн рублей. Это позволит построить дополнительно около 4 тыс. квартир. Остальные банки сейчас рассматривают возможность участия в системе адресного субсидирования.

Господдержка граждан при строительстве жилья может быть отменена

Указ № 13 от 6 января 2012 года о господдержке граждан при строительстве жилья в будущем может быть отменен, заявил Александр Горваль.

По его мнению, в вопросе отмены льгот необходима «некоторая поэтапность». По его словам, с принятием указа № 240 первый этап пройден: если ранее льготные кредиты выдавались двумя банками и дотировались на 100% из бюджета, то теперь бюджет будет компенсировать только часть процентов по кредитам, а основной кредит финансируется за счет банков. «То есть сделан шаг к рыночным механизмам», - считает специалист.

«В будущем, может быть, и указ № 13 потеряет свою актуальность. Но для этого должен пройти этап по снижению ставки рефинансирования, чтобы стабилизировались инфляционные процессы. Тогда условия кредитования станут приемлемыми, будут посильные проценты, тогда не нужен будет и 13-й указ, и 240-й со временем, когда кредиты будут под 2-3%. Государство тогда может только самых-самых поддерживать - тех, кто по физическим данным и особенностям не сможет самостоятельно решить свою жилищную проблему», - сказал Горваль.

По его словам, тогда государство больше внимания сможет уделять строительству арендного и социального жилья.

«В таких аспектах, когда не надо передавать жилье в собственность. Есть некоторая несправедливость, когда малообеспеченные получают в собственность очень дорогую вещь, а человек среднего достатка, который не попадает под льготы, уже не может себе это позволить из-за собственного финансового состояния и структуры господдержки. В этом дисбаланс существует», - подчеркнул начальник управления.

Он отметил, что сегодня в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Беларуси стоит около 697 тыс. человек, в том числе в Минске около 240 тысяч. 350 тыс. участников очереди - молодые семьи, 30,5 тыс. - многодетные, 29 тыс. - дети-сироты. Около 15% из всех нуждающихся имеют право на господдержку.

По информации Минстройархитектуры, в этом году поставлена задача построить 3,5 млн кв. м общей площади жилья, за пять месяцев построено 1 млн 420 тыс., за полугодие (по прогнозам) - 1 млн 762 тыс. кв. метров. С господдержкой при задании на год в 450 тыс. кв. м за пять месяцев построено 227,5 тыс., за полугодие (ожидается) - около 260 тыс. кв. метров. С господдержкой в 2016 году было построено 991,3 тыс. кв. метров.

Субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство и реконструкцию жилых помещений, и субсидии на погашение основного долга по этим кредитам являются формами государственной поддержки граждан при строительстве реконструкции жилых помещений.

Решения о предоставлении субсидий принимают районные, городские, исполнительные и распорядительные органы, местные администрации. Для получения субсидий необходимо обратиться с заявлением в исполком по месту постановки на учет нуждающихся - по месту жительства, военной службы или работы. После принятия решения исполкомом, с копией данного решения или выпиской из него и иными документами необходимо обратиться в банк, осуществляющий выдачу кредитов на строительство (реконструкцию) жилья с использованием субсидий, для заключения кредитного договора. Субсидии, как на уплату процентов, так и на погашение основного долга могут получить граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Эти граждане должны входить в перечень лиц, которые имеют право на такую поддержку.

Субсидии на уплату процентов предоставляются:

1) Гражданам, имеющим право на получение государственной поддержки согласно Указу от 06.01.2012 N 13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений" - малообеспеченным гражданам Беларуси из числа:

  • многодетных семей;
  • граждан, в семьях которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы;
  • граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания;
  • граждан, проживающих не менее 10 лет в общежитиях;
  • судей и прокурорских работников;
  • молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей;

2) прокурорским работникам, гражданам из числа прокурорских работников, уволенных со службы в органах прокуратуры по возрасту, состоянию здоровья, в связи с сокращением. Однако они должны иметь не менее 5 календарных лет выслуги на службе в органах прокуратуры;

3) малообеспеченным гражданам, осуществляющим строительство (реконструкцию) жилых помещений в населенных пунктах юго-восточного региона Могилевской области - Кричевский, Климовичский, Краснопольский, Костюковичский, Славгородский, Чериковский и Хотимский районы.

Вместе с субсидией на уплату процентов может быть предоставлена субсидия на погашение основного долга. Право на это имеют, в частности:

1) многодетные семьи, в которых трое и более несовершеннолетних детей;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

3) молодые семьи из числа граждан, имеющих право на получение государственной поддержки согласно Указу N 13, и относящиеся к малообеспеченным на дату подачи заявления о предоставлении субсидии на уплату процентов. Право на субсидию на погашение основного долга возникает в случае рождения (усыновления) первого и (или) второго ребенка после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов;

4) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, предоставленных им как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Это право есть в течение срока действия заключенного с ними срочного договора найма жилого помещения социального пользования.

Субсидия на погашение основного долга предоставляется:

  • многодетным семьям при наличии троих несовершеннолетних детей - в размере 95% от суммы основного долга по кредиту, а при наличии четверых и более несовершеннолетних детей - в размере 100% от суммы основного долга по кредиту;
  • молодым семьям при рождении (усыновлении) первого ребенка - в размере 10% от суммы основного долга по кредиту, а при рождении (усыновлении) второго ребенка - в размере 20% от суммы основного долга по кредиту;
  • детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - в размере 35% от суммы основного долга по кредиту.

Размер субсидии на уплату процентов устанавливается в следующем виде:

  • многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей, - ставка рефинансирования Нацбанка, увеличенная на 2 процентных пункта.
  • многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей - ставка рефинансирования Нацбанка, увеличенная на 3 процентных пункта.
  • многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - ставка рефинансирования Нацбанка, увеличенная на 2 процентных пункта.
  • иным гражданам - ставка рефинансирования Нацбанка, уменьшенная на 2 процентных пункта.

Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

1.1 Министерству спорта Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивать информирование инвалидов из числа спортсменов -кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, членов спортивных сборных команд Российской Федерации об органах, уполномоченных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводятся официальные спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. от 26.09.2013 N 845)

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил, утвержденных настоящим постановлением. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2013 N 257)

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 877 "О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 773).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. ЗУБКОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 апреля 2008 г. N 240

ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН ИЗ ЧИСЛА ВЕТЕРАНОВ ПРОТЕЗАМИ (КРОМЕ ЗУБНЫХ ПРОТЕЗОВ), ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКИМИ ИЗДЕЛИЯМИ

от 08.04.2011 N 264 , от 16.04.2012 N 318 , от 04.09.2012 N 882 , от 25.03.2013 N 257 , от 21.05.2013 N 425 , от 26.09.2013 N 845 , от 27.10.2014 N 1104, от 07.03.2016 N 171 , от 18.11.2017 N 1398 , от 30.01.2018 N 86 , от 13.04.2019 N 443 , от 16.05.2019 N 605)

1. Настоящие Правила определяют порядок обеспечения:

лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид" (далее соответственно - технические средства, федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду), - техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (далее - технические средства); (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.11.2017 N 1398)

Обеспечение инвалидов собаками-проводниками, включая выплату инвалидам ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. N 708 "Об утверждении Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников".

2. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации). (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.03.2013 N 257 , от 18.11.2017 N 1398)

Обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам (далее - заключение). Форма заключения и порядок его заполнения утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

3. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);

б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил;

г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;

д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2011 N 264)

4. Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган). (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2012 N 318 , от 25.03.2013 N 257)

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида (ветерана), или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение). (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 318)

Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления запрашивает в порядке межведомственного электронного взаимодействия в Пенсионном фонде Российской Федерации сведения, подтверждающие регистрацию инвалида (ветерана) в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 605)

Межведомственный запрос направляется уполномоченным органом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2012 N 318 , от 16.05.2019 N 605)

Инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, вправе по собственной инициативе представить в уполномоченный орган документ, подтверждающий регистрацию инвалида (ветерана) в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или в форме электронного документа и (или) посредством информационной системы "личный кабинет зарегистрированного лица" в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2012 N 318 , от 16.05.2019 N 605)

5. Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.01.2018 N 86 , от 13.04.2019 N 443)

высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.01.2018 N 86 , от 16.05.2019 N 605)

в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2018 N 86)

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2018 N 86)

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.01.2018 N 86 , от 13.04.2019 N 443)

Формы уведомления, направления, специального талона и именного направления утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2018 N 86)

5.1. Снятие инвалида (ветерана) с учета по обеспечению техническим средством (изделием) осуществляется уполномоченным органом в случае, если: (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 605)

а) инвалид (ветеран) обеспечен техническим средством (изделием) организацией, в которую выдано направление; (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 605)

б) уполномоченным органом осуществлена компенсация, указанная в пункте 15.1 настоящих Правил; (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 605)

в) инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, отказались от обеспечения техническим средством (изделием), рекомендованным программой реабилитации (заключением); (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 605)

г) инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, не обратились в организацию, в которую выдано направление, в течение срока действия направления. При этом инвалид (ветеран) либо лицо, представляющее его интересы, вправе подать заявление с документами, а также с программой реабилитации (заключением), указанными в пункте 4 настоящих Правил, для получения нового направления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 605)

6. Техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению.

7. Пункт исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2011 N 264)

8. Ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы. Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы и форма заключения медико-технической экспертизы определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2013 N 257)

9. Сроки пользования техническими средствами (изделиями) устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.03.2013 N 257 , от 16.05.2019 N 605)

Срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты предоставления его инвалиду (ветерану). В случае самостоятельного приобретения технического средства (изделия) в соответствии с пунктом 15.1 настоящих Правил срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты его приобретения согласно документам, подтверждающим расходы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 605)

10. Замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления:

по истечении установленного срока пользования. Технические средства (изделия), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, подлежат замене по истечении установленного срока пользования, если необходимость замены подтверждена заключением медико-технической экспертизы. Установление необходимости ремонта указанных технических средств (изделий) или принятие решения о возможности и сроке дальнейшего пользования ими (после истечения установленного срока пользования) осуществляется по результатам проведения медико-технической экспертизы; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2011 N 264 , от 16.05.2019 N 605)

при невозможности в пределах установленного срока пользования осуществления ремонта или установления необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 605)

Замена технических средств (изделий) осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для их получения.

11. Выданные инвалидам (ветеранам) технические средства (изделия) сдаче не подлежат.

12. При необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно, в том числе двумя и более видами транспорта, уполномоченный орган выдает ему, а также лицу, сопровождающему инвалида (ветерана), если необходимость сопровождения установлена программой реабилитации (заключением), специальный талон и (или) именное направление на каждый вид транспорта.

Специальный талон (именное направление) содержит данные, необходимые для оформления соответствующих проездных документов (билетов).

Специальный талон (именное направление) выдается инвалиду (ветерану, сопровождающему лицу) не более чем на 4 поездки к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и на 4 поездки в обратном направлении.

При проезде инвалида (ветерана, сопровождающего лица) за счет собственных средств к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно ему выплачивается компенсация расходов на оплату проезда, подтвержденных проездными документами, при наличии выданного указанной организацией письменного подтверждения необходимости поездки в случае, если использовались виды транспорта, указанные в пункте 13 настоящих Правил, но не более чем за 4 поездки к месту нахождения организации и за 4 поездки в обратном направлении.

13. Для проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление, инвалид (ветеран, сопровождающее лицо) вправе воспользоваться следующими видами транспорта:

а) железнодорожный транспорт - на расстояние до 200 км - в жестком вагоне (без плацкарты), свыше 200 км - с плацкартой в купейном вагоне;

б) водный транспорт - на местах III категории;

в) автомобильный транспорт общего пользования (кроме такси);

г) воздушный транспорт (на расстояние свыше 1500 км или при отсутствии пассажирского железнодорожного сообщения) - в салоне экономического класса. При использовании воздушного транспорта для проезда инвалида (ветерана, сопровождающего лица) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и (или) обратно проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту нахождения указанной организации либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту нахождения организации и (или) обратно. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.03.2016 N 171)

14. Выплата компенсации инвалиду (ветерану, сопровождающему лицу) в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящих Правил, осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя компенсации (по его желанию). (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2011 N 264)

15. Расходы на проживание инвалида (ветерана, сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях оплачиваются организацией, в которую выдано направление, с дальнейшим их возмещением уполномоченным органом.

Оплата указанных расходов производится за фактическое число дней проживания, но не более чем за 7 дней в одну поездку, в размере, установленном для возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений. (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2014 N 1104)

По решению уполномоченного органа при проживании инвалида (ветерана, сопровождающего лица) в районе, отдаленном от организации, в которую выдано направление, оплата расходов может производиться за фактическое число дней проживания, но не более чем за 14 дней, при условии изготовления технического средства (изделия) в течение одной поездки.

15.1. В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами. (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2011 N 264)

Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2011 N 264 , от 25.03.2013 N 257)

Инвалид из числа спортсменов - кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, членов спортивных сборных команд Российской Федерации (далее - инвалид-спортсмен) либо лицо, представляющее его интересы, вправе обратиться в орган, осуществляющий обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в субъекте Российской Федерации (далее - уполномоченный орган по месту проведения официальных спортивных мероприятий), на территории которого проводятся официальные спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в которых инвалид-спортсмен принимает участие, в целях получения компенсации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.09.2013 N 845)

Выплата компенсации инвалиду-спортсмену осуществляется уполномоченным органом на основании документов, установленных порядком выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту инвалидам, предусмотренным настоящим пунктом Правил, а также на основании документа, подтверждающего участие инвалида-спортсмена в официальных спортивных мероприятиях, по форме, утверждаемой Министерством спорта Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, выдаваемого в порядке, определяемом Министерством спорта Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.09.2013 N 845)

Уполномоченный орган по месту проведения официальных спортивных мероприятий при обращении инвалида-спортсмена обеспечивает прием указанных документов для направления их в срок не позднее 3 дней в уполномоченный орган в целях выплаты компенсации инвалиду-спортсмену. Направление указанных документов (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.09.2013 N 845)

осуществляется в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.09.2013 N 845)

Выплата инвалиду-спортсмену компенсации осуществляется уполномоченным органом в порядке и в сроки, которые определены для выплаты компенсации за технические средства и (или) услуги по их ремонту инвалидам, начиная со дня поступления указанных документов от уполномоченного органа по месту проведения официальных спортивных мероприятий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.09.2013 N 845)

Отказ инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, от обеспечения техническим средством (изделием) и (или) услугой по его ремонту не дает инвалиду (ветерану) права на получение компенсации в размере их стоимости. (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2011 N 264)

16. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, - за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 318)

В случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов субъектам Российской Федерации финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 318)

17. Заявление о предоставлении (ремонте или замене) технического средства (изделия), подаваемое инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, и документы, предусмотренные настоящими Правилами, подаются на бумажном носителе или в форме электронного документа. Заявление и документы в случае их направления в форме электронных документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью соответственно заявителя или уполномоченных на подписание таких документов должностных лиц органов или организаций, если законодательством Российской Федерации для подписания этих документов не установлен иной вид электронной подписи. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2013 N 425)