Численность населения земли. Источники данных о численности населения: переписи Как узнать точную численность населения

Большая часть научных трактатов У. Петти посвящена вопросам численности и динамики населения - рождаемости и смертности, размещению, занятости, т. е. наиболее актуальным проблемам всех эпох. Он показал, что рождение и смерть человека в значительной мере явления случайные, но, несмотря на это, демографические показатели (коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста и др.) на данной территории - величины постоянные, медленно изменяющиеся во времени. Таким образом, при большой статистической совокупности разрозненные явления подчиняются регулярным закономерностям. В отличие от другого английского экономиста - Т. Мальтуса, который считал рост населения причиной бедности, У. Петти рассматривал население как главное богатство государства.

Переписи

Перепись населения">Переписи - это одновременный сбор статистической информации обо всех жителях страны, они дают самые точные данные о численности населения. Чтобы обеспечить качественное проведение переписи, необходимо обучить «счетчиков» - людей, которые в один день должны заполнить опросные листы на всех граждан страны с информацией о возрасте, поле, количестве детей в семье, образовании, национальности и пр. Результаты переписей служат основой для государственной социально экономической политики, планирования экономического роста, доходных и расходных статей бюджета.

В древнем мире тоже велся учет населения: в Египте ок. 2500 лет до н. э., кроме того, в Месопотамии, Индии, Китае. Например, у Тамерлана число воинов определялось количеством брошенных в кучу камней. Цензы - предшественники современных переписей населения проводились в Древнем Риме. Их данные служили для определения налогообложения, голосов в Народном собрании, распределения населения по военным подразделениям. В Средние века проводился учет населения в городах.

Первые переписи населения в современном понимании были проведены в середине XVIII в.: в Скандинавских странах, в Австро Венгрии, в 1790 г. - в США. В течение XIX в. в большинстве европейских и в некоторых латиноамериканских странах впервые были получены официальные данные о численности населения: в 1801 г. - в Британии, в 1897 г. - в Российской империи. В Индии официальные данные о численности населения появились в 1870-е гг.

Переписи населения - чрезвычайно дорогостоящее мероприятие, и поэтому, проводить их регулярно - 1 раз в 10 лет, как рекомендует ООН, могут только государства, имеющие достаточные финансовые ресурсы. Диск. Численность населения крупнейших городов нашей Родины по результатам переписей населения.

В странах Азии первые переписи были проведены только после Второй мировой войны, за исключением Индии и Японии. В Японии первая перепись была проведена в 1920 г.

Особенно остро строит проблема учета населения в развивающихся странах, где нехватка финансовых ресурсов, труднодоступность внутренних районов и неграмотность населения не позволяют получить качественных результатов. Кроме того, при проведении переписей четко прослеживаются две противоположные тенденции. Первая - завышение численности населения из соображений престижа. На уровне семьи это престиж многодетности, а на уровне племени - получение преимуществ при выборах и распределении государственного финансирования. Вторая - занижение численности населения в основном для снижения суммы подушевых налогов, приходящихся на одну семью.

Заключение. Нижний Новгород - один из крупнейших городов Центральной России. Здесь расположено множество старинных русских городов. г.Плес – здесь писал свои знаменитые пейзажи художник И. Левитан. Верно. Средняя Волга. Река здесь узкая, быстрая, порожистая. На живописных просторах Самарской Луки создан национальный парк. Над уровнем моря. Теплоходы катит по волнам. Рыбинское водохранилище – крупнейшее в Европейской России. Водохранилища позволяют орошать значительные площади сельскохозяйственных земель. Города и села умываются Чистою прохладною водой.

«Сакское озеро» - Работа была предложена ученице 9 «Г» кл. Озеро протянулось с запада на восток на 5 км, наибольшая ширина – 3 км. Химия. Зима умеренно холодная, со средней температурой воздуха около 0 ?С. Результаты микрокристаллического анализа воды и грязи. Собранный материал был оформлен и подготовлен к презентации. Легенда Сакского озера. Результат анализа на ионы кальция. Видны характерные кристаллы гипса. Вывод: фосфатов нет. Хозяйственное использование озера. III этап.

«Достопримечательности Калининграда» - Звездообразная крепость. Музей « Фридландские ворота». Дом офицеров. Шлюз лавы. База отдыха «Лесная сказка». Работа выполнена ученицей 9 класса Ерофеевой Натальей. Верхнее озеро. Ботанический сад. Куршская коса – объект всемирного культурного и природного наследия России. Бастион « Грольман». Куршская коса – вид из космоса. Бывшее здание союза стрелков. Скульптура « Борющиеся зубры». Памятник погибшим в I мировой войне солдатам инженерных войск. Городская школа.

«Рациональное использование природных ресурсов» - Возрастная структура лесов Еврейской автономной области. Га; средневозрастные – 523 тыс. Га; приспевающие – 279 тыс. Методы исследования: Предметом исследования- лесные ресурсы Еврейской Автономной Области, района, села. На лесных делянах скапливается большое количество древесных отходов, которые не утилизируются. Проплешины с пень-ками можно увидеть буквально в окрестностях нашего села. Проанализировать полученные данные. Вырубка древесины ценных пород имеет свои негативные последствия. Лесные земли занимают 1 628 тыс. га, или 76 % площади лесного фонда.

«Ладожское озеро» - Озеро богато пресноводной рыбой, которая на икрометание идёт в реки. Валаамские острова Валаамский монастырь. Также известен остров Коневец, на котором также расположен монастырь. В Приладожье регулярно встречается 256 видов птиц, принадлежащих к 17 отрядам. В Ладожское озеро впадают 35 рек, а берёт начало только одна - Нева. На транзитном пролёте весной и осенью здесь отмечено более 50 видов птиц. Река свирь. Относится к бассейну Балтийского моря Атлантического океана.

«Опустынивание» - Склоны перепахивают вдоль, чтобы ослабить водную эрозию. выполнила ученица 9б класса Шубенкова Таня. Факторы опустынивания. Опустынивание. Поэтому в ряде стран созданы заповедники, охраняющие полупустынные и пустынные зоны. Пустыню формирует не только климат, но и неразумная деятельность человека. В нефтедобывающих странах часто нефть разбрызгивают на сыпучих, подвижных почвах. Сегодня остро стоит проблема охраны подземных водоносных слоёв. Эксперты подсчитали, что более 6000000 га земли опустыниваются ежегодно.

Численность населения Земли достигла семи миллиардов – что дальше? Численность народонаселения в настоящее время быстро растет. При этом центр роста из Европы и Северной Америки переместился в развивающиеся страны Юго-Восточной Азии и Африки. Прогноз на будущее зависит от того, насколько быстро в этих странах будет снижаться рождаемость. При разных принятых значениях коэффициента фертильности (числа детей, рожденных за жизнь одной матерью) ожидается, что к 2100 году на Земле будет от 6,1 до 15,8 млрд человек.

Тема: Человек на планете Земля

Урок: Численность населения Земли

1. Сегодня мы узнаем

Как определяют число жителей Земли,

Что влияет на численность населения планеты.

2. Как считают землян?

Подсчет землян ведут не из простого любопытства. Для нормальной жизни каждого из нас необходимо определенное количество воды, воздуха, полезных ископаемых, продуктов питания. В свою очередь, каждый из жителей Земли влияет на окружающую среду. Поэтому очень важно знать, сколько людей живет на нашей планете.

Для того чтобы узнать, сколько всего людей живет на планете Земля, нужно выявить их количество в отдельных странах. В большинстве стран численность населения определяется с помощью всеобщей переписи населения (см. Рис. 1). Перепись проводится регулярно раз в 5 или в 10 лет. Но в некоторых странах перепись проводится очень редко либо совсем не проводится. Поэтому общую численность населения мира определяют с помощью специальных расчетов.

Рис. 1. Перепись населения

В настоящее время на Земле проживает около 7 миллиардов человек. Многие тысячелетия численность людей на Земле была небольшой и увеличивалась медленно. Но с XIX века начался бурный рост, который продолжается в настоящее время

3. Что влияет на рост численности населения?

На протяжении почти всей истории человечества рост численности населения был невелик, но в последние два столетия прирост населения резко увеличился (см. Рис. 2). Так, в течение XIX века численность населения возросла на 710 млн чел., а в течение XX века – на 4590 млн чел. Причем наибольшие темпы роста населения пришлись на 60-80-е годы XX века, когда число жителей планеты выросло более чем в 1,5 раза.

Такой резкий скачок численности населения получил название «демографический взрыв». Он явился результатом резкого снижения смертности во всех возрастных группах вследствие улучшения медицинского обслуживания, развития методов борьбы с эпидемиями (прежде всего в развивающихся странах). В настоящее время численность населения мира ежегодно увеличивается на 90 млн чел., причем 90% прироста приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.

Рис. 2. Рост численности населения Земли

Рост численности населения зависит от множества причин. Это и уровень развития стран, и благосостояние людей, и национальные традиции.

До сих пор причинами изменения численности жителей планеты остаются голод, болезни, войны, стихийные бедствия.

Изменение численности населения определяется соотношением рождаемости и смертности (естественный прирост). Формула определения естественного прироста:

ЕП = Р – С

ЕП – естественный прирост

С – смертность

Р – рождаемость

В настоящее время в мире каждую секунду рождается 21, а умирает 18 человек. В результате ежедневно прирост населения составляет около 250 тысяч человек.

От состояния рождаемости и смертности в разных странах зависит и средний возраст жителей этих стран. В странах с высоким приростом населения много детей и молодых людей. Страны с низким приростом отличаются высокой долей пожилых людей.

Домашнее задание

Прочесть § 11. Ответить на вопросы:

· Как определяют число жителей Земли?

· Как изменилась численность человечества и как будет изменяться?

· Что влияет на численность населения?

Список литературы

Основна я

1. География. Земля и люди. 7 класс: Учебник для общеобраз. уч. / А. П. Кузнецов, Л. Е. Савельева, В. П. Дронов, серия «Сферы». – М.: Просвещение, 2011.

2. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас, серия «Сферы».

Дополнительная

1. Н. А. Максимов. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

Сухарева Наталья Николаевна – учитель географии общеобразовательной школы им Б. Амалбекова, п Атасу, Жанааркинский район, Карагандинская область.

Тема: Численность и воспроизводство населения мира.

Цель: Изучить численность населения, темпы роста численности населения, типы воспроизводства населения.

Задачи:

    Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводством.

    Развитие у учащихся внимательности, логического мышления, расширение кругозора.

    Развитие познавательного интереса, творческой активности, воспитании информационной культуры.

Оборудование: политическая карта мира, атлас, учебник география. Общий обзор. Страны СНГ. Презентация. Флипчарт.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесные, наглядные, репродуктивные, практические, ИКТ, интерактивная доска.

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие, психологический настрой.

    Актуализация знаний учащихся

    Что мы называем природными ресурсами?

    На какие группы делятся природные ресурсы?

    Назовите и покажите на карте страны с большими запасами угля, нефти, природного газа, железных, медных руд.

3. Изучение новой темы

Мотивация темы урока.

    Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?

    Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство?

    Разместите на доске в правильной последовательности таблички с понятиями «природа», «хозяйство», «население». Объясните предложенную вами последовательность.

    Как вы думаете, какие вопросы, мы будем изучать в этом разделе?

    Почему важно изучать население?

Составим кластер

Изучение новой темы мы начнём с вопроса о происхождении человека, которым занимается наука антропология.

Антропология - наука изучающая происхождение, развитие, особенности человека. (Запись в тетради)

Давайте подумаем: Как можно узнать о численности населения, страны, мира?

Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения?

Перепись населения - это система мероприятий, направленных на уточнение, в первую очередь, числа жителей отдельных регионов и мира в целом.

Существует несколько способов учёта населения

    Перепись населения (проводится 1 раз в 10 лет)

    Текущий учёт (используются материалы ЗАГСов, отделов миграционной политики, статистические службы)

Исследовательский проект: «История переписи населения»

Какую информацию извлекают из переписи населения?

О переписи населения в Казахстане, дополнить данными переписи 2009 годом.

В истории нашей страны было 11 переписей. Первая перепись состоялась в 1897 году, а последняя в 2009 году. Первую и последнюю переписи разделяют 112 лет. За это время изменилась и численность Казахстана. И динамика эта была неравномерной.

Говорят, прогнозирование-дело не благородное. Тем не менее, практика показывает, что без него всё-таки не обойтись.

Расскажите, пожалуйста какие изменения ожидаются в будущем.

Ответить на вопросы

    О каких видах учёта населения вы узнали?

    Для чего нужно знать численность населения мира, отдельного государства?

Численность населения мира.

    Демографические показатели.

    Работа с текстом учебника страницы 100-103

    Проанализировать схемы 14,15,16, в учебнике.

Ответить на вопросы:

    Почему до начала 19 века население Земли росло очень медленно?

    В чём причины небольшого роста численности населения до 20 века? (Эпидемия, частые войны, нехватка продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развита медицина)

    Объясните причины резкого увеличения численности, во второй половине 20 века.

    Что такое демографический взрыв? (Резкое увеличение численности населения)

Причины быстрого роста населения Земли

    Высокая рождаемость

    Низкая смертность

    Улучшение социально-экономических условий жизни населения.

Дайте понятие об абсолютных и относительных показателях естественного прироста населения.

По карте» Динамика численности населения» в атласе определите страны с высокими, средними и низкими показателями естественного прироста.

Работа со схемой 16 сравните демографические показатели по регионам мира и объясните различия.

Продолжительность жизни населения как один из важнейших демографических показателей.

Задание: Рассмотреть таблицу о средней продолжительности жизни населения и сделать вывод.

Среднюю продолжительность называют ожидаемой- то есть она усредненный показатель жизни поколения. Этот показатель является одним из основных для характеристики качества жизни населения.

Качество жизни населения изучается экспертами ООН и ещё включает:

    Экономическое развитие

    Экологическую ситуацию

    Калорийность питания

    Уровень безработицы

    Свободу слова

    Уровень преступности

    Уровень образования

Воспроизводство населения. Демографическая политика.

Задание для работы в группах (3 мин.)

    Что понимают под воспроизводством населения?

    Какие процессы лежат в основе воспроизводства населения?

    Какие факторы оказывают влияние на данные процессы?

Вопрос: Что такое воспроизводство населения?

Воспроизводство населения - называется совокупность показателей рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающая непрерывное возобновление человечества и смену поколений.

Задание для работы в группах(5мин)

Дайте характеристику типу воспроизводства населения по плану:

    Показатели рождаемости, смертности, естественного прироста.

    В каких странах получил распространение, причины.

Типы воспроизводства (запись в тетради)

    Традиционный

    Переходный

    Современный

Традиционный соответствует 2 типу воспроизводства, демографическими высокими показателями рождаемости и смертности.

Это 1 демографическая фаза, характерна для расширенного воспроизводства.

Современный тип воспроизводства. Характерен для развитых государств с низкими показателями рождаемости и смертности, что соответствует 3 демографической фазе с прямым воспроизводством.

Переходный тип соответствует 2 демографической фазе: здесь высокая рождаемость при низкой смертности.

Задание: Проанализировать таблицу 12, сделать вывод о распределении типов воспроизводства по территории Земли.

Можно ли влиять на рождаемость?

Что такое «демографическая политика»

Демографическая политика- совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на регулирование естественного роста населения для решения демографических проблем.

Меры: экономические, правовые, пропаганда.

Вывод: демографическая политика любого государства направлена на улучшение качества жизни человека.

Сценка первая.

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

Первый: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен» и костюм за тысячу долларов.

Второй: А у тебя всё тот же старенький «Пежо»

Первый: Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем всё обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем богатеешь!

Второй: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждём пятого!

Сценка вторая.

Диалог между мужем и женой

Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал его сводить в зоопарк сегодня.

Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушёл в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж: Ой, ну чего не хватает, дорогая? У нас есть всё: у каждого- велосипед, в каждой комнате-телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!

Жена: Нет, нет, я не хочу этого… Я хочу ребёнка!

Муж: Да ты с ума сошла?

Вопросы к классу:

1) В каких странах могут происходить данные сцены?

2) К какому типу воспроизводства населения можно их отнести и почему?

Закрепление

Блиц-вопрос.

    Что такое естественный прирост населения?

    Какой регион имеет минимальные показатели смертности в мире? А максимальные?

    Факторы, влияющие на высокий уровень рождаемости?

    Какой регион имеет минимальные показатели рождаемости в мире? А максимальные?

    Первый тип воспроизводства характерен для регионов…

    Второй тип воспроизводства характерен для регионов…

    Какие элементы демографической политики высокоразвитых стран имеют место быть в Казахстане?

Тесты

1. В настоящее время численность населения мира приближается к (млрд чел.)

1) 5

2) 10

3) 7

2. Лидером по численности населения является

1) Индия

2) Китай

3) США

3. Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающих смену людских поколений, называют...

1) воспроизводством населения

2) демографическим переходом

3) движением населения

4. Демографический взрыв наблюдается в странах...

1) США

2) Китай

3) ФРГ

5. Система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения, называется...

1) демографический переход

2) демографическая политика

3) демографическим процессом

Ответы

    1. 3

    2. 2

    3. 1

    4. 2

    5. 2

  • Веришь-Не веришь.

    Рефлексия

    Достиг ли я цели поставленной в начале урока?

    Пригодятся ли мне, полученные на уроке знания, для карьеры?

    Я бы хотел обсудить с друзьями

    На уроке у меня возникла идея

    Чтобы бы вы сделали для увеличения численности нашей республики?

    Подведение итогов. Выставление оценок.

    Домашнее задание.

    Параграф 24 стр. 99-105

    Написать эссе «Моя семья в 2030 году»

    Социологическое исследование в своих семьях.

    Составить диаграмму о количестве детей в семьях прабабушки, бабушки, мамы и вашей семьи в будущем. Выявите причины изменения количества детей в семье. Узнайте, где жили ваши предки (в городе или в селе) какое образование у ваших родителей, бабушки, прабабушки.

    Пусть у людей будет разный цвет кожи

    Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах.

    А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете в отношениях друг другу.

    Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.

    Добрый, Умный, Смелый, Сильный, Улыбчивый, Преданный, Честный.

    Почему вы считаете, что люди должны быть такими?

    Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Всё равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.

    И в заключение хочу сказать

    Что лучше географии предмета не сыскать

    Мир географии огромен,

    Стремитесь же его познать!

  • Спасибо всем за урок!

  • До свидания!

Численность населения, то есть совокупность людей, живущих на Земле (человечество) или в пределах определенной территории (например, страны), измеряется с помощью двух показателей.
Во-первых, численность населения подсчитывается в абсолютном выражении, т. е. в показателях среднегодовой численности населения (средней арифметической численности на начало и конец соответствующего периода). Это позволяет, скажем, сравнить численность жителей разных стран,
как это показано в табл. 20.1.

Таблица 20.1
Численность населения в некоторых странах (млн человек)



При подсчете численности населения какой-то страны различают число постоянно проживающих людей и число мигрантов - людей, совершающих переселение.
Когда определяется движение (изменение численности) населения, учитывают, что численность населения может изменяться из-за эмиграции (переселения людей из своей страны в другую) и иммиграции (въезда иностранцев в страну на постоянное жительство).
В связи с этим подсчитывается коэффициент миграционного прироста страны - число мигрантов на 1000 человек населения: со знаком «-» (минус) учитывается уменьшение числа мигрантов (табл. 20.2).

Таблица 20.2
Коэффициент миграционного прироста в отдельных странах
(на 1000 чел.)



Естественный прирост населения характеризует его движение без учета эмиграции и иммиграции.
Во-вторых, естественное движение населения подсчитывается в относительном выражении. Этот показатель подсчитывается с помощью общих коэффициентов:
коэффициента рождаемости (отношения родившихся живыми в течение календарного года к среднегодовой численности наличного населения);
коэффициента смертности (отношения числа умерших в течение года к среднегодовой численности населения);
коэффициента естественного прироста населения (разности общих коэффициентов рождаемости и смертности).
Все коэффициенты определяются в промилле - как численность естественного прироста (или убыли) населения в расчете на 1 тыс. жителей страны.
От чего зависит численность людей?
На численность населения воздействуют биологические, географические и социально-экономические факторы. Среди них наибольшее влияние на изменение численности жителей страны оказывают социально-экономические условия развития. Таковыми являются:
1) уровень развития материального производства. Примечательно, что в доэкономическую эпоху (время преимущественного собирательства готовых для питания продуктов природы) население возрастало на 15% за 1000 лет. С возникновением производящей экономики численность людей стала увеличиваться на 40% за 1000 лет. На индустриальной стадии этот процесс резко ускорился;
2) характер экономического строя. Так, на рост численности населения пагубно воздействовал рабовладельческий строй, основанный на беспощадном отношении крабам. Гуманный (основанный на уважении к человеку) общественный строй благоприятствует росту численности населения;
3) отношения собственности. Некоторые формы собственности количество недвижимого имущества ставят в прямую зависимость от численности семьи. Например, при феодализме общинная земля распределялась среди крестьян с учетом численности членов семьи (по «едокам» или по «душам» - мужчинам), что, разумеется, поощряло рождаемость:
4) развитие социальных отношений. Примером может служить возникновение семьи - основной социальной ячейки общества. Это способствовало увеличению рождаемости, росту народонаселения;
5) войны. Об отрицательном их влиянии говорит тот факт, что только в Первой и Второй мировых войнах погибло около 85 млн чел.;
6) охрана здоровья людей. Болезни и вредные привычки уносят десятки миллионов жизней людей. Среди причин смерти на первом месте во всех промышленно развитых странах стоят болезни системы органов кровообращения, на втором месте - злокачественные образования, на третьем - болезни органов дыхания. На такого рода опасные болезни воздействуют в первую очередь курение, малоподвижный образ жизни, алкоголизм,
употребление наркотиков.
По данным Всемирной организации здравоохранения (кроме России), выявлены основные причины смертности населения (табл. 20.3).

Таблица 20.3
Смертность населения по причинам смерти
число умерших на 100 000 чел.)



При анализе факторов воспроизводства народонаселения обычно возникает вопрос: какую роль в этом процессе играет материальное производство?
Сейчас мы проанализируем соотношение между относительными показателями естественного движения населения и данными о динамике производства ВВП. Это позволит понять, какие тенденции воспроизводства населения преобладают в разных странах.