ГЧП - это государственно-частное партнерство. Понятие, формы и области применения государственно-частного партнерства

В рейтинге регионов ГЧП-2014, основанном на разработанной Центром развития ГЧП методике, Новосибирская область заняла третье место с показателем 65,5 баллов, уступив лишь Санкт-Петербургу и Татарстану. В прошлом году Новосибирская область занимала 10 строчку рейтинга.

При составлении рейтинга оценивались факторы, влияющие на развитие механизмов ГЧП при определении уровня потенциала региона. В частности, развитость институциональной среды в сфере ГЧП в регионе. В настоящий момент государственно-частное партнерство в России находится в стадии становления, и развитость институциональной среды является наиболее важным компонентом для привлечения инвестиций в проекты ГЧП считают составители рейтинга. При этом под развитостью институциональной среды понимается комплекс условий, таких как: наличие нормативно-правовой базы в субъекте РФ, наличие ответственных органов власти или структурных подразделений по развитию ГЧП, планов развития ГЧП.

Учитывались также опыт региона по реализации ГЧП-проектов, поскольку каждый последующий ГЧП-проект повышает соответствующие управленческие компетенции и позитивно влияет на развитие механизмов государственно-частного партнерства в регионе, и инвестиционная привлекательность региона для инфраструктурных инвесторов. Последний фактор оценивается на основе данных рейтинга инвестиционной привлекательности «Эксперта».

Детские сады, школы и котельные – успешные примеры ГЧП

К объектам соглашения о государственно-частном партнерстве закон относит имущество, входящее в состав дорожной и транспортной инфраструктуры, системы коммунального хозяйства, объектов энергоснабжения, объектов связи и телекоммуникаций, жилищного строительства. Также речь идет о сотрудничестве в сфере здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания; туристских, рекреационных и спортивных объектов. В законе прописано и еще одно социальное направление – дошкольные образовательные и детские оздоровительные учреждения.

В рамках одной из форм ГЧП – концессионного соглашения – была проведена реконструкция здания детского сада по ул. Танковой. Ранее здание использовалось не по назначению, а затем несколько лет вообще пустовало. Объем инвестиций составил 60 млн руб., а концессионная плата – 8 тыс. руб. в квартал. По такому же соглашению реконструировано здание детского комбината по ул. Чехова. Здесь объем инвестиций составил 35 млн руб., а концессионная плата – 29 тыс. руб. в квартал. В результате здания детских садов буквально преображаются, для детей создаются условия, отвечающие всем современным требованиям и нормам.

Известный пример ГЧП – строительство новой школы в микрорайоне Родники в Новосибирске. В сентябре 2013 года школа приняла 1 225 учеников, среди них 150 первоклассников. Строительство школы обошлось в 950 млн руб., из них 47 млн ушло на покупку учебного оборудования. Школа состоит из четырех учебных корпусов, в ней есть концертный зал на 600 мест, 25-метровый бассейн, зимний сад, телескоп, спортивный, гимнастический и тренажерный залы, библиотека с читальным залом на 72 посадочных места. Застройщик – компания «Энергомонтаж».

Инвесторам предлагается на выбор несколько схем. Первый вариант – строительство вскладчину несколькими участниками. По такой схеме построен детсад на ул. Котовского в Ленинском районе. Инвесторы – три новосибирских предприятия и мэрия. Другая схема предполагает строительство коммерческого детского сада: инвестор строит объект самостоятельно, устанавливает там повышенный уровень оплаты, часть которой мэрия готова дотировать. На таких условиях построен объект на ул. Гоголя в Центральном районе. Третья схема уже реализована в Первомайском районе, она предусматривает строительство инвестором детсада за свой счет и передачу его на баланс муниципалитету, который в течение трех лет выкупает здание.

Еще один пример – реконструкция здания по ул. Коммунистической. Медицинский центр «Авиценна» получил по концессии здание бывшего роддома на улице Коммунистической и в счет концессионной платы проводит бесплатные процедуры ЭКО. Соглашение заключено на 20 лет, корпус остается в муниципальной собственности, объем инвестиций – 46 млн руб. Ранее в этом здании располагался роддом № 1. Здание также является памятником архитектуры, поэтому здесь проводились не только ремонт, но и реставрация.

Помимо концессионной платы, поступающей в бюджет города, соглашения предусматривают, что в течение срока их действия бюджет не несет расходов по содержанию зданий. Сроки действия соглашений определяются в зависимости от объема инвестиций, на практике сложилось, что они не превышают 40 лет.

В рамках другой формы ГЧП – инвестиционной деятельности – осуществлена реконструкция одноэтажного здания магазина по ул. Гоголя, реконструкция административных и производственных зданий, расположенных по ул. Кропоткина, строительство пока единственной в городе механизированной автостоянки здания Дома быта. В собственности муниципалитета находится доля во всех этих объектах.

Помимо образовательных учреждений механизм ГЧП активно используется в сфере ЖКХ. В 2013 году в Новосибирской области начаты пять пилотных проектов государственно-частного партнерства в Колыванском, Болотнинском, Чистоозерном и Краснозерском районах по комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры.

В селе Преображенка Искитимского района введена в эксплуатацию новая котельная, построенная по блочно-модульной технологии взамен устаревшей. Котельная работает на каменном угле. Тепловая мощность составляет 1,26 МВт. Также проведена модернизация тепловой сети поселка, которая имела износ 80 % и находилась в аварийном состоянии. На работы по модернизации затрачено более 13,8 млн руб., в том числе 11 млрд из бюджетов, остальные – средства инвесторов.

Министр экономического развития Новосибирской области Ольга Молчанова рассказала об успешном строительстве котельных в Маслянинском районе.

Мосты и дороги

Президент России Владимир Путин призвал развивать конкуренцию среди компаний при реализации дорожных проектов в рамках государственно-частного партнерства. Путин также призвал тиражировать опыт, примененный при заключении концессионного соглашения на строительство ЦКАД в Подмосковье. Об этом глава государства заявил на заседании президиума Госсовета в Новосибирске.

В регионе уже разрабатывается проект реконструкции автомобильной дороги К-17р «Новосибирск – Кочки – Павлодар» в форме концессионного соглашения. Контракт предполагает обслуживание автомобильной дороги одной компанией в течение 14 лет и будет первым примером контракта жизненного цикла за Уралом.

Как рассказал врио министра транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Титов, реконструкция участка трассы К-17р с 15 по 35 км является одним из приоритетных проектов дорожного строительства в Новосибирской области.

Реконструкция затронет часть трассы от Ордынского кольца до села Ярково. Участок трассы протяженностью 20 км с четырьмя полосами движения и разделением потоков будет отнесен к первой технической категории и, по словам Сергея Титова, будет похож на Северный обход между Новосибирском и Сокуром.

Власти планируют осуществить реконструкцию, используя механизм государственно-частного партнерства: начать в 2015–2017 годах и в течение 12 лет рассчитываться с инвестором. Объем инвестиций в проект оценивается в 24 млрд рублей.

В рамках ГЧП предполагается реализовать еще один крупный инфраструктурный проект – Центральный мост через Обь в Новосибирске. В октябре проект моста был представлен на заседании архитектурно-градостроительного Совета. Специалисты ЗАО «Институт «Стройпроект» предложили шестиполосный мостовой переход протяженностью 5,1 км, длина самого моста через Обь – 1,6 км. Кроме того, в проект входит путепровод на пересечении с железной дорогой, а также система многоуровневых развязок на подъездах к мосту. На правом берегу будут увязаны Каменская магистраль, Красный проспект, ул. Большевистская, ул. Фабричная с выходом на мост. На левом берегу предложено транспортное пересечение в разных уровнях ул. Станционной, проезда Энергетиков, ул. Планировочной, ул. Ватутина, ул. Станиславского и ул. Широкой. Обе развязки относятся к первому классу и предполагают непрерывное движение транспорта без светофоров. Предложено два варианта конструкции моста: с ферменными и балочными пролетными строениями. Самый длинный пролет – 234 м – с вантовым пилоном. Пилон может быть монолитным железобетонным или металлическим решетчатой конструкции.

Проезд по мосту будет платным, поэтому на левом берегу проектировщики предложили разместить кассовый центр, где можно будет произвести плату за проезд по объекту. Стоимость проезда проектировщики обозначили в размере от 30 до 70 руб.

Предполагается, что в рамках механизма ГЧП будет строиться и еще один мощный инфраструктурный объект – Юго-западный транзит, частью которого является Бугринский мост. Стоимость всего обхода, включая мост, составит порядка 25 млрд руб.

Правительство Новосибирской области считает ГЧП основным резервом роста инвестиционной активности в Новосибирской области. Как сообщается на сайте регионального правительства, на данный момент в Новосибирской области реализуется 30 проектов в различных формах государственно-частного партнерства с общим объемом заявленных инвестиций более 26 млрд руб.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ

В последние годы во всем мире происходят значительные институциональные изменения в отраслях, которые раньше всегда находились в государственной собственности и государственном управлении: электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, магистральном трубопроводном транспорте, портах, аэропортах. Правительства передают во временное долго- и среднесрочное пользование бизнесу объекты этих отраслей, оставляя за собой право регулирования и контроля за их деятельностью.

С одной стороны, предприятия инфраструктурных отраслей - в первую очередь их сетевые, монопольные сегменты - не могут быть приватизированы ввиду стратегической, экономической и социально-политической значимости объектов инфраструктуры. Но, с другой стороны, в государственном бюджете нет достаточного объема средств, позволяющих обеспечивать в них простое и расширенное воспроизводство. Для того чтобы разрешить это противоречие, в хозяйственной практике за рубежом используется концепция государственно-частного партнерства (ГЧП, Public-Private Partnership - РРР), которое представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

В современном понимании ГЧП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.

Формы ГЧП

ГЧП имеет широкий спектр различных форм. Это, в первую очередь, разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т. д. Система краткосрочных контрактов достаточно широко используется в хозяйственной практике органов государственной власти и за рубежом, и в современной России.

Другой формой ГЧП являются арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования. В качестве платы за пользование государственным имуществом частные компании вносят в казну арендную плату.

Соглашения о разделе продукции (СРП) - форма ГЧП, которая стала легитимной в 1995 году, после принятия федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». СРП является таким договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору - субъекту предпринимательской деятельности «на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск» . Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела.

Еще одной широко распространенной в России формой ГЧП являются государственно-частные предприятия. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование (корпоратизацию) и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения.

Наконец, наиболее распространенной за рубежом формой ГЧП при осуществлении крупных, капиталоемких проектов являются концессии. Концессия - это система отношений между, с одной стороны, государством (концедентом) и, с другой стороны, частным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства.

В российской практике используются все формы ГЧП, кроме концессий. В то же время концессии - это наиболее развитая, перспективная и комплексная форма партнерства. Во-первых, они, в отличие от контрактных, арендных и иных отношений, носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий. В-третьих, у государства в рамках как концессионного договора, так и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов. В-четвертых, государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжения ею.

Состояние производственной инфраструктуры в России и ГЧП как средство ее совершенствования

Комплекс отраслей производственной инфраструктуры (электроэнергетика, автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, трубопроводный транспорт, коммунальное хозяйство) является наиболее уязвимым местом российской экономики. Его состояние - источник возможных структурных, техногенных и иных кризисов и катастроф. Основные фонды крайне изношены. За последние 10–15 лет практически не осуществлялось инвестиций в развитие инфраструктуры, не строились новые мощности. Даже в условиях продолжающегося в течение последних трех лет экономического роста в России не наблюдается адекватного увеличения производства и массированного притока инвестиций в производственную инфраструктуру.

Важнейшими причинами такой ситуации, с нашей точки зрения, являются:

1) недостаток бюджетных средств для обеспечения расширенного воспроизводства в отраслях инфраструктуры;

2) институциональная неготовность собственника (государства и муниципальных образований) к передаче определенных прав на инфраструктуру бизнесу (в первую очередь в рамках ГЧП);

3) высокие риски инвестирования в капиталоемкие объекты при отсутствии гарантий государства.

Модернизация построенной еще при советской власти производственной инфраструктуры, осуществление крупных проектов по строительству автомобильных и железнодорожных магистралей, портов, аэропортов, энергетических и коммунальных систем в России возможно только с привлечением отечественного и международного капитала на базе ГЧП. Другого рационального и к тому же хорошо проверенного в международной практике решения этой проблемы наше государство, испытывающее недостаток бюджетных средств, просто не сможет найти.

Нам в России необходимо избавиться от своеобразной «детской болезни правизны в капитализме», в соответствии с которой только частная компания эффективна, а государство является неэффективным собственником по определению. Если брать в качестве критерия эффективности прибыль, то в большинстве случаев это так. Но при объективном экономическом анализе нельзя смешивать эффективность с точки зрения хозяйствующего субъекта и эффективность для общества. То, что может быть эффективным для частной компании, вовсе не означает автоматически эффективность для общества. И наоборот: частная компания, например, никогда не станет держать избыточные мощности и дублирующие сети, она их выведет из оборота как неэффективные, а государство в интересах общества, хоть и с повышенными издержками производства, может и должно иметь «запас прочности», достаточный для работы сетевых систем в чрезвычайных ситуациях.

Проблема собственности в государственно-частных партнерствах

В нашей стране очень тяжело, в течение многих лет, через Государственную думу «проходят» законы о концессиях, о платных дорогах, о морских портах, о трубопроводном транспорте и другие, которые должны регламентировать функционирование отраслей с сегментами естественных монополий. Именно эти законы призваны стать правовыми «кирпичиками» государственно-частного партнерства. Но фундаментом здания ГЧП должен стать, как нам представляется, закон о государственной собственности. Именно концепцию этого закона должны развивать упомянутые выше отраслевые законы. Наконец, еще один сегмент правового обеспечения ГЧП составляют подзаконные нормативные акты - инструкции, положения, типовые договоры (инвестиционные, концессионные, на строительство, эксплуатацию и т. п.), разрабатываемые в агентствах и службах.

Отсутствие в России основной формы ГЧП - концессий - обычно объясняют субъективными факторами: низким уровнем правовой и хозяйственной компетентности депутатов Государственной думы, лоббизмом отдельных групп, слабостью институтов гражданского общества и т. п. Но главное препятствие на пути концессий, с нашей точки зрения, носит объективный характер: это отсутствие в России концепции управления государственной собственностью. Государство должно, как это сделано в других странах, посредством концепции, доктрины и законодательства четко очертить границу своей ответственности перед обществом за имеющуюся у него собственность и определить на уровне федерального закона круг объектов, не подлежащих приватизации. Правовой вакуум в этом вопросе только способствует коррупции и приводит к появлению частной монополии на месте государственной монополии со всеми негативными последствиями для государства, общества, да и для бизнеса тоже.

Крюкова Екатерина Леонидовна

Лемьева Ирина Витальевна , Московский государственный университет дизайна и технологии, Россия

Translation will be available soon.

Первая тенденция : формирование развитой законодательной базы в сфере ГЧП. На федеральном уровне в 2015 г. был принят Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Другими важными правовыми актами этой сферы стали закон о Банке развития, о правилах отбора инвестиционных проектов, о концессионных соглашениях.

Региональное законодательство представлено законами субъектов РФ о ГЧП (см. рисунок 1 ). На муниципальном уровне принимаются аналогичные нормативно-правовые акты. Также сферу ГЧП регулируют типовые концессионные соглашения и методические указания.

Рисунок 1. Развитие регионального законодательства о ГЧП в РФ по состоянию на март 2015 г.

Источник: составлено авторами

Специалисты Центра развития ГЧП считают, что региональное законодательство о ГЧП необходимо совершенствовать в следующих направлениях.

1. Определить потребности региона в инфраструктурных объектах, исходя их прогнозных и фактических социально-экономических и макроэкономических показателей (демографический прогноз, рост транспортной нагрузки).

2. Интегрировать показатели развития инфраструктуры в прогнозные документы субъекта РФ.

3. Закрепить конкретные мероприятия по применению и развитию механизмов ГЧП, а также показатели по привлечению внебюджетных средств в документах планирования субъекта РФ.

Вторая тенденция : дифференциация субъектов РФ по участию в ГЧП. Согласно расчету специалистов, все субъекты страны можно разделить на 5 групп (таблица 1) . Более половины субъектов страны имеют низкий или очень низкий уровень развития ГЧП. Данная ситуация объясняется слабой развитостью институциональной среды (отсутствие планов по использованию ГЧП в регионе, документально зафиксированных моделей реализации ГЧП, уполномоченных органов по координации ГЧП). Это сказывается на недостаточности опыта осуществления проектов ГЧП, а значит – низкой инвестиционной привлекательности.

Субъекты первых трех групп обеспечили свое выгодное положение за счет эффективной системы управления ГЧП. Она, как правило, включает наличие единого органа, ответственного за выбор частного партнера, учет ГЧП в документах стратегического планирования развития субъекта РФ, предоставление налоговых и неналоговых льгот, Интернет-ресурса, позволяющего получить всю актуальную информацию об экономике региона. Важное значение имеет также количество реализованных проектов. Одним из последних проектов в Москве стало строительство «Северного дублера Кутузовского проспекта», в Ленинградской области – строительство реабилитационного центра в п. Коммуна, в Московской области – два проекта в сфере водоснабжения и водоотведения с привлечением в качестве концессионера ГК «Мортон», а также подведение итогов конкурса по строительству онкорадиологических центров, где концессионером выступает ПЭТ-Технолоджи (дочерняя компания «Роснано»).

Наименование субъекта РФ

Регионы – лидеры по уровню развития ГЧП (60–75%)

Р. Татарстан, Новосибирская область, Нижегородская область, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Москва.

Регионы с высоким уровнем развития ГЧП (45–60%)

Р. Башкортостан, Р. Удмуртия, Р. Коми, Пермский и Краснодарский края, Самарская, Свердловская, Московская, Воронежская, Ульяновская, Тульская, Ростовская, Владимирская, Ярославская, Тамбовская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ.

Регионы со средним уровнем развития ГЧП (35–45%)

Р. Саха, Р. Бурятия, Р. Чувашия, Хабаровский и Приморский края, Калужская, Оренбургская, Псковская, Белгородская, Рязанская, Амурская, Сахалинская, Вологодская, Липецкая, Мурманская, Омская области.

Регионы с низким уровнем развития ГЧП (25–35%)

Р. Тыва, Р. Хакасия, Р. Карелия, Р. Мордовия, Алтайский, Красноярский, Ставропольский, Камчатский края, Кемеровская, Саратовская, Тверская, Томская, Пензенская, Кировская, Калининградская, Брянская, Астраханская, Челябинская, Иркутская, Смоленская, Ивановская, Новгородская, Костромская, Курганская, Курская, Архангельская, Волгоградская области, Еврейская автономная область.

Регионы с очень низким уровнем развития ГЧП (0–25%)

Р. Чечня, Р. Алтай, Р. Северная Осетия – Алания, Р. Калмыкия, Р. Крым, Р. Дагестан, Р. Кабардино-Балкария, Р. Марий Эл, Р. Карачаево-Черкесия, Р. Адыгея, Р. Ингушетия, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Забайкальский край, Тюменская, Орловская, Магаданская области, Севастополь.

Источник: составлено авторами

Третья тенденция : выделение приоритетных сфер ГЧП в зависимости от социально-экономических потребностей общества (см. рисунок 2 ).


Рисунок 2. Сферы реализации ГЧП-проектов по состоянию на март 2015 г.

Источник: составлено авторами

Согласно приведенным данным, лидирующей сферой реализации ГЧП-проектов в прошлом году являлось ЖКХ – 194 осуществленных проекта. В социальной сфере этот показатель составлял 165 проектов, в энергетической сфере – 163 проекта, в транспортной сфере – 64 проекта. На сегодняшний день на разных стадиях реализации находятся 1285 проектов. Из них 505 проектов – в энергетической сфере, 482 проекта – в коммунальной сфере, 203 проекта – в социальной сфере, 95 проектов – в транспортной сфере. Значительный прирост ГЧП-проектов в энергетической сфере объясняется привлечением представителей отечественного и зарубежного бизнеса для строительств энергомоста и транспортного моста в Р. Крым.

Четвертая тенденция : выделение приоритетных форм ГЧП. В сложившейся практике выделяют четыре формы:

- концессионное соглашение;

- соглашение о ГЧП;

- договор аренды с инвестиционными обязательствами;

- контракт жизненного цикла.

Формы реализации ГЧП отличаются степенью ответственности, которую публичный и частный партнеры берут на себя, за капитальное и текущее вложения, эксплуатацию, риски. Например, в первой форме ГЧП участвуют два партнера: концессионер и концедент. Концессионер – это индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо. Он обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать имущество и осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения. Концедентом является уполномоченный орган федерального, регионального или муниципального уровней. Концедент обладает правом собственности на создаваемое концессионером имущество и обязуется предоставить ему на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения. На муниципальном уровне основными отраслями концессионных соглашений являются п роизводство, передача и распределение тепловой и электрической энергии, а также системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения и отдельные объекты таких систем.

На региональном уровне концессии применяются в отношении объектов социальной сферы (здравоохранение и спорт), объектов коммунальной инфраструктуры (ВКХ, ТБО) и сферы энергетики. На уровне федерации практикуются концессии для создания автодорожной инфраструктуры.

Четвертая форма ГЧП (контракт жизненного цикла) представляет собой договор, по которому государство на конкурентной основе заключает с частным партнером соглашение на проектирование, строительство и эксплуатацию объекта на срок жизненного цикла объекта и осуществляет оплату по проекту равными долями после ввода объекта в эксплуатацию. В настоящее время в России реализуются только два контракта жизненного цикла, один из которых находится на прединвестиционной фазе, другой – на инвестиционной базе. Оба контракта выполняются в Уральском федеральном округе на муниципальном уровне. Их стоимость составляет 9 988 971 р. Некоторые специалисты к формам ГЧП относят также особые экономические зоны и государственные закупки.

Пятая тенденция : согласно аналитическим данным Соколова С.Л., в сфере ГЧП обнаружена следующая закономерность. Чем выгоднее ГЧП-проект, тем доля государственных инвестиций ниже. Предприниматели охотнее финансируют те отрасли, в которых существует гарантия прибыли (см. таблица 2 ). В непривлекательные отрасли для бизнеса в большей степени государство вынуждено вкладывать ресурсы для выполнения своих социальных функций (Соколов, 2013) .

Таблица 2

Структура инвестиций в проекты ГЧП за период 1996-2012 гг.

Отрасль реализации проекта

Объем инвестиций в проект ГЧП

(среднее значение, %)

Государственные

Частные

1. АПК

10,9

89,1

2. Добыча полезных ископаемых

15,3

84,7

3. ЖКХ

26,1

73,9

4. Здравоохранение

24,6

75,4

5. Культура

17,5

82,5

6. Образование

87,0

13,0

7. Промышленное производство

13,0

87,0

8. Развитие территорий

19,9

80,1

9. Строительство

15,0

85,0

10. Транспорт

40,2

59,8


Правительство Москвы - это привлечение государством частного партнера для Государственно-частное партнерство строительства, реконструкции, модернизации, тех.обслуживания, эксплуатации, предоставления услуг населению на условиях распределения рисков, компетенций, ответственности, определяемых контрактом, совокупностью нормативных актов, действующих на момент подписания контракта


Правительство Москвы Преимущества ГЧП для партнеров Государство Частный партнер Решение проблем Более качественное выполнение государством своих обязательств перед гражданами Привлечение компетенций частного партнера для выполнения государственных задач Повышение эффективности использования бюджетных средств Бюджетная эффективность Стабильный выгодный бизнес на долгий срок в прежде исключительно государственных отраслях Возможность привлечения заемного финансирования Сбалансированное распределение рисков = четкое распределение прав, обязанностей, ответственности РАЗВИТИЕ НА УСЛОВИЯХ ПАРТНЕРСТВА


Правительство Москвы Модели ГЧП в Российской Федерации o Формы контракта -Инвестиционное соглашение (контракт) о реализации проекта -Договор аренды муниципального имущества с внесением неотделимых улучшений (модернизация/ реконструкция) -Соглашение о ГЧП (BOT/BOLT) -Концессионное соглашение (BTO), в т.ч. с использованием принципов контракта жизненного цикла -Контракт на предоставление услуг o Правовая основа -Контракты ФЗ-115 «О концессионных соглашениях» Гражданский кодекс -Процедуры Земельный кодекс Градостроительный кодекс ФЗ-94 «О закупках товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд» ФЗ-135 «О защите конкуренции» Приказ ФАС 67 об утверждении Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды Региональные законы о ГЧП Инвестиционный фонд РФ -Обеспечение обязательств публичного партнера Бюджетный кодекс ФЗ-210 «Об основах регулирования тарифов…» Отраслевое регулирование Региональное законодательство


Правительство Москвы Примеры проектов ГЧП в России o Аэропорты: – Домодедово, Кольцово (аренда с инвестициями) – Шереметьево (инв. контракт) – Пулково (ВОТ) o Автодороги: – Москва – Санкт-Петербург (15-58 км) (конц.) – объезд Одинцово (M4) (конц.) – мост Нижний Новгород (подготовка BOLT) o Скоростной трамвай: – Надземный экспресс СПб (ВОТ, отложен) o Вода: – проекты ОСВ/ОСК в Москве и Санкт- Петербурге (BOT) – Водоканал Ростов-на-Дону (аренда с инвестициями) – свыше 30 долгосрочных договоров аренды в городах России, – региональная концессия в Краснодарском крае – пилотные проекты подготовки концессий Екатеринбург, Красноярск, Саратов в рамках группы Шувалова – Региональный проект стр-ва ОСК в 22 муниципальных образованиях Карелии (BOLT) o Теплоснабжение: – МОЭК (акционирование) – концессия в Иркутске – свыше 30 долгосрочных договоров аренды в городах России – пилотные проекты подготовки концессий Новосибирск, Екатеринбург в рамках группы Шувалова – Лентеплоснаб (простое товарищество) o Обращение с отходами: – МСЗ Москва (ВОТ) – Завод в Янино, СПб (BOT) – МСЗ Алтуфьево (концессия, отложена) – МПЗ в Нижнем Новгороде (концессия) o Социальная инфраструктура: – ФОК в Нижегородской обл. (концессии) – Дворец искусств в СПб (ВОТ) – 80 школ в ХМАО (BOLT, подготовка) o Инфраструктура для регионального развития: – проекты ГЧП при участии Инвестфонда РФ (инвест.соглашения) – инфраструктура для промплощадок в Калужской области (проект TIF)


Правительство Москвы Основные факты о городе Москва Кредитный рейтинг S&P ВВВ/Стабильный/- Кредитный рейтинг Fitch ВВВ/Позитивный/- Инвестиционный рейтинг Эксперт РА 1В (высокий потенциал – умеренный риск) ВРП 4050 млрд. руб. Доходы бюджета 1128 млрд. руб. в 2010 г. Уровень долговой нагрузки бюджета 27,5% Долгосрочные программы развития >90% расходов бюджета Резервный фонд 15 млрд. руб. ВРП на душу населения 30,19 тыс. евро Отношение доходов населения к стоимости набора товаров и услуг 3,6 Индекс потребительских цен 7,8% Объем платных услуг населению 955,3 млрд. руб. Численность населения 11,5 млн. чел. Численность трудоспособного населения 9,6 млн. чел Численность занятых 6,3 млн. чел. 90% расходов бюджета Резервный фонд 15 млрд. руб. ВРП на душу населения 30,19 тыс. евро Отношение доходов населения к стоимости набора товаров и услуг 3,6 Индекс потребительских цен 7,8% Объем платных услуг населению 955,3 млрд. руб. Численность населения 11,5 млн. чел. Численность трудоспособного населения 9,6 млн. чел Численность занятых 6,3 млн. чел.">


Правительство Москвы Применение ГЧП необходимо для развития инфраструктуры Москвы Москва заинтересована в реализации необходимых для дальнейшего развития и решения накопившихся проблем города проектов Использование бюджетных средств для решения этих задач имеет целый ряд ограничений и недостатков Москва заинтересована в привлечении частного бизнеса для реализации инвестиционных инфраструктурных проектов Проекты развития инфраструктуры должны быть инвестиционно привлекательны для бизнеса, механизмы реализации должны быть приемлемы и легитимны Не вызывает сомнения инвестиционная привлекательность Москвы, возможность реализации проектов ГЧП в Москве на принципах «платит государство» и/или «платит потребитель»


Правительство Москвы Водоснабжение и водоотведение -Станция очистки сточных вод (Южное Бутово); -Станция очистки сточных вод (г. Зеленоград); -Юго-Западная водопроводная станция Примеры пилотных проектов ГЧП Москвы Здравоохранение -Детская клиника МЕДСИ на Пироговской ул. Транспорт -Автодорога Москва - Санкт- Петербург (18-58 км) -Станция метро «Мякинино»


Правительство Москвы О Внешэкономбанке Статус «государственная корпорация», некоммерческая организация Председатель Наблюдательного совета Внешэкономбанка – Председатель Правительства Российской Федерации Деятельность регулируется специальным Федеральным Законом РФ 82-ФЗ «О Банке развития» Деятельность не регулируется Центральным банком РФ Действует на условиях безубыточности (срочность, платность, возвратность) Освобождена от налога на прибыль Более 2 млрд. руб. ОПЕРАЦИИ КРИТЕРИИ ОТБОРА ПРОЕКТОВ Время окупаемости проекта Общий объем инвестиций в проект Размер инвестиций Внешэкономбанка в проект Приоритет использования инструментов ГЧП Приоритет использования инструментов ГЧП Целесообразность участия в Проекте – направления и отрасли Целесообразность участия в Проекте – направления и отрасли Более 1 млрд. руб. МЕМОРАНДУМ О ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ ВНЕШЭКОНОМБАНКА Займы Гарантии Участие в капитале Инвестиционное консультирование Более 5 лет


Правительство Москвы Основная цель – оказывать качественную поддержку органам государственного и муниципального управления в целях поддержки реализации отраслевых, региональных или городских стратегий развития общественной инфраструктуры на условиях ГЧП Основные задачи Центра ГЧП Внешэкономбанка Услуги инвестиционного консультирования ОГМУ Программа финансового содействия проектам развития (ФСПР) Поддержка реализации проектов ГЧП Развитие институтов ГЧП в составе ОГМУ Развитие нормативной базы Обобщение и распространение передового опыта, переподготовка кадров ОГМУ Развитие новых моделей ГЧП Сбор данных о развитии рынка проектов ГЧП, привлечение квалифицированных частных партнеров Создание условий для реализации проектов ГЧП


Правительство Москвы Услуги инвестиционного консультирования Внешэкономбанк является финансовым консультантом Правительства РФ по оценке финансовой, бюджетной и экономической эффективности проектов, претендующих на средства Инвестиционного Фонда РФ С 2010 Внешэкономбанк является единственным исполнителем услуг по инвестиционному консультированию для государственных нужд субъектов РФ по формированию инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях ГЧП (распоряжение Правительства РФ 1372-p от) Инвестиционное консультирование оказывается по проектам, реализация которых предполагается с использованием: Ответственным подразделением Внешэкономбанка за оказание услуг инвестиционного консультирования является Центр ГЧП Инвестиционный фонд РФ ОЭЗ Региональный закон о ГЧП Концессия


Правительство Москвы Финансовое содействие проектам развития Размер финансирования: 2 млрд. руб. ежегодно Срок реализации Программы: 5 лет проектов в год Сферы реализации: Энергосервисный контракт Инвестиционный фонд РФ Особые экономические зоны Региональный закон о ГЧП Концессия Формы ГЧП: Экология Энергоэффективность Инфраструктурные площадки под застройку Системы массового транзита Информатизация и госуправление Социальная инфраструктура ФИНАНСОВОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПРОЕКТАМ РАЗВИТИЯ (ФСПР) Требования к проектам: федеральное, региональное или межмуниципальное значение, содействующие развитию агломераций срок подготовки проекта не более 2 лет объем участия зависит от капиталоемкости проекта или условий ДИК/ГК средства предоставляются на возвратной основе через СПК или в рамках ДИК/ГК первый этап участия в ФСПР – подготовка заявки ОГМУ


Правительство Москвы Содействие Внешэкономбанка развитию проектов ГЧП В Москве СОЗДАНИЕ ФСПР Решение Наблюдательного совета Внешэкономбанка от г. об участии Внешэкономбанка в ФСПР ОБРАЩЕНИЕ МОСКВЫ В ВЭБ Резолюция Председателя Правительства РФ В.В. Путина на письмо Мэра Москвы С.С. Собянина /0 от г. об участии Внешэкономбанка в реализуемых в городе Москве проектах на основе ГЧП УЧАСТИЕ МОСКВЫ В ФСПР Решение Наблюдательного совета Внешэкономбанка () выделить в рамках ФСПР 900 млн. рублей в 2011 году для подготовки проектов ГЧП города Москвы ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОСКОНТРАКТОВ ПРОЕКТЫ ГЧП МОСКВЫ




Правительство Москвы Пайп-лайн проектов ГЧП Москвы в транспортной сфере Строительство транспортной развязки и платной многоярусной парковки на площади Тверской заставы Строительство транспортно-пересадочных узлов в городе Москве Создание городской транспортной системы скоростного трамвая Строительство береговой инфраструктуры для развития речного транспорта города Москвы


Правительство Москвы Пайп-лайн проектов ГЧП Москвы в сфере водоснабжения и водоотведения Строительство озона-сорбционного блока на Северной станции водоподготовки МГУП Строительство и эксплуатация производства по сжиганию илового осадка на Люберецких очистных Строительство новых зданий и сооружений по глубокой очистке сточной воды с полной биологической очисткой с удалением биогенных элементов на территории Курьяновских очистных сооружений МГУП "Мосводоканал" Строительство производства по термическому обезвреживанию (сжиганию) осадка сточных вод, механически обезвоженного на территории 19-ой иловой площадки МГУП «Мосводоканал»




Правительство Москвы Пайп-лайн проектов ГЧП Москвы в сфере обращения с отходами Реконструкция (модернизация) и эксплуатация "Завода по термическому обезвреживанию ТБО 2" Строительство завода по сжиганию биологических и медицинских отходов в рамках перебазирования ветеринарно-санитарного завода "Эколог" с территории Люберецких полей аэрации в Коломенский район Московской обл. Строительство и эксплуатация производства по сжиганию медицинских отходов и в комплексе с блоком сжигания осадков сточных вод на 8-ой иловой площадке Люберецких очистных сооружений Строительство и эксплуатация производства термического обезвреживания токсических промышленных отходов на территории групповых очистных сооружений Строительство объектов комплексной схемы управления отходами Москвы и Московской области


Правительство Москвы Основные схемы реализации проектов на условиях ГЧП BOLT КОНЦЕССИЯ (BTO) Применяемое законодательство Источники окупаемости Источники финансирования Возможности государственной поддержки 1. ФЗ РФ от г. 115 «О концессионных соглашениях» 1. Работы по проектированию объекта 2. Финансирование проекта 3. Строительство объекта 4. Передача в собственность заказчику 5. Эксплуатация и обслуживание объекта в течение срока действия контракта 6. Сбор платы за пользование объектом Плата за пользование объектом Обязательства инвестора НПФ, МФО, РФО, финансовые институты Платежи заказчика, в т.ч. за счет дополнительных доходов бюджета от развития территории и сбора платы за пользование объектом 1. Работы по проектированию объекта 2. Финансирование проекта 3. Строительство объекта 4. Передача для эксплуатации заказчику 5. Обеспечение эксплуатационной готовности в течение срока действия контракта 6. Передача объекта в собственность заказчику после окончания действия контракта 1. Гражданский кодекс РФ 2. Закон субъекта РФ НПФ, МФО, РФО, финансовые институты Внешэкономбанк Государственные гарантии Инвестиционный фонд РФ Внешэкономбанк Государственные гарантии Инвестиционный фонд РФ

Для дорожных проектов государственно-частного партнёрства в России 2014 год юбилейный. Около 10 лет назад в стране активно начала развиваться популярная в мире схема сотрудничества властей с бизнесом. Отправной точкой для этого в РФ стала разработка законопроекта «О концессионных соглашениях», который приняли в 2005 году.

Портал «ДорИнфо» выбрал десятку наиболее известных и крупных объектов, которые возведены, строятся, проектируются или планируются к реализации по схеме ГЧП. Конечно, таковых в российских регионах уже гораздо больше и все они важны. В материале же собрана информация о тех из них, которые, по мнению редакции, стали знаковыми не только для своего региона, но и в целом для страны.

1. Западный скоростной диаметр, Санкт-Петербург

ЗСД - это первая в России платная скоростная городская магистраль. Более того, один из крупнейших в мире примеров государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства. Обоснование инвестиций для возведения магистрали началось в 1997 году, в 2005 году приступили к строительству I очереди ЗСД.

Южный участок ЗСД (в районе Благодатной улицы до набережной реки Екатерингофки) открыли в октябре 2012 года. Практически через год в действие ввели и северный участок магистрали (от Приморского проспекта до трассы «Скандинавия»). В августе 2013 года его открывал президент России Владимир Путин.

Автодорога пройдет по территориям Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям в обход всех населенных пунктов. Она практически параллельна существующей трассе М-10, за исключением нескольких точек пересечения с ней.

Строительство автомагистрали М-11 «Москва – Санкт-Петербург» идет в несколько этапов, каждый из которых является самостоятельным инвестиционным проектом. Первый участок трассы М-11 в обход . Готовится к введению в эксплуатацию 23 декабря и еще один участок – обход Химок. Новая скоростная дорога «Москва - Санкт-Петербург» будет целиком построена в 2018 году.

5. Центральная кольцевая автомобильная дорога, Московская область

Грандиозный по своим масштабам и капиталовложениям проект планируют реализовать к 2018 году – возвести ЦКАД. Магистраль, которая, по мнению заказчика – ГК «Автодор», ляжет в основу опорной сети скоростных дорог Российской Федерации, станет частью международных транспортных коридоров и в корне изменит транспортные потоки Московского региона и европейской части России.

Проект ЦКАД вызвал немало споров по поводу соотношения цены и эффективности среди транспортников, экологов и автомобилистов. Но, несмотря на противоречивые мнения, торжественная церемония закладки памятной капсулы, знаменующей начало строительства .

Проект строительства «Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области А-113» состоит из пяти пусковых комплексов, которые реализуют по принципу государственно-частного партнерства. Общая протяженность Центральной кольцевой составит 529,9 км.

Стоимость ЦКАД оценена примерно в 300 млрд. рублей, из которых 150 млрд. - средства Фонда национального благосостояния. Проезд по первой, третьей и четвертой секциям ЦКАД будет платным - 2,32 рубля за километр. Пятая секция, так называемый Звенигородский ход, соединяющая скоростную трассу М-11 «Москва - Санкт-Петербург» и трассу М-3 «Украина», будет бесплатной. Завершить строительство пусковых комплексов №1, №3, №4, №5 планируется в 2018 году. Возведение второго .

6. Мосты через реку Кама и Буй, Удмуртия

Концессионный проект по строительству моста через Каму на форуме «Инвестиции в России» вошел в тройку лидеров в номинации «Государственно-частное партнерство: сделка 2013 года». После долгих поисков инвестора соглашение о возведении объекта было подписано в октябре 2013 года. Осенью того же года в Удмуртии началось строительство моста через Каму.

Помимо строительства моста через Каму в районе Камбарки в рамках реализации этого же проекта мостовики возведут неподалеку переправу через реку Буй. Общая стоимость двух мостов оценена почти в 14 млрд. рублей. Из них 10 млрд. 84 млн. выделяет концессионер, 2 млрд. 560 млн. предоставляет инвестиционный фонд России и 1 млрд. 343 млн. – это .

Завершить возведение мостов планируется в 2016 году. При этом рабочее движение по сооружениям могут открыть уже в 2015 году.

7. Путепровод, Рязань

Первый платный путепровод в России построил частный инвестор в Рязани. Сооружение было возведено через железнодорожные пути и открыто для проезда в декабре 2012 года.

Рязанский путепровод соединил два микрорайона - Соколовка и Дашково-Песочня. Последний относится к активно развивающейся территории, где количество автомобилей в перспективе увеличивается.

Инвестор за полгода вложил в строительство путепровода 252 миллиона рублей и возвращает затраты с помощью платы за проезд. Срок окупаемости проекта, по оценкам инвестора, - 10-15 лет. А через 20 лет компания передаст путепровод в собственность муниципалитета. Альтернативная бесплатная дорога .

8. Плата за проезд по федеральным трассам с «12-тонников»

В этом году, наконец, стала известна компания, которая реализует первый и нестандартный для России проект по введению платы за проезд по федеральным дорогам для автомобилей массой свыше 12 тонн.

Конкурс на право заключения концессионного соглашения был объявлен в сентябре 2013 года. В том же месяце Федеральное дорожное агентство провело Road Show проекта. После чего Росавтодор не единожды продлевал срок подачи конкурсных предложений по реализации «Системы взимания платы с 12-тонников». Сам же срок введения платы за проезд по федеральным дорогам для «12-тонников» был в конечном итоге перенесен с 1 ноября 2014 года на 15 ноября 2015 года.

А в августе 2014 года Федеральное дорожное агентство отменило открытый конкурс на создание системы взимания платы, сообщив, что проект будет реализован на других условиях. Их должно было

Решение главного исполнительного органа страны не заставило себя долго ждать. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении оператора системы взимания платы 29 августа. Им стала компания «РТ-Инвест». Она-то и реализует в России нашумевший проект о взимании платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам. При этом представитель компании подтвердил возможность увеличения платы за километр проезда по федеральным трассам с 3,5 рубля до 3,73 рубля.

9. Мост через реку Лена, Якутия

Еще более многострадальным, как оказалось впоследствии, стал проект строительства моста через Лену в Якутии, который должен обеспечить круглогодичную бесперебойную поставку грузов на Дальний Восток. Хотя сначала дела для жителей региона вечной мерзлоты, где и собирались возводить долгожданный мост, шли вполне оптимистично.

В апреле 2014 года Росавтодор объявил победителя концессионного конкурса на строительство моста Им стал консорциум ООО «Транспортные Концессии (Саха)». В состав консорциума во главе с ООО «Транспортные концессии (Саха)» вошли ОАО «Банк ВТБ», ОАО «УСК «Мост», ОАО «Бамстроймеханизация», ОАО «Институт «Стройпроект». Свои письма поддержки консорциуму также предоставили компании, чей опыт, компетенции и ресурсы могли быть привлечены участником в ходе реализации проекта. Среди них Vinci Concessions, ЕБРР, РФПИ, Банк ВТБ, «Газпром-банк», Международная финансовая компания IFC. Стоимость строительства мостового перехода через Лену оценивалась в 47 млрд. рублей.

Однако победителю и всем, кто его поддержал, пока так и не суждено осуществить столь масштабный проект. В марте вице-премьер правительства РФ, полпред в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев высказал сомнение в прозрачности проведения и выбора участников конкурса на строительство мостового перехода через реку Лену.

А с мая 2014 года в СМИ стали появляться новости о том, что реализация проекта может быть отложена. Власти Якутии неоднократно говорили, что региону крайне необходим мостовой переход через Лену, и даже предложили средства от продажи доли акций «АЛРОСА» Министр транспорта Максим Соколов уверял, что его ведомство будет отстаивать мост через реку Лена.

Но в ноябре президент России Владимир Путин сказал, что проект моста через Лену в Якутии должен быть не только социальным, но и экономически обоснованным и целесообразным. И уже в начале декабря 2014 года министр транспорта России Максим Соколов заявил, что решение по проекту строительства моста

10. Кольцевая автодорога, Владивосток

В ближайшее время в Приморье, возможно, появится самое восточное дорожное кольцо России – . Проект объездной дороги вокруг Амурского залива начали разрабатывать еще в 70-х годах прошлого века. Но распад СССР нарушил все планы. В последние годы власти города активно заговорили о реализации проекта Владивостокской кольцевой автодороги.

На совещании в октябре 2013 года компания-подрядчик (ЗАО «Институт Гипростроймост - Санкт-Петербург»), занимающаяся проработкой ВКАД, предложила два варианта прохождения магистрали. Первый вариант - низководный мост вдоль побережья Амурского залива – предполагает высокоскоростную магистраль без светофоров и перекрёстков. Второй - городская дорога по берегу - включает в себя расширение существующих улиц и более низкую скорость движения. Позже был выработан компромиссный третий вариант. В нём трасса вдоль Амурского залива проходит частично и по берегу, и по акватории.

Мэр Владивостока поручил подготовить укрупненный расчёт стоимости и визуализировать предложенные варианты. Строительство дороги специалисты оценивают ориентировочно в 30-40 млрд. рублей.

Летом 2014 года полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев предложил привлечь к . О своей готовности принять участие в проекте на условиях концессии на 20 лет уже заявили китайские инвесторы.

Подготовила Марина Костюкевич

Фото из архива «ДорИнфо» и открытых источников Интернета.