Характеристика договоров на негосударственное пенсионное обеспечение. Что такое негосударственное дополнительное пенсионное обеспечение? Порядок и условия изменения и расторжения договора

Сегодня в Российской Федерации присутствуют два типа обеспечения пенсии:

  • Добровольное. Денежные средства перечисляются по инициативе руководителя компании или самим жителем Российской Федерации;
  • Обязательное. Денежные средства перечисляются государством.

Дополнительная пенсия служит частью обязательной. Для того чтобы претендовать на нее, потребуется заключить договор с одной из компаний негосударственного фонда (НПФ).

Негосударственное пенсионное обеспечение 2018

Такие организации были созданы с целью увеличения размера текущих выплат. Для этого нужно систематически переводить денежные средства в НПФ на протяжении длительного периода. Перечисления взносов, как правило, могут быть осуществлены как физическими лицами, так и компаниями для обеспечения пенсиями собственных работников.

Федеральный закон о негосударственном пенсионном обеспечении

Вся работа НПФ относится к закону под номером 75 ФЗ относительно негосударственных пенсионных фондов.

На протяжении активной работы сотрудники подобных организаций формируют накопления. Подобные денежные средства организация должна предоставить в доверительное управление в несколько организаций для последующего качественного инвестирования. Законодательство РФ также определяет активы, способствующие эффективному инвестированию денежных средств, так и структуру портфеля инвестора.

Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения

В 1992 году были созданы первые организации, которые именовались негосударственными Пенсионными Фондами в Российской Федерации. С того момента российская экономика несколько раз пошатнулась, пережив кризисы 1998 года и период с 2008 по 2009 год. Несмотря на это, отлаженная система подобных организаций устояла перед экспериментами и эффективно продолжает развиваться. Тем не менее, появились вопросы, которые касаются дальнейшего развития. Одна из основных проблем подобных организаций — безопасность жителей РФ в финансовой сфере, касающихся накоплений.

При этом стремительную набирает популярность государственная система, позволяющая страховать вклады. Если гражданин решит положить свою заработную плату на счет кредитной организации на короткий срок, возврат будет гарантирован. Однако денежные средства, которые были отложены на десятилетия, не имеют никаких гарантий по возврату. По этой причине многие граждане не доверяют НПФ. Это существенно приостанавливает их развитие в дальнейшем.

Виды возможного пенсионного обеспечения граждан

Как правило, при использовании стандартного пенсионного обеспечения, вы можете претендовать на следующие виды пенсий:

  • Накопительная;
  • Страховая.

Общий предоставляемый гражданам размер подобных выплат относительно небольшой. Хорошо жить на эти денежные средства будет трудно.

Поэтому многие люди заранее задумываются о своем будущем. Чтобы улучшить свое финансовое положение на старости лет, некоторые решаются на заключение договора с НПФ.

В этом случае пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных взносов вкладчиков. В качестве клиентов таковыми могут быть юридические и физические лица. Взаимоотношение и особенности между ними контролируется заранее заключенным договором.

Компании также идут на заключение подобных договоров для своих сотрудников. К примеру, масштабная компания Газпром активно участвует в программе негосударственного Пенсионного обеспечения.

За чей счет и каким путем осуществляется негосударственное пенсионное обеспечение?

Для участия в негосударственном Пенсионном обеспечении, необходимо для начала выбрать один из предлагаемых планов. В зависимости от выбранной схемы определяется периодичность, размер взноса, объем выплат и последующие сроки начисления пенсии. После определения всех условий, заключается контракт с конкретной компании.

Вы можете добровольно вносить платежи для себя, своего ребенка или другого близкого вам человека. Вы работодатель? Тогда вы можете производить выплаты за работающего в вашей компании работника. Дополнительная корпоративная пенсия — еще один пункт в социальном пакете при трудоустройстве в компанию. Считается добровольным. При этом это позволяет не только улучшить доверительные отношения к компании, но и повысить итоговую оценку в глазах потенциальных сотрудников.

Договор о негосударственном пенсионном обеспечении

При заключении договора клиент получает неоценимые преимущества. Его денежные средства защищены, а выплаты будут осуществляться в виде пенсии. С иной стороны существуют как проверенные компании, так и мошенники, которые обманывают людей, а также не возвращают оплаченные денежные средства. Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в разных компаний различный и зависит как от рейтинга, так и от количества участников.

Заявление о расторжении договора негосударственного пенсионного обеспечения

Если организация, с которой был заключен договор, не устраивает клиента по каким-то причинам, он может расторгнуть договор до истечения прописанного в нем срока. Но в момент заключения договора обязательно обратите на эту строчку внимания. Ведь каждый фонд имеет индивидуальные условия к вкладчикам, поэтому в некоторых из них преждевременное расторжение считается недопустимым.

В соответствии с законодательством РФ, менять организацию НПФ можно ежегодно. Однако если с момента заключения договора прошло менее одного года, делать этого вы не имеете права. В ином случае обратитесь с заявлением, в котором предварительно должна быть изложена подробная причина перехода в иную организацию. Чтобы написать заявление, воспользуйтесь предоставленным ниже образцом.

В любом государстве, Россия не является исключением, предусмотрена социальная поддержка граждан преклонного возраста и других категорий населения, не способных по той или иной причине обеспечивать себя материально. Однако существуют и другие возможности предоставления подобных выплат, к которым относится и негосударственное пенсионное обеспечение.

В этой статье пойдет речь о порядке оказания такой поддержки, кому, какими структурами и на каких условиях она может оказываться.

Негосударственным дополнительным пенсионным обеспечением называют материальную поддержку людям пожилого возраста. Оно предусматривает:

  • уплату отчислений на добровольной основе;
  • предоставление выплат, когда страховой стаж отсутствует;
  • досрочное назначение пособий.

У любого гражданина, достигшего совершеннолетия, имеется возможность самостоятельно позаботиться о таком обеспечении. Для этого нужно заблаговременно определиться с и перечислять туда определенные суммы, чтобы формировалась дополнительная пенсия.

На некоторых крупных предприятиях и организациях это осуществляется корпоративно. Организация, таким образом, сама оказывает поддержку своим работникам, путем перечисления в НПФ дополнительных взносов за время работы сотрудников в фирме. Работодатель заключает договор негосударственного пенсионного обеспечения в пользу своего сотрудника, благодаря чему, при завершении трудовой деятельности, ему начисляется соответствующее пособие.

Договором негосударственного пенсионного обеспечения определяется порядок образования такого пособия, и как будут производиться выплаты.

Внимание! Работодатель может побеспокоиться о социальной защищенности работника, самостоятельно заключив в его пользу договор НПО с соответствующей организацией.

Регулирование прав и обязанностей всех сторон, задействованных в данном процессе, регламентируется ст. 13, 14 ФЗ №75 о негосударственном пенсионном обеспечении, принятым в мае 1998 года.

В РФ актуальность темы негосударственного пенсионного обеспечения особенно важна, поскольку государственная пенсия далеко не всегда в состоянии обеспечить необходимый уровень жизни.

По причине разных финансовых возможностей граждан стратегия вкладов в НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению должна учитывать индивидуальные особенности того или иного лица. В соответствии с заключенным договором, определяется, как и в каком размере будут производиться перечисления.

В соответствии со ст. 12 указанного выше законопроекта, для договора обязательным условием является включение следующих сведений:

  • основных данных сторон;
  • информации по существу соглашения;
  • прав и обязанностей участников договора;
  • как будут вноситься взносы;
  • пенсионных схе;
  • каким образом будут производиться выплаты;
  • меры ответственности участников договора за нарушение исполнения обязанностей;
  • по какой срок будет действовать договор;
  • как будут решаться спорные вопросы;
  • реквизитов сторон.

Существует несколько схем НПО с учетом:

  • величины заработка;
  • возрастной категории;
  • наличия индивидуальных особенностей;
  • различных размеров выплат, соответственно, предусматривающих разную величину взносов.

Выделяют следующие схемы:

  • солидарная (когда счет открывается не на одно, а на группу лиц). При этом взносы выплачиваются для нескольких граждан одновременно, но впоследствии перечисление пособия осуществляется по личному счету;
  • индивидуальная, когда изначально договор рассчитан на одно лицо.

В зависимости от сроков:

  • срочная, когда пенсия выплачивается на протяжении срока, указанного в договоре;
  • пожизненная. В этом случае начисление осуществляется с даты начала выплат и до конца жизни.

В зависимости от количества участников:

  • когда выплату взносов осуществляет одно лицо;
  • паритетная схема, когда накопление производится как работодателем, так и сотрудником.

Выделяются общие правила, применимые к такому обеспечению:

  • в любое время возможно расторжение соглашения и возврат выкупной суммы по договору негосударственного пенсионного обеспечения;
  • программа негосударственного пенсионного обеспечения может быть изменена вкладчиком в любое время.

В 2017 году введены новые правила НПО для работников соответствующих рабочих мест. Это определено пп. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 в Законе «О страховых пенсиях». Юридическое основание этого – ст. 1 ФЗ №410, утвержденного в 2013г.

Должна проводиться специальная оценка рабочих мест, предусматривающая отнесение работ к вредным или опасным.

В результате осуществляется выделение следующих классов опасности:

  • оптимального;
  • допустимого;
  • вредного;
  • опасного.

При наличии последних двух пенсионное обеспечение работодателем должно осуществляться ранее общих установленных сроков, при этом допускается как обязательное страхование, так и НПО.

Условия производства напрямую влияют на величину взносов:

  • для вредного класса они должны быть не менее двух процентов от размера зарплаты работника;
  • для опасного – не менее четырех, с учетом премий и других дополнительных выплат.

Это может выполняться путем включения в трудовое соглашение пунктов о подобной возможности или подачей заявления работником о таком обеспечении.

Возможны два варианта определения размера такого пособия. Вкладчик может устанавливать его лично, когда заключается договор, в зависимости от этого назначается величина взносов. Также сумма подобных ежемесячных выплат может рассчитываться фондом при наступлении срока начисления.

Плюсы и минусы негосударственного пенсионного обеспечения

К преимуществам негосударственного пенсионного обеспечения в РФ относится:

  • возможность самостоятельной уплаты взносов;
  • установление периодичности и сроков выплат;
  • возможность расторжения соглашения, когда это потребуется, с возвратом накопленных сбережений;
  • правопреемники имеют возможность наследования.

Если подобное негосударственное пособие организовывается работодателем, и при этом гражданин также является участником данной программы, взносы учитываются отдельно один от другого. Поэтому, по достижению преклонного возраста, у работника появляется возможность получения нескольких выплат.

Для предприятия, в свою очередь, имеется несколько преимуществ:

  • льготы по налогообложению;
  • увеличиваются рабочие места для молодых;
  • повышается лояльность сотрудников;
  • привлекаются ценные кадры;
  • появляется приоритет выхода на международные рынки, возрастает возможность привлечения инвестиционных средств;
  • не важен страховой стаж.

К недостаткам такого обеспечения относятся недостаточные гарантии выплат, поскольку любая коммерческая структура, каковыми являются и НПФ, характеризуется некоторыми факторами риска. В отличие от государства, такие фирмы не могут гарантировать полной надежности, поэтому всегда существует опасность потерять свои деньги.

НПО имеет некоторые проблемы, которые возникают по следующим причинам:

  • многие не думают о своем будущем;
  • неграмотности людей в финансовой и инвестиционной области;
  • недоверию к долгосрочному инвестированию;
  • финансовой необеспеченностью некоторых категорий граждан, в связи с чем люди не могут себе позволить такую возможность.

Как стать участником пенсионного обеспечения?

Чтобы стать участником НПО, необходимо:

  • обратиться в соответствующую организацию и заключить договор, на основании которого будут уплачиваться взносы, а позже начисляться пенсия;
  • специалистами НПФ предлагается выбор подходящей схемы;
  • с учетом выбранного варианта, осуществляется заключение договора, по которому определяется порядок начисления дополнительного пособия;
  • начинается уплата взносов в соответствии с установленными сроками;
  • когда достигнут определенный возраст или выполняются другие условия, начинается перечисление пенсии.

Еще одна особенность: предусмотрена возможность такого обеспечения не только для себя, но и других лиц.

Внимание! Допускается возможность заключения договора НПО и для других лиц.

Вывод

Кратко подводя итоги, можно заметить, что НПО – неплохая возможность обеспечить себе нормальный уровень жизни. Требования к нему устанавливаются государственными законодательными нормами.

На сегодня в РФ присутствует два вида пенсионного обеспечения: государственное и добровольное, для получения которого не нужен трудовой стаж.

Что это такое

Добровольное пенсионное обеспечение дополняет обязательные государственные выплаты и реализуется при заключении договора с негосударственным пенсионным фондом(НПФ).

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется методом перечисления взносов в НПФ в течении определенного времени. В свою очередь, прирост сумм - инвестиционный доход, обеспечивается финансовой деятельностью фонда, обеспечивающего согласно договору увеличение .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Негосударственные пенсионные накопления - значимый фактор для формирования компенсационного пакета обеспечения сотрудников. Возможность инвестировать часть заработной платы мотивирует работников, укрепляет доверие к работодателям и повышает рейтинг предприятия.

Участники НПО

Участие в формировании накопительного пенсионного капитала достигается после заключения договора с НПФ. Сторонами договора являются:

  1. Вкладчики.
  2. Получающие прибыль участники проекта.

Вкладчиками в НПФ могут стать:

  • физические лица - участники договора, вносящие средства в фонд;
  • организации, делающие взносы в пользу сотрудников ().

Обязательства негосударственных фондов содержатся в утвержденных руководством НФ и Центробанком сводах правил. Это списки и описание пенсионных схем и положений, касающиеся основных (дополнительных) причинах для выплат.

Корпоративная пенсия

Выход на пенсию - не всегда праздник. Это, в первую очередь, касается граждан с минимальным заработком и соответствующим . Чтобы не оказаться в старости «у разбитого корыта», многие люди ищут и находят возможности для инвестирования средств в пенсионные накопления . Законодательство РФ обеспечивает правовую поддержку вкладчикам, предлагая для подобных финансовых операций участие в негосударственных пенсионных фондах.

Одна из разновидностей НПО - корпоративное пенсионное обеспечение , заключающееся в перечислении средств на счета НФ работодателем, что позволяет обеспечить работникам компании дополнительную социальную защиту.

Корпоративные пенсии начисляются по следующим программам:

  1. Солидарной , с уплатой налогов работодателем.
  2. Индивидуальной , с переводом средств на счет сотрудника без уплаты налогов.
  3. Паритетной , включающей разделение обязанностей по обслуживанию пенсионного капитала между работником и работодателем.

Система корпоративного пенсионного обеспечения при технически грамотной организации процесса полезна для предприятий, так как создает дополнительную мотивацию и повышает уровень социальной защиты сотрудников.

Договор негосударственного пенсионного обеспечения в РФ

Договор, заключенный между участниками программы негосударственного пенсионного обеспечения, содержит положения о правах, обязанностях и принципах сотрудничества. До подписания договора вкладчику нужно определится с вопросами, касающимися:

  • размера будущей пенсии;
  • периода начислений и выплат;
  • внесения платежей.

Договор о сотрудничестве сторон составляется в двух равнозначных, имеющих одинаковую правовую силу, экземплярах. Любая из сторон имеет право расторгнуть договор по собственному желанию. Документ считается недействительным при невыполнении одной из сторон договорных обязательств, произошедшим по объективным (смерть вкладчика) и субъективным причинам.

.

Выбор схемы в НПФ

Пенсионные программы (схемы) - коммерческие продукты НПФ, разрабатываются для учета дохода вкладчиков и определения оптимальной суммы взносов с учетом интересов обеих сторон.

Программа пенсионного негосударственного обеспечения учитывает:

  • уровень дохода;
  • возраст клиента;
  • индивидуальные особенности и уровень финансовой независимости клиента.

Основные виды пенсионных схем классифицируются по определенным параметрам:

  1. Видам счетов для начислений - солидарным (для группы лиц) и индивидуальным (открытие именного счета).
  2. Срокам пенсионных выплат - срочным (по сроку, указанному в договоре), пожизненным (с момента подписания и до смерти).
  3. По числу вкладчиков - одному плательщику или паритетной системе, с участием в процессе накопления и работника.

Общие для существующих программ правила - право на расторжение договора с получением выкупной суммы и возможность перехода на альтернативный вариант пенсионного обеспечения.

Взносы

Подписывая договор с НПФ участник сделки самостоятельно определяет величину взносов, периоды перечислений и продолжительность действия договора. Взносы перечисляют:

  • ежемесячно;
  • поквартально;
  • раз в полгода;
  • один раз в год.

Реже одного раза в год, согласно законодательству, допускается внесение полной суммы накопительного капитала. Обязательные платежи вносят по правилам НПФ:

  • почтовым переводом;
  • безналичным банковским переводом;
  • удержанием из зарплаты и переводом через бухгалтерию.

Большинство фондов оставляют за вкладчиками право на перечислений после их прекращения. В подобных ситуациях для продолжения сотрудничества вкладчику нужно обратиться в НПФ.

Условия назначения досрочной пенсии в НПФ

Пенсионное негосударственное обеспечение назначают:

  • при наступлении оснований, указанных в договоре;
  • при наличии письменного заявления о праве на выплату пособия.

Назначение пенсии возможно со дня обращения, но не ранее наступления правовых оснований для данных действий. Выплаты осуществляются в рублях, методом перечисления средств на индивидуальный счет получателя, в соответствии с указанными реквизитами или номером .

Размер и порядок выплаты обеспечения

Сумма негосударственного пенсионного обеспечения устанавливается:

  1. По решению вкладчика , при подготовке договора с НПФ. В этом случае величина пенсионных выплат зависит от выбранной пенсионной программы и не может быть ниже суммы прописанной в договоре.
  2. Рассчитывается сотрудниками фонда . Во данном варианте сумма выплат зависит от величины капитала накопленного к моменту назначения пенсии и рассчитывается делением суммы на количество лет, ожидаемого периода выплат(дожития), указанных в законодательстве. Соответственно, ежемесячная сумма пенсии определяется делением на число месяцев в году.

Совет: Чтобы избежать задержек в выплатах, своевременно информируйте НПФ об изменениях персональных данных или смене реквизитов.

Плюсы и минусы системы

Достоинства и недостатки системы негосударственного пенсионного финансирования:

  1. Возможность определять размер пенсии и влиять на величину капитала. В отличии от государственных пенсионных программ, человек самостоятельно определяет суммы платежей и размер пособия.
  2. Возможность получения пенсии из нескольких источников . Оптимизация источников доходов положительно влияет на общее материальное положение. Так, участие в одном НПФ позволяет получать два вида пособий: и негосударственное. При этом, каждый пенсионер имеет право на участие в неограниченном количестве негосударственных фондах, что увеличивает возможности для диверсификации накопительной системы.
  3. Защита от банкротства государственной пенсионной системы . Неопределенность экономической ситуации в стране не позволяет уверенно утверждать каким будет пенсионное государственное обеспечение через несколько лет. Тенденции в социальной политике государств указывают на существенное ужесточение условий в будущем при выходе на пенсию. Это касается и России. Участие в НПФ позволяет спрогнозировать величину пособия на ближайший год, что невозможно сделать в государственном обеспечении.

Помимо перечисленного, к достоинствам добровольного пенсионного обеспечения относят:

  • государственный контроль за деятельностью НПФ.
  • налоговые преференции для пенсионеров и работодателей;
  • возможность контроля за деятельностью фонда;
  • право на передачу пенсионного капитала по наследству;
  • возможность переход на альтернативную программу пенсионного обеспечения.

Недостатки НПФ:

  1. Длительное ожидание результата при нестабильной экономической ситуации. Это существенный минус НПФ, отпугивающий многих участников, не желающих вносить деньги «вслепую» на протяжении нескольких десятков лет.
  2. Малая инвестиционная доходность. Прирост дохода, как правило, не превышает 10%, что меньше годового уровня инфляции.
  3. Невозможность получения полной суммы раньше срока, указанного в договоре. Досрочное снятие средств возможно только при наступлении форс-мажорных обстоятельств (смерти, инвалидности). В остальных случаях фонд отдаст только основную сумму, без прибыли.
  4. Возможность хранить средства только в национальной валюте. Это увеличивает недоверие к НПФ, напрямую связанное с недоверием населения к рублю.
  5. Кроме того, уровень доверия к НПФ снижает наличие штрафов за просрочки обязательных платежей, отсутствие четких гарантий по доходам, налогообложение прибыли.

Видео: Консультация специалиста

Наряду с государственным пенсионным обеспечением и государственным пенсионным страхованием действующая в нашей стране система пенсионного обеспечения населения допускает и наличие системы негосударственного пенсионного обеспечения через негосударственные пенсионные фонды.

Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также основные принципы государственного контроля за их деятельностью регулируются ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ от 7.05.1998.

Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации, т.е. не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. Целью создания фонда является осуществление им негосударственного социального обеспечения. Фонд в соответствии с целью создания может выполнять следующие виды деятельности:

1) деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

2) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

3) деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется на добровольных началах. Вкладчики имеют право по своему усмотрению заключать пенсионные договоры в пользу участников с любым негосударственным пенсионным фондом. Именно пенсионный договор определяет размер и порядок внесения в фонд вкладчиком пенсионных взносов, за счет которых будет осуществляться выплата участнику негосударственной пенсии.

Предметом пенсионного договора является осуществление фондом негосударственного пенсионного обеспечения участника, включающее в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Пенсионный договор заключается на бессрочный срок и может быть расторгнут по решению суда, по желанию вкладчика, а также в случае ликвидации организации-вкладчика, либо по вине фонда (прекращение действия лицензии фонда, ликвидация фонда), либо в связи со смертью участника до наступления пенсионных оснований. Прекращение уплаты пенсионных взносов вкладчиком не может являться причиной расторжения пенсионного договора. При расторжении пенсионного договора фонд обязан выплатить вкладчику выкупную сумму или перевести ее в другой фонд.

Негосударственные пенсионные фонды могут заключать несколько видов договоров:

1. Договор негосударственного пенсионного обеспечения - соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию.

2. Договор об обязательном пенсионном страховании - соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам. К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в пункте 6 статьи 16 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Осуществление деятельности в качестве страховщика негосударственного пенсионного обеспечения фондами стало возможным с 1 января 2004 года. Для осуществления этого вида деятельности фонд должен иметь лицензию, зарегистрировать в уполномоченном федеральном органе страховые правила фонда, подать в уполномоченный федеральный орган заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и отвечать требованиям, установленным ст. 36.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»:

Иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет;

Иметь опыт одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 года, а с 1 июля 2009 года - не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов;

Иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - не менее 100 миллионов рублей;

В целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц иметь совокупный вклад учредителей фонда, внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 3 миллионов рублей с 13 января 2003 года, не менее 30 миллионов рублей с 1 января 2005 года и 100 миллионов рублей с 1 января 2009 года;

Не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее последних двух лет деятельности;

Не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.

Негосударственный пенсионный фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ. Учредительным документом фонда являются устав фонда, который утверждается его учредителями (учредителем).

Устав фонда должен содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименование фонда, причем в наименование должны быть включены лова «негосударственный пенсионный фонд», сведения о его местонахождении; положения о предмете и целях деятельности фонда; сведения о структуре и компетенции органов управления фонда, нормах представительства в органах управления; положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, реорганизация и ликвидация фонда, распределения доходов от размещения пенсионных резервов, а также о порядке распределения имущества при ликвидации фонда.

Устав представляет собой свод определяющих устройство, деятельность, права и обязанности фонда положений и правил, обязательных для исполнения всеми органами фонда. Именно устав определяет правовое положение фонда. К оформлению устава предъявляется ряд требований. Он должен быть составлен в письменной форме, не содержать исправлений, подчисток или подтирок и утвержден всеми учредителями фонда. В уставе фонда должна содержаться информация обо всех органах управления фонда, их полномочиях и порядке избрания или назначения. Компетенция, состав и порядок образования органов зависят от организационно-правовой формы юридического лица.

Органы управления фонда могут включать в себя:

1) совет фонда - это высший орган управления фондом, в задачу которого входит осуществление общего руководства деятельностью фонда;

2) попечительский совет - это коллегиальный орган, выполняющий надзорные функции и обеспечивающий общественный контроль за деятельностью фонда;

3) ревизионные комиссии для обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда;

4) исполнительный директор, исполнительная дирекция - это исполнительный орган фонда, осуществляющий оперативное управление деятельностью фонда.

Негосударственный пенсионный фонд имеет право на осуществление своей деятельности с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности фонд должен соответствовать указанным требованиям:

1) руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (при наличии иного образования - специальную профессиональную подготовку);

2) главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет, высшее профессиональное образование;

3) величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года - не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года - не менее 50 миллионов рублей.

На должность единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа и главного бухгалтера фонда не могут быть назначены:

1) работники управляющей компании, специализированного депозитария, юридического лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда, аудитора фонда, а также лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, и оценщик фонда - физическое лицо;

2) аффилированные лица управляющей компании, специализи-рованного депозитария и аудитора фонда, а также лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда;

3) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда в момент совершения этими организациями нарушения, за которое у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с момента такого аннулирования прошло менее трех лет;

4) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

5) лица, имеющие судимость за умышленные преступления.

Субъектами негосударственного пенсионного обеспечения являются фонды, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики и участники. Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

К иным участникам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию относятся аудиторы, актуарии, заключившие договоры с фондом на оказание соответствующих услуг, и др.

Процесс создания фонда можно разделить на следующие этапы:

Принятие учредителями решения о создании фонда;

Принятие устава фонда, избрание его органов правления и формирование уставного капитала;

Государственная регистрация фонда;

Получение лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Фонд, как любое юридическое лицо, может быть создан в результате волеизъявления учредителей, т.е. учрежден, или в результате реорганизации уже существующего юридического лица. В первом случае основанием для создания фонда является решение учредителей. Учредителями могут быть полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица, которые не являются:

1) иностранными гражданами или лицами без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ;

2) лицами, включенными в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

3) общественными объединениями или религиозными организациями, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

4) лицами, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

Фонд должен обеспечить постоянное оперативное управление своей деятельностью; должен организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих указанные виды деятельности. Внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом (контролер) или отдельным структурным подразделением (служба внутреннего контроля).

Фонд обязан иметь сайт в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому фонду.

Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется уполномоченным федеральным органом без ограничения срока ее действия.

Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить актуарное оценивание результатов деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и доходов от размещения пенсионных резервов, которое осуществляется актуарием, а также проводить независимую аудиторскую проверку.

Актуарное оценивание осуществляется актуарием и включает в себя результаты актуарного оценивания принятых фондом обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, а также результаты оценивания актуарной стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, ведение бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий, а также ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений. Актуарий и аудитор, не может являться аффилированным лицом фонда, его управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария.

Согласно ст.25 Закона о негосударственных пенсионных фондах фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию (на основании договора доверительного управления). Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги РФ, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством РФ.

Прекращение деятельности фонда может осуществляться в виде реорганизации (слияния, разделения, присоединения и выделения) или ликвидации. Реорганизация фонда осуществляется на основании решения совета фонда по согласованию с уполномоченным федеральным органом при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с заключениями аудитора и актуария. При ликвидации фонда его пенсионные резервы используются для исполнения обязательств по пенсионным договорам, выплаты выкупных сумм, перевода выкупных сумм в другие фонды по выбору вкладчика или участника, а при отсутствии такого выбора в фонд, указанный в пенсионных правилах, либо для перевода выкупных сумм в счет уплаты страховых премий по договорам пенсионного страхования участников, заключенным со страховыми организациями, по выбору вкладчика или участника. В случае недостаточности пенсионных резервов на указанные цели могут быть использованы средства объединенных гарантийных фондов.

При выявлении нарушений фондами законодательства, государственный уполномоченный орган: дает фондам обязательные для выполнения предписаний об устранении нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливает действие лицензий; обращается в суд с исками о защите прав и интересов участников, иных заинтересованных лиц и государства; обращается в суд с исками о ликвидации фонда, которые осуществляют деятельность без лицензий.

Государство не отвечает по долгам негосударственного пенсионного фонда в отличие от Пенсионного фонда РФ, в отношении обязательств которого государство несет субсидиарную ответственность, т.к. ПФР является государственным учреждением.

трудовой пенсия участник назначение

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) - дополнительный вид пенсионного обеспечения граждан нашей страны. Осуществляется негосударственными пенсионными фондами (НПФ), имеющими соответствующую лицензию, на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, заключаемых с физическими или юридическими лицами.

Отличительная особенность НПО - его добровольный характер, т.е. если государственная пенсионная система в нашей стране основана на принципе обязательного пенсионного страхования и обязательных страховых взносах, то негосударственное пенсионное обеспечение основано на добровольности выбора пенсионной программы и добровольных пенсионных взносах.

Цель негосударственного пенсионного обеспечения - сформировать будущему пенсионеру дополнительную к государственной пенсию, обеспечивающую более высокий уровень жизни в пенсионном возрасте.

Размер негосударственной пенсии не зависит ни от трудового стажа, ни от заработной платы, ни от размера государственной (страховой и накопительной) пенсии. Негосударственная пенсия формируется исключительно за счет добровольных пенсионных взносов, уплачиваемых в НПФ и дохода от их размещения (инвестирования). Чем больше накоплено пенсионных средств, тем больше будет размер негосударственной пенсии. Размер пенсии рассчитывается, исходя из суммы пенсионных средств, сформированных в пользу будущего пенсионера и срока выплаты негосударственной пенсии (в течение определенного ряда лет или пожизненно). Негосударственная пенсия и накопленные пенсионные средства при определенных условиях подлежат выплате правопреемникам, то есть наследуются.

Негосударственное пенсионное обеспечение может быть организовано работодателем по корпоративной пенсионной программе или физическим лицом в свою пользу или в пользу третьих лиц по личным пенсионным программам.

При организации негосударственного обеспечения работодателем, работодатель (юридическое лицо) заключает с НПФ договор НПО в пользу своих работников. В этом случае работодатель становится вкладчиком, а работники, включенные в корпоративную пенсионную программу, участниками, т.е. вкладчик уплачивает пенсионные взносы, а участники получают или будут получать негосударственную пенсию.

Если физическое лицо самостоятельно заключает пенсионный договор в свою пользу, выбирая личную пенсионную программу, то гражданин одновременно является и вкладчиком, и участником, т.е. и уплачивает пенсионный взнос, и будет получать негосударственную пенсию.

При любом варианте негосударственного пенсионного обеспечения результатом будет дополнительная пенсия и большая свобода и экономическая независимость в пенсионном возрасте. Сформируйте себе негосударственную пенсию!