Кому положен налоговый вычет: виды налоговых льгот. Налоговые льготы Кому положены налоговые льготы и в каком размере

1. Наличие гражданства РФ.


2. Воспользоваться своим правом можно только раз в жизни (исключением являются налогоплательщики, использовавшие аналогичную льготу по подоходному налогу до 2001 года, т.е. до вступления в действие главы 23 НК РФ).


3. Гражданин должен быть трудоустроен, иметь официальный заработок или иные доходы, с которых отчисляется налог в бюджет, т.к. налоговая выплата равна размеру удержанного с гражданина подоходного налога. Пенсионер вправе получить имущественный вычет в том случае, если у него есть доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13 процентов (пенсия к таким доходам не относится).

Согласно Письму Минфина РФ от 16.12.2009 № 03-04-05-01/1013, имущественный вычет на покупку жилья не предоставляется за налоговые периоды, предшествующие возникновению права на данный вычет. Другими словами, если на момент обращения в налоговые органы физлицо является неработающим, претендовать на налоговый имущественный вычет можно только при условии, что с момента возникновения права на вычет* до момента обращения за ним человек работал или получал иной доход, с которого отчислялся подоходный налог. Имущественный вычет будет предоставлен в размере перечисленных в бюджет налогов за этот временной отрезок.
С 1 января 2012 г. пенсионеры, которые приобрели жилье, вправе при отсутствии доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13 процентов, перенести остаток неиспользованного имущественного вычета по расходам на покупку жилья на предыдущие налоговые периоды, но не более трех.

С 1 января 2014 г. и работающие пенсионеры вправе перенести остаток имущественного вычета по НДФЛ на предшествующие налоговые периоды.


4. Если квартира приобретена в собственность нескольких человек, максимально возможная сумма возврата делится пропорционально приобретенным долям среди всех собственников жилья, каждый собственник имеет право на получение денег в рамках причитающейся ему суммы, т.е. 260 тыс.руб. на всех (но с 1 января 2014 года можно заявлять имущественный вычет по расходам на приобретение жилья по нескольким объектам недвижимости - до полного исчерпания предусмотренной налоговым вычетом суммы). Если квартира приобретена в общую совместную собственность, размер вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их письменным заявлением.


5. Компенсация процентов и стоимости недвижимости производится только в случае покупки жилой недвижимости (т.е. не распространяется на коммерческую недвижимость).


6. Если покупка недвижимости совершена с использованием кредитных средств банка, денежное возмещение возможно только при подтверждении целевого использования средств. До 2005 года в зачет принимались только проценты, уплаченные по ипотечным кредитам. Теперь в зачет принимаются и кредиты "на приобретение жилья". Проценты по кредиту, оформленному на цели "личного потребления", не входят в имущественный вычет, даже если кредит фактически израсходован на приобретение квартиры.


7. При ипотечном кредите компенсировать часть уплаченных процентов по кредиту можно только при условии их фактической уплаты, подтвержденной документально, после окончания каждого года.


8. Сделка купли-продажи квартиры не должна быть совершена между близкими родственниками или за счет средств работодателя, федерального бюджета (гражданин вправе применить имущественный налоговый вычет к сумме расходов на приобретение квартиры, уменьшенной на сумму денежных средств, полученных из федерального бюджета).


9. В соответствии с абз.22 пп. 2 п.1 ст.220 НК РФ, правоустанавливающими документами, необходимыми для подтверждения права на имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры в строящемся доме, является акт о передаче квартиры, а в существующем доме - свидетельство о государственной регистрации права собственности.


10. С 1 января 2014 года закреплено право на имущественный налоговый вычет родителей, приобретающих жилье в собственность несовершеннолетних детей: налоговые вычеты теперь распространяются на детей до 18 лет, в собственность которых родители или опекуны приобретают жиле или землю.

В отношении сделок купли-продажи с участием несовершеннолетних, по которым право собственности возникло до 1 января 2014 года, существуют различные разъяснительные Письма Минфина:

Если квартира приобретена в общую долевую собственность с несовершеннолетним ребенком (половина доли у каждого), то родитель вправе получить имущественный вычет за себя и своего ребенка. (см. Письмо УФНС по г.Москве от 10.09.2009 № 20-14/4/094718@). Это право следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П. Положения Постановления N 5-П применяются исключительно к случаю приобретения квартиры в общую долевую собственность одним родителем и несовершеннолетним ребенком (детьми).

Если квартира приобретается в общую совместную собственность супругов, один из которых уже воспользовался имущественным вычетом при покупке другого жилья, то второму супругу предоставляется вычет в размере половины имущественного вычета (ПИСЬМО Минфина РФ от 18 марта 2010 г. N 03-04-05/9-112).

*Право на имущественный вычет возникает с момента внесения сведений о регистрации права собственности на объект недвижимости в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговые органы в основном исчисляют поимущественные налоги для физических лиц (налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог). Для исчисления налогов используется информация об имуществе, которая передается в налоговые органы теми государственными органами, которые осуществляют регистрацию налогооблагаемого имущества и прав на него (п. 4, 9.1, 9.2 ст. 85 НК РФ). Так, информация о подлежащих налогообложению транспортных средствах предоставляется, в том числе органами ГИБДД (п. 4 ст. 362 НК РФ).

Кроме того, налоговые органы исчисляют для индивидуальных предпринимателей оценочные авансовые платежи по НДФЛ (п. 8, 9 ст. 227 НК РФ) на основании информации о предполагаемом доходе, сообщаемой самими предпринимателями в налоговых декларациях.

Следует отметить, что налоговые агенты в силу подпункта 2 п. 3 ст. 24 НК РФ обязаны в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика. Соответственно, в данном случае сумму налога исчисляет налоговый агент и сообщает об уже исчисленной сумме в налоговый орган. Однако в данном случае эта информация «дублируется» – на основании подп. 4 п. 1, п. 3 ст. 228 такие налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию с расчетом подлежащего уплате налога, а впоследствии налог самостоятельно уплатить.

Налоговый орган не позднее 30 рабочих дней до наступления срока платежа обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление , в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (п. 2, 3 ст. 52 НК РФ). В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Пункт 4 ст. 52 НК РФ предусматривает, что в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В действительности обязанность по уплате налога возникает вследствие наличия объекта налогообложения, в том числе факта владения облагаемым имуществом, получения дохода (реального или презюмируемого), а также вследствие окончания налогового периода (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 25). Но до истечения месяца со дня получения налогового уведомления налогоплательщик имеет право налог не уплачивать, а налоговый орган не может его истребовать. Соответственно, было бы более логичным в п. 4 ст. 57 НК РФ указать, что срок уплаты (а не обязанность по уплате) такого налога (авансового платежа) наступает не ранее истечения месячного срока с даты получения налогового уведомления. На том же основании можно утверждать, что даже при пропуске срока уплаты налога, указанного в законодательстве, не подлежат начислению пени за неуплату налога (ст. 75 НК РФ) до момента истечения месяца с даты получения налогового уведомления налогоплательщиком.



В принципе, обязанность по исчислению налога может быть прямо, либо косвенно возложена на представителя налогоплательщика. Так, в силу п. 1 ст. 51 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

Очевидно, что в данном примере сам налогоплательщик не исчисляет налог, даже если обязанность по его исчислению возложена НК РФ именно на налогоплательщика. Данную обязанность исполняет законный представитель. Именно по этой причине в силу п. 4 ст. 51 НК РФ лица, на которых в соответствии с настоящей статьей возлагаются обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, пользуются всеми правами, исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков и плательщиков сборов, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налоговые льготы (ст. 56 НК РФ), вычеты, расходы, освобождения, особенности налогообложения. Применение налоговых льгот, (вычетов, расходов, освобождений) позволяет налогоплательщику на законных основаниях уплачивать меньшую сумму налога, по сравнению с исчисленной на основании общих норм, либо вообще не уплачивать налог. Omnis exceptio est ipsa quoque regula – каждое исключение само есть правило. Соответственно, налоговые льготы (вычеты, расходы, освобождения) относятся к элементу 3 краткого перечня существенных элементов налога (см. п. 2.2). Очевидно, что справедливость налогообложения в ряде случаев может быть реализована только при условии применения при исчислении налога льгот (вычетов, расходов, освобождений). Aequitas est mater exceptionis – справедливость есть мать исключения.

Из постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 1997 г. № 2484/96 следует, что налоговый орган, доначисляющий налог, обязан учесть возможные льготы и освобождения. В то же время, исходя из определения КС РФ от 1 ноября 2007 г. № 719‑О‑О, в тех случаях, когда законодатель имеет намерение вывести из–под налогообложения те или иные субъекты либо объекты, он прямо на это указывает. Соответственно, наличие налоговых льгот (вычетов, расходов, освобождений) при исчислении конкретного налога не презюмируется. Факультативность льгот отмечена и в определениях КС РФ от 5 июля 2001 г. № 162‑О, от 7 февраля 2002 г. № 37‑О и от 13 октября 2009 г. № 1343‑О‑О: поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления. Применительно к НДФЛ, соответствующая правовая позиция изложена в определении КС РФ от 5 июля 2011 г. № 879‑О‑О: обязательность установления льгот по данному налогу для тех или иных категорий налогоплательщиков непосредственно из Конституции РФ не вытекает.

Исходя из постановления КС РФ от 27 мая 2003 г. № 9‑П, в случаях, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов. В определении КС РФ от 1 декабря 2009 г. № 1553‑О‑П отмечается, что по смыслу ст. 57 Конституции РФ, закрепленной в ней обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы корреспондирует право каждого не быть принужденным к уплате налогов и сборов, не отвечающих указанному критерию. Из данной правовой позиции, сформулированной КС РФ в Постановлении от 17 марта 2009 года № 5‑П, следует, что обязанность платить налоги должна, среди прочего, пониматься как обязанность платить налоги в размере не большем, чем это установлено законом. При этом в силу указанной статьи Конституции РФ, если закон устанавливает налоговые вычеты и льготы, то налогоплательщик вправе в полной мере воспользоваться ими при определении суммы налога.

А.В. Малько исходит из того, что льгота выражается в предоставлении каких–либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения. Нормативное же определение налоговых льгот , данное в ст. 56 НК РФ, является достаточно узким: льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

М.Н. Карасев характеризует формулировку ст. 56 НК РФ как довольно спорную, в том числе по той причине, что понятия «категория налогоплательщиков», «преимущества» являются весьма неопределенными.

В части второй НК РФ налоговые льготы регламентируются достаточно редко: в ст. 381 (гл. 30 «Налог на имущество организаций»), ст. 395 (гл. 31 «Земельный налог»). Так, в силу п. 2 ст. 381 освобождаются от налогообложения по налогу на имущество организаций, в том числе религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Иногда федеральный законодатель представляет соответствующим органам власти при установлении региональных (местных) налогов право установить налоговые льготы (в т.ч. дополнительно к федеральным налоговым льготам). Например, в ст. 356 НК РФ предусмотрено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Нижегородский законодатель, например, предусмотрел следующую дополнительную льготу: для пенсионеров – владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с., ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50 процентов (ст. 7 Закона Нижегородской области от 28 ноября 2002 г. № 71–З «О транспортном налоге»).

Очевидно, что права региональных (местных) органов власти по предоставлению дополнительных налоговых льгот могут быть реализованы только в отношении тех преимуществ, которые соответствуют нормативному определению ст. 56 НК РФ. Если федеральный законодатель намерен делегировать иные права по снижению налогового бремени региональным (местным) органам власти, он, как правило, не применяет термин «льготы». Например, в п. 2 ст. 346.20 установлено, что законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки по УСН с объектом «доходы минус расходы» в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В то же время следует учесть, что термин «налоговые льготы» как в правовых актах, так и в специальной литературе может применяться в широком значении, включающем все возможные преимущества налогоплательщиков. Например, в определении КС РФ от 17 декабря 2009 г. № 1572‑О‑О указано, что положения НК РФ, устанавливающие перечень операций, не подлежащих обложению НДС, по своей природе носят характер налоговой льготы. Тот же подход применен и в постановлении Президиума ВАС РФ от 8 июня 2010 г. № 1650/10. В определении КС РФ от 28 мая 2009 г. № 855‑О‑О освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (п. 2 и п. 5 ст. 145 НК РФ) и профессиональный налоговый вычет по НДФЛ (п. 1 ст. 221 НК РФ) были обозначены, как льготы по уплате данных налогов; а уменьшение налоговой базы по ЕСН с доходов индивидуальных предпринимателей на сумму расходов (п. 3 ст. 237 НК РФ) – как особенности определения налоговой базы по ЕСН. Социальные и имущественные налоговые вычеты по НДФЛ, в свою очередь, были обозначены, как налоговые льготы, в определениях КС РФ от 18 декабря 2003 г. № 472‑О и от 23 сентября 2010 г. № 1251‑О‑О. В определении КС РФ от 19 мая 2009 г. № 757‑О‑О списание безнадежной задолженности по налогам (ст. 59 НК РФ) было расценено, как разновидность налоговых льгот. В постановлении Президиума ВАС РФ от 9 ноября 2010 г. № 7315/10 освобождение определенных выплат от ЕСН было обозначено, как «преференции».

По всей видимости, одной из причин широкого толкования термина «налоговые льготы» является своеобразная «инерция», сложившаяся за время действия Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118‑1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу). В соответствии со ст. 10 указанного Закона РФ по налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:

– необлагаемый минимум объекта налога;

– изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

– освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

– понижение налоговых ставок;

– вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

– целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

– прочие налоговые льготы.

Интересные сведения приводит О. Болтенко: в Великобритании законодательного определения налоговой льготы не существует. Такие определения периодически выдаются теоретиками налогового права. Но можно выделить два вида фактически существующих налоговых льгот:

– льготы, прямо указанные в законе в качестве определенных мер;

– так называемые льготы по умолчанию, т.е. когда наоборот в законодательстве не предусмотрено конкретных мер, и именно их отсутствие создает налоговую льготу.

Сходной позиции придерживается также И.А. Майбуров. Данный исследователь выделяет прямые льготы (непосредственно закрепленные именно как льготы в главах НК РФ о конкретных налогах), а также косвенные (или камуфлированные) льготы.

Можно выделить льготы по умолчанию (косвенные) и в отечественном налоговом праве. Так, в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ для российских организаций объектом налогообложения по налогу на имущество признается только такое имущество, которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Очевидно, что законодатель потенциально мог бы обложить данным налогом и иное имущество организации (ценные бумаги, товарные запасы, денежные средства на счетах в банках и в кассе и т.д.). Ранее данным налогом облагались и иные виды имущества. В ст. 2 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030‑1 «О налоге на имущество предприятий» (в настоящее время утратил силу) было установлено, что налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.

Налоговые вычеты не являются исключением из общего правила, предоставляются всем налогоплательщикам и сводятся к возможности уменьшения суммы налога (или параметра, от которого зависит величина налога) при наличии определенных условий. Общее нормативное определение налогового вычета в НК РФ отсутствует. Единственное упоминание о налоговых вычетах в части первой НК РФ – в п. 8 ст. 88: при камеральной налоговой проверке налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов по НДС.

Возможности отказа от применения налогового вычета, вообще говоря, в законодательстве не предусмотрено, но в ряде норм закреплено право (а не обязанность) по их применению. Так, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на приобретение квартиры на территории Российской Федерации (с определенными ограничениями). В данной норме прямо указано, что указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления. Соответственно, применение этого вычета позволяет уменьшить сумму дохода, облагаемого НДФЛ (вплоть до нуля).

Если вычет носит заявительный характер, то, как правило, отказ от уже затребованного и предоставленного вычета невозможен. Такой вывод можно сделать на основании определений КС РФ от 15 апреля 2008 г. № 311‑О‑О и от 27 января 2011 г. № 95‑О‑О. Разумеется, можно задаться вопросом: зачем вообще налогоплательщику может понадобиться отказ от уже предоставленного вычета? В данных определениях КС РФ рассматривался имущественный вычет по подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, который, как указано в данной норме, предоставляется только один раз (повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета не допускается). Соответственно, налогоплательщик, который приобрел одну квартиру и получил по ней вычет, а впоследствии купил другую квартиру (более дорогую), может прийти к выводу, что применение вычета по второй квартире (даже при условии отказа от вычета по первой) для него более выгодно.

Налоговые вычеты, применяемые при исчислении косвенных налогов, установлены как право налогоплательщика (п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 200 НК РФ). Указанные вычеты интересны тем, что в ряде случаев позволяют не только не уплачивать налог, но и требовать от публично–правового субъекта возмещения денежных средств из бюджета (ст. 176, 176.1, 203 НК РФ).

Нормы о расходах не обозначаются в законодательстве как налоговые вычеты, хотя имеют практически идентичный с ними механизм действия. Общее нормативное определение расходов в НК РФ также отсутствует. В части первой НК РФ указанный термин применяется, в том числе в подп. 3 п. 1 ст. 23: налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Во части второй НК РФ расходы регламентируются достаточно часто. Статья 247 НК РФ устанавливает, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Соответственно, учет налогоплательщиком произведенных расходов в соответствии с гл. 25 НК РФ в итоге позволяет уменьшать размер налога на прибыль организаций.

Следует отметить, что рассмотрение налоговых вычетов (расходов), как факультативных элементов налога, достаточно условно. С точки зрения правовой науки и высших судебных органов, то, что и в отсутствие вычетов (расходов) закон о налоге не утратит определенности, не вызывает сомнений. Однако, исходя из экономической сущности налогов некоторых типов при их установлении соответствующие вычеты (расходы) должны предусматриваться обязательно. В постановлении Президиума ВАС РФ от 10 февраля 2009 г. № 12687/08 отмечается, что при установлении налогов необходимо учитывать цели и элементы налогообложения (п. 6, 7 ст. 3 НК РФ). В ряде актов КС РФ (в т.ч. постановления от 13 марта 2008 г. № 5‑П и от 1 марта 2012 г. № 6‑П) разъяснено, что возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как НДФЛ, – исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции РФ, – должно определяться таким образом, чтобы валовый доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход. В постановлении КС РФ от 22 июня 2009 г. № 10‑П подчеркнута необходимость учета федеральным законодателем при формировании структуры налога объективных характеристик экономико–правового содержания налога. А.М. Лесова обоснованно исходит из того, что современная теория взимания налогов исходит из того, что налогообложению может быть подвергнута только чистая прибыль предприятия. В противном случае, то есть в случае, когда налогообложению подвергался бы валовой доход, предприятия оказывались бы в неравных экономических, а значит, в неравных конкурентных условиях, поскольку одни из них отдавали бы государству большую часть своей прибыли, чем другие.

Данная правовая позиция, в полной мере относящаяся к НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей, применима и к УСН (при объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов» – п. 1 ст. 346.14 НК РФ с соответствующей налоговой ставкой 15 % – п. 2 ст. 346.20 НК РФ). С другой стороны, при рассмотрении УСН с объектом «доходы» – п. 1 ст. 346.14 НК РФ, подобных расходов (вычетов) в НК РФ вообще не предполагается, что полностью соответствует сущности данного налога: отсутствие права на учет расходов (вычетов) компенсируется в данном случае пониженной налоговой ставкой 6 % – п. 1 ст. 346.20 НК РФ.

Ситуации, в которых законодатель предоставил налоговые преимущества определенной категории налогоплательщиков с нарушением принципов справедливости и юридического равенства представляют определенную проблему. В подобных ситуациях потенциально можно ликвидировать «сомнительную» льготу на будущее, но сложно решить, как именно восстановить справедливость в отношении уже прошедшего периода времени. Лишить преимуществ те категории лиц, которым они были необоснованно представлены, невозможно в силу запрета обратной силы закона, ухудшающего положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ). Соответственно, остается только вариант предоставления «с обратной силой» преимуществ тем категориям лиц, которые не имели принципиальных отличий от «льготной» категории. Но такой вариант решения данной проблемы не следует из законодательства, и крайне редко имеет место в практике высших судебных органов.

Например, в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.) организации, владевшие пассажирскими и грузовыми морскими, речными и воздушными судами, не уплачивали транспортный налог, а индивидуальные предприниматели – уплачивали. Поскольку НК РФ прямо и недвусмысленно исключал индивидуальных предпринимателей из числа лиц, имеющих право не уплачивать налог, в определениях КС РФ от 1 декабря 2009 г. № 1551‑О‑О и № 1552‑О‑О, в постановлении Президиума ВАС РФ от 21 июля 2009 г. № 3513/09 отсутствие у предпринимателей этого права подтверждено. Однако, несмотря на поддержку позиции законодателя судебными органами, с 1 января 2010 г. (без обратной силы закона) те же преимущества нормативно закреплены и за индивидуальными предпринимателями. Иными словами, законодатель косвенно признал необоснованным лишение предпринимателей данной льготы.

В качестве редкого примера иного подхода высшего судебного органа можно привести постановление КС РФ от 23 декабря 1999 г. № 18‑П. В данном судебном акте проанализирована норма закона о страховых взносах, предоставляющая освобождение от их уплаты, и сделан вывод, что данная норма носит дискриминационный характер постольку, поскольку в соответствии с ней устанавливаются необоснованные и несправедливые различия при предоставлении государственной поддержки общественным организациям инвалидов в зависимости от того, входят они в состав общероссийских или нет. На этом основании Суд признал норму не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой она не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов.

Исходя из сведений, которые приводит Ш. Рекцигель, в Германии иски, в рамках которых заявители ставят вопрос о том, что им, в отличие от других лиц, не предоставлены некоторые льготы, иногда условно обозначаются, как «иски из зависти».

Следует отметить, что в законодательстве о налогах могут быть предусмотрены нормы, которые условно можно обозначить как регламентирующие льготное налогообложение , но вообще не относящиеся ни к льготам, ни к вычетам, ни к расходам. Обычно отказ от применения данных норм невозможен. Например, в ст. 164 НК РФ предусмотрена общая ставка НДС при реализации товаров (работ, услуг) – 18 % и пониженная ставка 10 % для реализации отдельных видов товаров: масла растительного, яиц и яйцепродуктов, некоторых товаров для детей, медицинских товаров и др. В ряде постановлений Президиума ВАС РФ, в том числе от 20 декабря 2005 г. № 9252/05, от 19 июня 2006 г. № 16305/05, от 25 ноября 2008 г. № 9515/08 были рассмотрены случаи, когда налогоплательщик НДС ошибочно применил вместо ставки 0 % ставку 18 %. Суд указал, что налогоплательщик не вправе произвольно по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога. Сходный вывод сделан в определениях КС РФ от 15 мая 2007 г. № 372‑О‑П, от 2 апреля 2009 г. № 475‑О‑О и от 26 января 2010 г. № 123‑О‑О: налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ) и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. Данные правовые позиции судов в основном объясняются тем, что «в фокусе» здесь находится не столько некий налогоплательщик НДС, реализующий товар (работу, услугу), сколько его контрагент, также налогоплательщик НДС, претендующий на вычет по данному налогу. Если налогоплательщик использует стандартную 18 % ставку НДС, то у контрагента будет больший объем вычета по НДС, чем это было бы при применении налогоплательщиком пониженной ставки (при применении ставки 0 % права на вычет у контрагента фактически не будет).

В плане рассмотрения льготного налогообложения представляет интерес позиция Е.В. Порохова: лица, пользующиеся в рамках налоговых правоотношений льготами, освобождаются не от самих налоговых правоотношений, а от исполнения по ним своих обязанностей перед государством. Было бы неверным считать, что предоставление льгот возможно вне рамок налоговых правоотношений. Представление льгот само по себе уже выражает факт наличия правоотношений между тем, кто предоставляет льготы (государством) и тем, кто ими пользуется (субъектом налога). Данная позиция позволяет разграничивать лиц, вообще не являющихся налогоплательщиками (они иногда прямо названы в НК РФ – п. 2 ст. 333.8 устанавливает, какие лица не являются налогоплательщиками водного налога) и лиц, являющихся налогоплательщиками, но не обязанными уплачивать налог вследствие применения налоговых льгот (вычетов, расходов, освобождений). Последняя категория лиц обязана, например, вести учет (подп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ). Кроме того, обязанности по представлению налоговых деклараций (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ) возлагаются на налогоплательщиков ряда налогов и в том случае, если сумма налога к уплате отсутствует (по НДС – п. 5 ст. 174 НК РФ, по налогу на прибыль организаций – п. 1 ст. 289 НК РФ).

Также следует отметить, что некоторые нормы, предусматривающие пониженное налоговое бремя, обозначены в законодательстве как «особенности налогообложения » (хотя данным термином могут обозначаться и не только такие нормы). В подп. 3 п. 1 ст. 185 НК РФ «Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Таможенного союза» предусмотрено, что при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией и при их помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли акциз не уплачивается.

В пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 введен обобщенный термин «налоговая выгода», под которой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. По общему правилу, бремя доказывания права на налоговую выгоду лежит на заинтересованном налогоплательщике. Ubi emolumentum ibi onus – где выгода, там и бремя. Однако такой логичный подход к бремени доказывания налоговой выгоды осложняется рядом приведенных выше правовых позиций высших судебных органов, признавших применение 0 % ставки НДС не правом, а обязанностью налогоплательщика. Данная ситуация свидетельствует о том, что в зависимости от конкретных обстоятельств дела, высшие судебные органы могут рассмотреть применение конкретной нормы, снижающей сумму налога, и как право, и как обязанность налогоплательщика (если только в НК РФ не будет однозначного указания на характер данной нормы).

Исходя из определения КС РФ от 17 июня 2008 г. № 498‑О‑О конституционное положение об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы предполагает также, что налоговые органы и суды при решении вопроса о правомерности освобождения конкретного налогоплательщика от данной обязанности на основании закона должны учитывать, что введение налоговых льгот направлено, в том числе, на создание благоприятных условий для развития той или иной сферы экономической деятельности, и действовать сообразно воле федерального законодателя, выраженной в соответствующих нормах. Кроме того, в ряде определений КС РФ (от 5 июня 2003 г. № 275‑О, от 7 февраля 2008 г. № 226‑О‑О, от 16 июля 2009 г. № 936‑О‑О, от 26 января 2010 г. № 153‑О‑О, от 27 января 2011 г. № 96‑О‑О) разъяснено, что льгота является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.

Необходимо учитывать, что налогоплательщик в ряде случаев может быть заинтересован в применении диспозитивных норм, позволяющих ему уменьшить сумму налога по итогам текущего налогового периода, хотя по итогам некоторого будущего налогового периода, налог, скорее всего, возрастет на ту же величину. Налогоплательщик, применяющий подобные нормы, обычно руководствуется соображением – лучше платить налог позднее, чем сейчас. Например, ст. 266 НК РФ регламентирует создание налогоплательщиком налога на прибыль организаций так называемого резерва по сомнительным долгам. Применение данной нормы позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль на некоторые (сомнительные) долги контрагентов перед налогоплательщиком еще до того, как по данным долгам истечет срок исковой давности (они станут безнадежными).

Планируя крупные покупки семьи, не стоит забывать о том, что можно снизить их стоимость за счет получения разнообразных налоговых льгот и вычетов .

Налоги, которые платят в России граждане, - одни из самых низких в мире . Мы перечисляем 13%-ный налог на доходы в государственную казну, тогда как в других странах в зависимости от уровня доходов ставка по такому налогу может достигать 50%.

Но помимо столь низких налогов , у россиян есть еще ряд способов снизить налоговое бремя . Правда, во многих случаях это снижение не будет столь уж значительным, как, возможно, хотелось бы.

«Снизить налоговое бремя можно, только воспользовавшись льготами, предусмотренными законодательством о соответствующем налоге. При этом необходимо иметь в виду, что для „молодых” налоговых систем, к которым, безусловно, относится российская, характерна относительно высокая налоговая нагрузка на юридических и невысокая на физических лиц. Устанавливая невысокую налоговую нагрузку на физических лиц, законодатель естественным образом лимитирует число налоговых льгот, которыми могут воспользоваться налогоплательщики, - объясняет Евгений Сивушков, директор департамента услуг по налогообложению физических лиц PricewaterhouseCoopers. - В результате возможности для снижения налоговой нагрузки у физических лиц достаточно ограниченны, но это не значит, что ими следует пренебрегать, особенно в условиях экономического кризиса».

Установив одну из самых низких в Европе ставок налога, российский законодатель не предусмотрел больших возможностей для применения налоговых льгот .

«Это и понятно, - отмечает Евгений Сивушков. - Уменьшить налог , который составляет 13%, гораздо менее заманчиво, чем, скажем, налог, взимаемый по ставке 40 или даже 50% (как в других странах)»

Но даже несмотря на это, российским гражданам будет полезно знать права по снижению налогового бремени, которые предоставляет им законодательство, и эффективно ими пользоваться.

Источники снижения налогового бремени

Прежде всего, стоит иметь в виду, что не со всех доходов нужно платить налог .

«Существуют виды доходов, которые не подлежат обложению налогом на доходы либо полностью, либо в пределах установленных лимитов, - поясняет Евгений Сивушков. - К полностью необлагаемым доходам относятся, например, суммы, получаемые в виде грантов, предоставленных для поддержки науки, образования, культуры и искусства в РФ организациями, которые упомянуты в перечнях, утверждаемых правительством.

Также освобождаются от налога на доходы суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Однако перечень организаций, которые могут давать необлагаемые гранты, к сожалению, крайне ограничен, а чрезвычайные обстоятельства, к счастью, случаются редко.

На что же может рассчитывать обычный налогоплательщик? В пределах 4000 рублей не облагается стоимость подарков, полученных в календарном году от организаций, а также суммы материальной помощи, оказываемой работодателем. Если такие выплаты по обоим основаниям будут произведены в отношении работника, он заплатит налог на доходы на 1040 рублей меньше».

Впрочем, помимо освобождения от налога на доходы отдельных видов доходов, существует еще два основных способа уменьшения налоговых отчислений в бюджет гражданами. К первому стоит прибегнуть, если у вас есть основания для получения налогового вычета.

Вторым можно воспользоваться в тех случаях, если в семье есть граждане, которых Налоговый кодекс (НК) РФ относит к льготной категории. При этом не воспрещается сочетать эти методы уменьшения количества обязательных платежей, которые нужно платить в государственную казну.

Стандартные налоговые вычеты

Налоговых вычетов - то есть возможностей уменьшить сумму налога - для граждан предусмотрено целых четыре категории: стандартный, социальный, имущественный и профессиональный. Стандартный налоговый вычет может составлять от 400 до 3000 рублей ежемесячно. Но на максимальную сумму могут рассчитывать лишь несколько категорий граждан: в частности, это чернобыльцы, инвалиды, участники Великой Отечественной войны.

Самый маленький стандартный налоговый вычет в 400 рублей в месяц, оказывается, имеет право получать любой человек, выплачивающий в России 13%-ный налог на доходы и не подпадающий под прочие категории, но только до того месяца, пока его суммарный доход с начала года не превысит 40 тыс. рублей.

Получить стандартный налоговый вычет несложно. Для этого нужно принести в бухгалтерию компании, в которой вы работаете, документы, подтверждающие ваше право на вычет, и написать соответствующее заявление.

Социальные налоговые вычеты

«Чтобы вычет предоставили, благотворительный взнос должен быть направлен только в определенные организации и на определенные цели. Если налогоплательщик рассчитывает получить вычет на сумму своего взноса, имеет смысл уточнить, насколько организация соответствует установленным законодательством критериям. Вычет может быть предоставлен в пределах 25% суммы дохода налогоплательщика, - начинает объяснение особенностей получения социальных вычетов Евгений Сивушков. - Вычет на обучение можно получить при направлении средств на свое образование, а также на обучение своих детей, братьев и сестер в возрасте до 24 лет по очной форме обучения. При оплате учебы детей максимальная сумма вычета составляет 50 тыс. рублей на одного ребенка, а экономия налога, соответственно, 6500 рублей. Образовательное учреждение, которому перечисляются средства, должно обладать соответствующей лицензией. Вычет на лечение предоставляется налогоплательщику при оплате своего лечения, лечения супруга(и), детей до 18 лет и родителей в медицинском учреждении РФ».

Что такое налоговый вычет

Налоговый вычет для граждан - это сумма, на которую уменьшается облагаемый подоходным налогом доход.

Например : Виктор получает ежемесячную зарплату в размере 45 тыс. рублей (в пересчете на год - 540 тыс. рублей). Это его доход, с которого он платит 13%-ный налог на доходы государству (70 200 рублей в год).

При этом он оплачивает собственную учебу в университете, на что тратит 50 тыс. рублей в год. В соответствии со ст. 219 НК РФ он имеет право на социальный налоговый вычет в размере «фактически произведенных расходов на обучение». То есть его вычет составляет 50 тыс. рублей в год. Значит, он имеет право уменьшить облагаемую налогом на доходы сумму своего дохода на размер вычета: 540 тыс. рублей минус 50 тыс. рублей в год.

13%-ный налог он будет платить только с 490 тыс. рублей. Таким образом, за время обучения он будет экономить на налогах 6500 рублей ежегодно.

Оплачивая дорогостоящее лечение или учебу, можно экономить существенные суммы.

«Максимальный размер вычета на лечение и обучение (кроме обучения детей, вычет на которое предоставляется дополнительно) составляет 120 тыс. рублей, а экономия на налоге - 15 600 рублей, - дополняет директор департамента услуг по налогообложению физических лиц PricewaterhouseCoopers. - По отдельным видам дорогостоящего лечения, список которых утверждает правительство, вычет неограничен».

Получить социальный вычет немного сложнее, чем стандартный . После окончания налогового периода нужно подать в налоговую инспекцию декларацию. К декларации придется приложить документы, подтверждающие расходы (чеки, рецепты, копии договоров, платежки и т.д.), заявление на получение вычета и номер счета, на который должны быть перечислены деньги. В этом заключается еще одна важная особенность выдачи социального вычета - в большинстве случаев получить его по месту работы невозможно.

Имущественные налоговые вычеты

Единственный раз в жизни, строя или приобретая квартиру, дом или долю в них, а с 2010 года еще и землю для жилищного строительства, можно рассчитывать на получение имущественного налогового вычета , весьма значительного по сумме.

«Самый большой вычет можно получить при приобретении или строительстве жилья. С 2008 года его максимальная сумма составляет 2 млн рублей, не считая процентов по кредитам, полученным на эти цели. Сумма вычета по процентам неограниченна. Таким образом, экономия на налогах (без учета вычета по процентам) может составить 260 тыс. рублей, - продолжает объяснение налоговых тонкостей Евгений Сивушков. - Необходимо отметить, что вычет в связи с приобретением жилья предоставляется налогоплательщику один раз в жизни, поэтому к его получению надо подойти очень продуманно.

Это тот случай, когда еще до совершения сделки следует посоветоваться с налоговым консультантом. Например, если квартира приобретается супругами, которые имеют право на этот вычет, целесообразно оформить сделку только на одного супруга, поскольку при оформлении квартиры в общую долевую собственность размер имущественного вычета распределяется в соответствии с долей налогоплательщика в этой квартире, то есть при доле в 50% вычет составит только 1 млн рублей».

Важно помнить, что имущественный налоговый вычет распространяется не только на непосредственные затраты на покупку жилья, но и на ремонт и материалы для него. Чтобы получить вычет, нужно подать в налоговую инспекцию декларацию, приложить заявление и предоставить бумаги, подтверждающие право собственности, и документы о понесенных тратах.

Причем получить деньги можно как в налоговой инспекции, заполнив декларацию, так и по месту работы, подтвердив предварительно свои права на вычет в инспекции. Неиспользованный за год вычет может переходить на следующий год. Этот процесс может растянуться на несколько лет - до тех пор, пока человек не получит всю причитающуюся ему сумму вычета.

Однако, в законодательстве предусмотрены случаи, когда имущественный вычет при строительстве или покупке жилья получить не удастся. Так, вычет не распространяется на ситуации, когда человек покупал квартиру не за свои деньги, а, например, на средства, которые выделила для него компания.

Если в основу покупки квартиры был положен материнский капитал или бюджетные деньги, выплата вычета также не предусмотрена. Не стоит рассчитывать на имущественный вычет и при совершении сделки купли-продажи между родственниками.

Для продавца имущества также предусмотрены налоговые льготы . Если продаваемое имущество находилось в собственности продавца менее трех лет, налогоплательщик имеет право уменьшить облагаемый налогом доход от его продажи на сумму расходов, связанных с получением этих доходов.

Иными словами, если человек сегодня продает, например, машину за 500 тыс. рублей, а купил ее два года назад за 800 тыс., то налог на доходы в этом случае он платить не должен. Так как 800 тыс. - и есть та самая сумма расходов, связанная с получением доходов от продажи.

Чтобы получить освобождение от налога в этом случае, нужно будет просто предоставить документы, подтверждающие расходы при покупке этой машины.

«Рекомендация, таким образом, сводится к тому, что необходимо отслеживать срок владения имуществом и хранить документы, подтверждающие расходы на его приобретение, - добавляет Евгений Сивушков. - Если такие документы не могут быть представлены, то вычет ограничен суммами 1 млн рублей при продаже жилья и земельных участков и 125 тыс. рублей (с 2010 года 250 тыс. рублей) при продаже иного имущества».

Если же имущество принадлежало продавцу три года и более, то освобождается от налогообложения вся сумма полученного от сделки дохода.

«Для того чтобы не платить налог с доходов от продажи имущества, достаточно документально подтвердить срок владения», - добавляет Евгений Сивушков.

Для получения имущественного вычета нужно подать декларацию о доходах в налоговую инспекцию по месту жительства и написать заявление в произвольной форме, обозначив в нем свои права на льготу по налогу на доходы.

Профессиональные налоговые вычеты

Эта категория налоговых вычетов применима в основном к индивидуальным предпринимателям, а также к физическим лицам, выполняющим работы по договорам гражданско-правового характера. В частности, к ним относятся представители мира искусства - поэты, художники, фотографы, журналисты и т.д. С помощью профессиональных налоговых вычетов они могут уменьшать свои подлежащие налогообложению доходы на сумму расходов, связанных с выполнением соответствующих работ.

Впрочем, для случаев, когда документального подтверждения расходов у творческих личностей нет, в Налоговом кодексе РФ предусмотрены специальные нормы. Так, создатели литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка, могут без предоставления чеков и прочих документов вычесть из своего облагаемого налогом дохода 20% и заплатить налог с оставшейся суммы в 80%.

То есть если автор театральной пьесы не сможет подтвердить свои расходы документально и при этом получит гонорар за работу в размере, например, 50 тыс. рублей, подоходный налог он заплатит только с 40 тыс. рублей. А значит, ему нужно будет заплатить в качестве налога на 1300 рублей меньше.

Для дизайнеров, фотографов, архитекторов норматив затрат по отношению к доходу в случае отсутствия документального подтверждения расходов составляет 30%, а для создателей опер, балетов, симфонических музыкальных произведений и пр. - 40%. Полный перечень специальностей, для которых предусмотрены профессиональные вычеты, перечислен в статье 221 НК РФ.

Приятные детали налогового законодательства

Изучив Налоговый кодекс РФ, можно найти еще несколько способов налоговой оптимизации, каждый из которых подходит для какого-либо конкретного случая в отдельно взятой семье.

К примеру, можно достаточно ощутимо снизить налоговую нагрузку в отношении доходов, получаемых от сдачи квартиры в аренду . Правда, для этого необходимо будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, использующего упрощенную систему налогообложения.

«Если налогоплательщик сдает внаем квартиру, то, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, он имеет возможность платить налог с такого дохода по ставке 6% (вместо обычных 13%)», - поясняет Евгений Сивушков.

Впрочем, какой бы способ налоговой оптимизации вы ни предпочли, важно помнить: чтобы спать спокойно, нужно четко следовать букве закона, в котором и для рядовых граждан предусмотрен ряд способов снижения налогового бремени с бюджета семьи. Что в нынешние времена как никогда актуально.

Грамотное применение максимального спектра льгот, предусмот­ренных действующим налоговым законодательством - один из са­мых эффективных методов налогового планирования.

В соответствии со ст.56 Налогового кодекса РФ льготами по нало­гам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям на­логоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законо­дательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с други­ми налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возмож­ности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Иначе говоря, налоговая льгота - это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность полного или час­тичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налого­обложения, а также иное смягчение налогового бремени для налого­плательщика.

Можно выделить четыре группы налоговых льгот.

1. Льготы, предоставляемые отдельным субъектам - комбинация из ниже перечисленных льгот;

2. Льготы, предоставляемые по объекту - изъятия, скидки;

3. Льготы по ставкам - понижение ставки;

4. Льготы по срокам уплаты - более поздние сроки уплаты, на­логовый кредит.

При этом необходимо учитывать, что первая группа льгот предос­тавляется только некоторым субъектам из всего перечня налогопла­тельщиков. Способ предоставления этих льгот может быть различ­ным, включая изъятие, понижение ставок, установление позднего сро­ка уплаты и др. для этих налогоплательщиков.

Оставшиеся три вида налоговых льгот за исключением случаев, когда они предоставляются отдельным субъектам, распространяются на всех налогоплательщиков на равных условиях. Так, например, все плательщики НДС, реализующие продукты питания, предусмотрен­ные законодательством, будут применять пониженную ставку налога - 10%.

Указанные виды налоговых льгот могут предоставляться в сле­дующих формах.

1) Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий лиц. Например, Налоговым кодексом РФ (часть II) предусматривается час­тичное освобождение инвалидов Великой Отечественной войны и т.д. Такое освобождение является постоянным.

2) Изъятие из облагаемой базы определенных частей объекта на­лога. Например, при исчислении налога на прибыль не учитывается прибыль организации, полученная от производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

Изъятия, как и освобождения, могут предоставляться на постоян­ной основе (например, льгота при уплате НДС по операциям страхо­вания) или на ограниченный срок (например, льгота при исчислении налога на прибыль малыми предприятиями).

3) Установление необлагаемого минимума, т.е. минимальной час­ти объекта, не облагаемой налогом. Обложению подлежат лишь те до­ходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум.

Так, например, по налогу на доходы физических лиц, лицо имеет пра­во на использование стандартного налогового вычета в размере 400 руб. ежемесячно, до месяца в котором доход нарастающим итогом с начала года превысит 20000 руб.

4) Вычет из налогооблагаемой базы определенных сумм, как пра­вило, расходов плательщика. Например, совокупный годовой доход физических лиц уменьшается на суммы, перечисляемые на благотво­рительные цели. Размеры вычетов могут быть лимитированные (при исчислении налога на доходы физических лиц льготируются расходы на благотворительные цели - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в на­логовом периоде) и не лимитированные (например, суммы, направ­ленные образовательными учреждениями непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного про­цесса).

5) Понижение налоговых ставок. Так, например, все плательщики НДС, реализующие продукты питания, предусмотренные законода­тельством, будут применять пониженную ставку налога - 10%.

6) Вычет из налогового оклада. Самая эффективная налоговая льгота, которая абсолютно уменьшает размер налога, причитающегося взносу в бюджет. Как правило, вычет из налогового оклада применя­ется к прямым расходам плательщика.

7) Возврат ранее уплаченного налога - означает компенсацию пла­тельщику налога, уплаченного ранее. Например, при экспорте про­дукции организации - экспортеры имеют право отнести на уменьше­ние НДС, причитающегося взносу в бюджет, суммы налога, уплачен­ные поставщикам сырья, комплектующих и т.д. Однако, представля­ется, что этот механизм может считаться льготным только условно, так как, по нашему мнению, в данном случае имеет место специаль­ный порядок расчета налоговых платежей, но не льгота, в том смысле, в котором мы ее сформулировали выше.

8) Изменение срока уплаты налога (отсрочка и рассрочка уплаты налога).

Необходимо отметить, что в соответствии с п.2 ст.56 Налогового кодекса РФ использование льгот является правом налогоплательщика.

То есть, в тех случаях, когда в силу экономических причин примене­ние льготного механизма не желательно (налоговые механизмы в не­которых случаях достаточно взаимосвязаны и могут оказать сущест­венное влияние на взаимоотношения с партнерами), организация вправе не пользоваться льготой.

Немаловажным критерием эффективности налогового планирова­ния путем применения льгот является принятие во внимание всех, да­же самых незначительных льгот, предусмотренных действующим на­логовым законодательством.

Полный перечень наиболее часто применяемых льгот по важней­шим налогам рассмотрен во втором разделе.

Еще по теме 6.4. Использование льгот, освобождений и вычетов, преду­смотренных законодательством:

  1. Условия предоставления льгот по освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость
  2. 1.2.4. Права и обязанности в период использования освобождения
  3. 6.2.4. Установление и использование льгот по налогам и сборам
  4. Пример определения налоговой базы с вычетами и льготами
  5. Особенности продления сроков использования имущественного налогового вычета
  6. 5.3. Использование взаимосвязей налогового и гражданского законодательства в целях оптимизации налогообложения

В подготовленных Минфином основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2020 года ставится задача закрепить в законодательстве (уже в текущем году) концепцию налоговых и неналоговых расходов.

Авторы идеи считают, что «фактически налоговые льготы, освобождения и преференции по налогам, сборам и другим платежам, предусмотренные действующим законодательством, являются недополученными бюджетной системой финансовыми ресурсами, то есть налоговыми и неналоговыми расходами».

Эти рассуждения опираются на мнение Международного валютного фонда (МВФ): поскольку цели государственной политики могут достигаться альтернативным способом через предоставление субсидий или понесение иных расходов, льготы выступают эквивалентом бюджетных расходов.

Цель нововведения, как всегда, самая благая: повышение прозрачности бюджетной и налоговой политики, оптимизация способов достижения социально-экономических задач. Но так ли безобидны правовые последствия этого шага?

То, что экономисты считают «расходами бюджета», с позиции юриста не может получить такой квалификации. Применение льготы не ведет к недоплате налога. Налоговое обязательство формируется по результатам применения всего комплекса правил исчисления платежа, включая положения о льготах. Нет налога до льготы и после льготы. Есть единая сумма, которую налогоплательщик обязан уплатить.

При недоплате налога (недоимке) бюджет так же не лишается части своего имущества. Он не становится богаче, но и не претерпевает ущерб.

Если в бюджетном законодательстве закрепится понятие «налоговых расходов», то (лиха беда - начало), последствия творческой реализации этого подхода на практике будут самыми непредсказуемыми. Так, что взыскание недоимки компаний с их собственников, менеджеров и бухгалтеров под видом ущерба, причинённого бюджету налоговым преступлением, может показаться шалостью.

Основные направления демонстрируют возможный вариант развития событий. Для стимулирования капитальных вложений предлагается предоставить налогоплательщикам инвестиционный налоговый кредит - право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов на приобретение или модернизацию объектов основных средств. Размер вычета составляет 50% от стоимости объекта.

Эту льготу Минфин рассматривает как 50% со-финансирование инвестиционных расходов государством. Следовательно, чем лучше и эффективнее работает бизнес и больше инвестирует в развитие производства, тем больше «государственное участие» в его успехах.

В этой этатистской концепции всё переворачивается с ног на голову. Забыто, что налогообложение - это отношения по перераспределению произведенного обществом продукта. По версии Минфина, не бизнес, а государство становится первопричиной экономического и социального роста. Не налогоплательщики дают государству средства, а оно им.

Если учитывать, что Минфин понимает налоговые льготы очень широко (как любые отступления от «базовой» (или «нормативной») структуры налоговой системы), то простор для творчества открывается широчайший.

Следует учесть и то, что некоторые льготы вообще не могут рассматриваться как «благодеяние» государства. Это те послабления, которые направлены на фактическое выравнивание экономического положения плательщиков, обеспечение основных конституционных прав (на достойное существование, на жилище и др.)

В таких случаях льготы - это юридико-технический приём установления оптимального уровня налогообложения, а никак не «расходы бюджета».

Закономерным бюрократическим следствием внедрения концепции «налоговых расходов» является расширение объемов налоговой отчетности (ее бОльшая детализация - по словам авторов концепции) в целях лучшей оценки эффективности льгот.

Расширяется перечень государственных органов, контролирующих бизнес. Поскольку льготы - «государственные расходы», то Счетная Палата и аналогичные структуры в регионах получают доступ практически к любому налогоплательщику. Последствия выводов контролеров и неэффективности использования льгот могут быть для налогоплательщиков самыми драматическими.

Зато у Правительства появится возможность сразу улучшить показатели «государственной заботы». Предполагается, что «налоговые расходы, которые фактически являются бюджетным ресурсом, должны быть распределены по государственным программам». Соответственно, объемы государственных вложений в те или иные направления социально-экономического развития сразу возрастут, хотя никто этого не почувствует.

Например, по оценкам Минфина, уже в текущем году на развитие здравоохранения государство «потратит» на 215 млрд рублей больше, на социальную поддержку граждан - на 35 млрд, на транспортную инфраструктуру - на 118 млрд.

Остается посоветовать Минфину следующее. При таком подходе получается, что чем жестче базовые условия налогообложения (например, чем выше ставки налогов), тем больше объем государственных «вложений» при предоставлении льгот. Что если установить налог на прибыль на уровне 90%, но из них 70% объявить «стандартным вычетом»? Для налогоплательщиков ничего не изменится (разве что декларации потолстеют), но как улучшится отчетность о реализованных государственных программах