Лукашенко отменил "налог на тунеядцев". Но лишит льгот неработающих

Правообладатель иллюстрации Alexei Druzhinin/TASS Image caption Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству

Тунеядцы в Беларуси освобождены от обязательного прежде сбора - "налога на тунеядство", составлявшего более 250 долларов в год для официально не работавших в течение полугода, но обязываются полностью возмещать стоимость услуг, субсидируемых государством.

Перечень этих услуг, согласно первому в наступившем году декрету Лукашенко, до 1 апреля должно определить правительство.

Из текста, опубликованного вечером 25 января и вступившего в силу с момента опубликования декрета, явствует, что президент обязует правительство ввести ограничения на предоставление не занятым в белорусской экономике гражданам "безналичных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений".

В переводе с бюрократического языка это значит, что официально не занятые в течение полугода белорусские граждане - и как обозначено в декрете, иностранцы и лица без гражданства, получившие вид на жительство или разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь - будут в полном (определенном правительством) объеме оплачивать коммунальные услуги и вряд ли получат кредит на покупку (ремонт) квартиры.

Какие еще кары и ограничения получат официально не работающие, предстоит, судя по декрету Лукашенко, определить правительству.

  • Минтруд: "тунеядцы" должны платить в казну по 300 долларов в год
  • Организаторам "Марша нетунеядцев" в Белоруссии дали по 15 суток
  • В Минске разрешили провести "Марш нетунеядцев"

Эксперты в Минске полагают, что некие "полные" оплаты могут возникнуть в государственных поликлиниках и больницах, школах и прочих государственных учреждениях.

Множество комиссий

Ныне подписанным декретом, изменяющим положения принятого два года назад закона "О предупреждении социального иждивенчества", предусмотрено создание многоуровневых комиссий, которым надлежит определять "трудозанятый" статус граждан и решать, как быть с попавшими в "трудную жизненную ситуацию".

Комиссии на местном уровне обязуются оказывать безработным консультативную и правовую помощь, обучать основам предпринимательства и финансово поддерживать желающих стать предпринимателями.

Безработных, ведущих асоциальный образ жизни, комиссии обязаны отправлять в ЛТП - лечебно-трудовые профилактории, возрожденные в Беларуси по примеру советских.

Органы власти обязаны также выявлять работающих неофициально и уклоняющихся от налогов, с тем чтобы привлекать таковых к ответственности.

Судя по тексту декрета, центральные и местные органы власти в течение текущего 2018 года должны сформировать базы нарушителей трудового и налогового законодательства, чтобы с 1 января 2019 эти люди начали нести финансовую ответственность за отсутствие официальной работы и неуплату налогов.

Возможны ли протесты?

"Налог на тунеядство", ныне отмененный Лукашенко, по сведениям белорусских СМИ и экспертов, в предыдущие годы платили только 10% из тех, кому власти отправили "письма счастья" - официальные требования об уплате сбора на возмещение госрасходов.

В течение 2016-2017 годов в Беларуси прошли многократные акции протеста против "налога на тунеядство". Примечательно, что протесты охватили не столько столицу, сколько белорусские регионы, где проблема занятости и заработка стоит до сих пор остро.

Многие акции закончились силовыми задержаниями протестующих. Среди задержанных и осужденных к административным штрафам и арестам, вопреки белорусской традиции, "штатных" оппозиционеров - активистов оппозиционных партий и движений - было меньше, чем жителей провинции и журналистов местных СМИ.

Кость в горле

Анатолий Лебедько, лидер оппозиционной властям Объединенной гражданской партии, принимавший участие в региональных "Маршах нетунеядцев" и задерживавшийся силовиками, не прогнозирует "нетунеядских" протестов в ближайшее время.

"Налог-то отменен. Налог имел выход на огромное количество людей - в двери многих позвонили налоговики и приказали платить. Рефлексией на это и были массовые протесты. Сейчас одномоментного действия не будет - по декрету Лукашенко оно рассеяно во времени. Но будут проблемы с практической реализацией декрета. И это породит не один информационный повод. Если людям прикажут платить за медуслуги, образование - во что это может вылиться? Человек не получит необходимую медпомощь?" - рассуждает Лебедько.

И приходит к выводу: "Через какое-то время, когда декрет в таком порядке вдруг станет реализовываться, люди обнаружат, что рушится модель социального государства, которую Лукашенко выстраивал и пропагандировал больше 20 лет. Было декларировано и многократно повторено, что все услуги доступны - а тут окажется, что ребенка в школу не берут, потому что родители не имеют работы! Я тут не могу на этом месте поставить точку. Но думаю, что с практической реализацией этого декрета у власти могут быть большие проблемы, Может все это оказаться костью, что застрянет у власти в горле".

.

В свежем декрете № 1 (нумерация этих нормативных актов - особая прелесть) акцент сделан на трудоустройство граждан. Сбор с неработающих «на финансирование госрасходов», который и вызвал возмущение массы, отменен.

Но тем, кто может работать, однако официально не трудоустроен, радоваться рано: с них потребуют оплачивать субсидируемые государством услуги по полной программе.

Перечень таких услуг правительство определит к 1 апреля, а сама норма начнет действовать с 1 января 2019 года.

Власти учли уроки протестов

Итак, власти переформатировали подход к проблеме, о которой не раз заговаривал Лукашенко: мол, это ненормально, что полмиллиона здоровых взрослых белорусов нигде не работают.

По сути же, к декрету № 3 властную верхушку подтолкнули пару лет назад размышления, как бы взять с населения чуть побольше деньжат в условиях кризиса.

Получив (причем на улицы вышла и прежде аполитичная публика), наверху поняли, что грубо выколачивать деньги «письмами счастья» из налоговых инспекций - занятие рискованное.

При этом Лукашенко хотя де-факто и декрет № 3 прошлой весной, но раз за разом, блюдя амбиции, твердил, что он не отменен, ждите новой редакции.

Еще президент проронил, что «не из Минска нужно управлять этими процессами». Действительно, теперь больше предстоит напрягаться местным начальникам и начальничкам.

Всем работу не найдут

Новый документ нагружает местные власти хлопотами по обеспечению занятости населения. Но возможности вертикали в этом плане ограниченны.

Старые предприятия и целые отрасли стагнируют, а то и коллапсируют. На многих заводах работников и так больше, чем требуется. Пытаться вдохнуть новую жизнь в предприятия-зомби - пустой номер. Да и денег на вливания в госсектор все меньше.

Да, в конце прошлого года были подписаны решения - как их патетично назвали чиновники и госСМИ - о раскрепощении бизнеса. Но, во-первых, решения половинчаты. Во-вторых, годы давления на «вшивых блох» у многих белорусов отбили охоту заниматься предпринимательством. Так что на этом поле скорых буйных всходов (а значит и создания множества новых рабочих мест в частном секторе) ожидать не стоит.

Принятый в декабре декрет № 8 о развитии хотя и выглядит прогрессивно, проблему занятости в масштабах страны не снимет. Парк высоких технологий решает свои задачи не числом, а умением, да и кадры там нужны молодые и продвинутые. А куда податься миллионам тех, кому уже не суждено переучиться на программистов?

Более того, если представить себе, что власти развернут более решительные экономические реформы, пойдут на реструктуризацию неэффективного госсектора, то безработица - по крайней мере на довольно долгое время - только вырастет.

Стоит вспомнить, что Лукашенко давал распоряжение всех трудоустроить еще к 1 мая прошлого года. И кое-кто из чиновников даже рапортовал, что вопрос решен. Сегодня мы видим, как он решен.

В новом декрете правительству предписано устанавливать прогнозные показатели в области содействия занятости населения, ежегодно утверждать перечень территорий «с напряженной ситуацией на рынке труда».

Это означает, что у нас есть целые регионы, где с работой глухо как в танке.

Чипы, что ли, вживлять «дармоедам»?

Чудес в плане обеспечения занятости не предвидится. А значит, останется довольно много тех, кого будут прижимать по-новому - выставлением полновесного счета за субсидируемые государством услуги.

И вот здесь априори много вопросов. Возьмем . Сами чиновники путаются в показаниях, какой процент стоимости ЖКУ оплачивает население. Далее, граждан постепенно выводят на полную оплату коммуналки, а это значит, что доля государственных субсидий будет динамично уменьшаться.

То есть надо посадить штат неких счетоводов, которые будут кропотливо вычислять, сколько следует содрать с конкретного «дармоеда» в том или ином месяце.

Кроме того, на местах будут заседать комиссии, которые станут определять, кого из «дармоедов» стоит помиловать по причине трудной жизненной ситуации. Это, во-первых, унизительная процедура, а во-вторых, опять же трата человеко-часов. Пусть бы уж вертикаль в это время действительно пеклась о новых рабочих местах.

Далее, у нас ведь и проезд в транспорте дотируется. И вот как определить, что в метро проходит или в автобус садится именно неработающий гражданин, с которого надлежит сшибить лишние копейки? Чипы, что ли, вживлять «тунеядцам»?

А что, идея - пусть ПВТ займется такой технологией. Вот и будет у нас полицейская IT-страна, воплощенная антиутопия.

На красивый жест не хватило духу

Да, новый вариант декрета гораздо менее взрывоопасен. Когда сотням тысяч белорусов пришли «письма счастья», те просто уперлись рогом, а потом и . Сейчас «тунеядцев» решено прижимать более избирательно и косвенными путями.

Но все равно на этой почве наверняка будет много нелепостей и скандалов. И вертикаль станет тратить порох на глуповатые мелкие дела.

Почему было не признать честно, что с декретом № 3 капитально лоханулись, - и просто его отменить? Не мелочиться, не придумывать никаких новых, более завуалированных поборов. Да, проблему занятости нужно решать, но почему именно декретным нормотворчеством?

На красивый жест у высокого начальства не хватило духу. Белорусская власть избегает признавать свои ошибки, боится показаться слабой.

В итоге она то и дело выглядит не слишком умной, упрямой и мелочной.

В четверг вечером пресс-служба президента сообщила, что Александр Лукашенко . Суть его, по словам министра труда Ирины Костевич, - содействовать трудоустройству граждан. Фактически декрет отменяет известный «налог на тунеядство». Но грустная новость в том, что платить им все же придется. Будет ли эта сумма меньше суммы налога?

Что произошло?

Был декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Согласно этому декрету, лица, которые отработали в год меньше 183 дней, должны были уплатить своеобразный «налог на тунеядство», или, как его называли чиновники, «сбор на финансирование госрасходов». Он составлял 20 базовых величин (на тот момент 360 рублей). Министерство по налогам и сборам подсчитало, что в стране 440 тыс. «тунеядцев». Правда, уплатили сбор только 10% от всех. Остальные упорно сопротивлялись, митинговали, судились и возмущались.

В марте прошлого года президент заявил, что декрет отложили на год, «тунеядцам» разрешили пока не платить налог, но сам налог не отменили. Президент поручил разработать поправки в декрет. Создали специальную комиссию, Министерство труда внесло поправки - список «тунеядцев» сократили. Президент попросил передать местным органам власти «полномочия и рычаги воздействия» для решения ситуации. Обсуждение шло вплоть до осени прошлого года, а в октябре обновленный декрет №3 уже представили президенту. Текста обновленного документа общественности не показали. Главные идеи, которые исходили от чиновников: никакой отмены сбора не будет, нужно заставить тех, кто может, но не хочет работать, «тунеядцы» должны будут заплатить 100% от «тех затрат, которые сегодня льготируются со стороны государства». Также тогда стало известно, что декрет изменит название и станет декретом «По содействию занятости».

В декабре прошлого года вице-премьер Василий Жарко заявил, что обновленный декрет №3 вступит в силу с 1 января 2019 года. А 25 января стало известно, что президент подписал уже декрет №1 с названием «По содействию занятости».

Что теперь будет?

Как объяснила БЕЛТА министр труда Ирина Костевич, декрет предусматривает, что трудоспособные белорусы, которые не заняты в экономике, будут оплачивать услуги по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. Норма вступает в силу с 1 января будущего года.

- Таким образом, у человека есть практически год, чтобы определить свой статус и при желании поменять его, - добавила министр.

Так что, декрет №3 все-таки отменили?

По сути, новый декрет освобождает «тунеядцев» от уплаты сбора на финансирование госрасходов. Неизвестно, остается ли старая норма о том, что «тунеядцами» признаются те, кто работал меньше 183 дней в году. По крайней мере на данный момент пресс-служба президента не сообщила о том, что она отменена.

Какие услуги будут оплачивать «тунеядцы»?

Перечень услуг и порядок расчета правительство должно определить до 1 апреля нынешнего года. Пока неясно, будут ли тунеядцы оплачивать расходы на милицию, чиновников, военных и остальные расходы, на которые идут деньги налогоплательщиков.

Как будут определять, кто должен платить, а кто нет?

По словам министра труда, будут формироваться некие базы данных трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, не занятых в экономике. Формировать их будет правительство. Они должны определить перечень категорий граждан в месячный срок.

- В ближайшее время правительство определит порядок формирования и ведения базы. Предполагается, что механизм формирования будет двухуровневым. На первом этапе на республиканском уровне будет формироваться основная база данных на основе республиканских информационных ресурсов. Второй этап, местный уровень - корректировка основной базы местными органами с учетом имеющихся у них информационных ресурсов и иной информации.

- Сведения из базы данных будут использоваться на местах в первую очередь для оказания содействия неработающим гражданам в трудоустройстве. По результатам этой работы местные органы и будут решать вопрос о предоставлении конкретному человеку услуг с возмещением затрат, - отметила Костевич.

Напомним, в прошлом году Министерство труда предлагало ввести для всех ID-карты, чтобы точно отслеживать, работает человек или нет.

Так тунеядцам теперь больше выгоды или нет?

Все зависит от того, какие услуги правительство включит в перечень и по каким критериям будет считать. Для сравнения, только расходы на медицину в Минске на 2018 год запланированы в расчете 400 рублей на человека. Если правительство решит отталкиваться от этой суммы, то только оплата этой одной позиции будет сопоставима с «налогом на тунеядство» (20 базовых на данный момент - это 490 рублей). Если сюда добавится оплата 100% коммунальных услуг и проезда в общественном транспорте, то сумма будет намного больше.

Я езжу на своем авто, хожу в частные медицинские центры и за «коммуналку» и так плачу 100% - можно будет вычесть все это?

Пока информации о том, как будут рассчитывать оплату услуг для «тунеядцев», нет, этот вопрос остается открытым.

Зачем он нужен вообще, этот декрет?

Министерство труда и социальной защиты населения говорит, что декрет призван содействовать занятости населения.

- Прежде всего хочу отметить, что в республике есть определенная категория трудоспособных граждан, которые не работают и не заинтересованы в поиске работы. Возможно, часть из них - это граждане, занятые в теневом бизнесе. Поэтому необходимо формирование условий, при которых гражданин будет сам заинтересован в трудоустройстве, - объясняет министр труда. - Кроме общеэкономических мер, необходимо сосредоточить усилия и на оказании содействия в трудоустройстве каждому человеку.

Поэтому декретом на местные органы власти возложены обязанности по реализации конкретных мер по обеспечению занятости населения, в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы. Оценка их деятельности на всех уровнях будет осуществляться ежеквартально.

При этом декретом определено, что проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержка предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности станут одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов.

Декретом предусмотрено создание комиссий при местных органах власти, в состав которых войдут депутаты всех уровней, специалисты, представители ЖКХ, МВД, а также могут входить представители общественных объединений. За этими комиссиями закрепляется основная ответственность за работу на местах. Они обязаны будут обеспечить индивидуальный подход к каждому, кто обратился за помощью либо попал в непростую ситуацию. Практика показала, что нам нужно работать активнее, более настойчиво предлагать свои услуги по трудоустройству, проявлять инициативу.

Акции протеста «тунеядцев» прокатились по многим белорусским городам. Они прошли в Бресте, Бобруйске и Барановичах. В Витебске и вовсе был организован крупнейший «народный сход» в истории города. Выражали своё недовольство и минчане: акция в столице стала самой массовой со времён драматических событий 2010 года, когда граждане выступали против итогов президентских выборов.

Теперь белорусские «тунеядцы» готовятся к «горячему марту» — график мероприятий по всей стране расписан по дням; кульминацией должен стать День Воли 25 марта.

«С нами, простыми гражданами, уже никто не считается. Вот сбор за «тунеядство» — люди теряют рабочее место, а на них вводят налог. Это как так получается, а? Люди должны платить за то, что у них нет работы?» — возмущаются участники массовых акций. Впрочем, возможно, митинги уже и не понадобятся: всё указывает на то, что власти готовы приостановить действие злосчастного Декрета №3.

Белорусское «тунеядство» в цифрах

С того момента, как в конце минувшего года налоговые инспекции начали буквально пачками рассылать «письма счастья», требование государства заплатить «налог на тунеядство» стало, пожалуй, основной темой разговоров у белорусов. А ведь в самом начале — ещё в апреле 2015-го, когда Александр Лукашенко подписал Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества», — многие оценивали «декрет о тунеядцах» с иронией. Пока не стали получать извещения на уплату налога.

С ноября по январь белорусское налоговое ведомство разослало адресатам более 470 тыс. извещений о необходимости уплаты «сбора на финансирование государственных расходов». То есть такое «письмо счастья» получил примерно каждый 22-й белорус. Но если учитывать в общей статистике только трудоспособных граждан, работающих официально, исключив маленьких детей, школьников, студентов и пенсионеров, то получится, что «письмо счастья» пришло каждому десятому трудоспособному гражданину. Если же принять во внимание отсутствующих — тех, кто поехал на заработки в Россию, Польшу и другие соседние государства, то вообще каждому восьмому. Таким образом, «налог на тунеядцев» моментально стал социальным явлением.

Согласно Декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества», если гражданин Белоруссии не работает 183 дня в году и не регистрируется как безработный, то он должен выплатить специальный сбор — 360 белорусских рублей ($185). 20 февраля 2017-го истёк срок уплаты сбора.

При этом очень многие белорусы, даже оставшись без работы, не регистрируются в качестве безработных. Дело в том, что пособие по безработице в стране составляет примерно $20, получать его можно только полгода и при этом нужно выходить на общественные работы. К тому же и делать нечего, особенно в провинции, где много полумёртвых предприятий. Их руководители и не увольняют никого (запрещено, чтобы не портить статистику), и зарплату практически не платят. Люди оказываются в ловушке.

Для властей стало полной неожиданностью, что обычно послушные белорусы попросту отказались платить налог. Несмотря на возможные наказания, в том числе тюремное заключение, деньги внесли лишь 10% получивших извещения. Остальные начали кампанию гражданского неповиновения.

Власти недоглядели и в другом: в 2017 году граждане, получается, обязаны уплатить сбор сразу за два предшествующих налоговых периода — за 2015 год (до 20 февраля, сумма — 360 рублей) и за 2016 год (до 15 ноября, сумма — 420 рублей). В общей сложности это $400. Но среднемесячная зарплата в Белоруссии не дотягивает до этого показателя. А в провинции к тому же зарплаты намного ниже, чем в столице, тогда как устроиться на работу — в разы труднее. Именно это и объясняет тот резонанс в обществе, который вызвали уведомления от налоговой инспекции. Полученные извещения при полном отсутствии денег у людей стали причиной ряда самоубийств. СМИ сообщали о нескольких случаях, пока доподлинно установлены обстоятельства по двум: в Осиповичах и Рогачёве .

В ответ на «письма счастья» кто-то из белорусов отравляет существование сотрудникам налоговых органов и чиновникам исполкомов, заваливая их жалобами и устраивая скандалы.

  • Участники несанкционированной акции белорусской оппозиции «Марш рассерженных белорусов» против Декрета №3. Минск
  • РИА Новости

Но наиболее многочисленную группу составляют граждане, у которых просто нет денег, и эти люди вышли на акции протеста. Даже недавнее повышение пенсионного возраста не спровоцировало такого конфликта.

Нет работы? Плати

«Проблема так называемых тунеядцев имеет несколько аспектов. Первый — моральный. Тысячи людей, которые не могут работать ввиду сложных жизненных ситуаций, десятки тысяч тех, кто не работает по причине из рук вон плохого руководства (каждый год страна теряет 70 тысяч рабочих мест), — отмечает на сайте Europe Insight зампредседателя Объединённой гражданской партии экономист Лев Марголин. — Второй аспект — юридический. Конституция предусматривает право на труд, а не обязанность. Причём для многих слова «социальное государство» давно потеряли всякий смысл. Они учат детей за свои деньги, за деньги же сдают медицинские анализы и делают различные процедуры. По сути, единственные, кого они не «финансируют», — это чиновники и силовики, которые их же при случае бьют. Ну и третий аспект — экономический. Вряд ли деньги, которые удастся собрать с «тунеядцев» (по самым оптимистичным расчётам это $30—35 млн), перекроют затраты, связанные с получением этих средств. Это оплата труда работников налоговых и других государственных служб: милиции, суда, службы исполнения наказаний; тонны бумаги и чернил и т.д. и т.п. Классический случай, когда овчинка не стоит выделки. И это не считая издержек от потери репутации».

В декабре 2016-го Лукашенко официально признал неправильную реализацию налоговой меры, а в январе подписал Декрет №1, которым внёс изменения в свой изначальный «декрет о тунеядцах». Однако вместо того чтобы ликвидировать перегибы, новый документ дал обратный эффект: платить налог, в частности, обязали матерей, которые воспитывают малолетних детей. После этого люди и вышли на улицы.

Впрочем, вряд ли белорусские власти всерьёз испугались протестов. В своё время Лукашенко пережил и гораздо более масштабные выступления.

Однако практика показала, что «налог на тунеядство» оказался не прибыльным, а, наоборот, убыточным для казны. Даже если просто сложить все канцелярские расходы, затраты на создание специальных баз данных, рабочее время многочисленных чиновников и полностью парализованные на сегодняшний день налоговые инспекции, то окажется, что на реализацию «декрета о тунеядцах» ушло значительно больше средств, чем было получено по её итогам. Опрошенные RT эксперты соглашаются: властям не стоило вообще ничего затевать.

Разрабатывая Декрет №3, государство рассчитывало получить дополнительные средства в бюджет, предполагая, что люди, не занятые в «официальной» экономике и официально не зарегистрированные как безработные, работают в «тени» и не платят налоги. Но на практике оказалось, что граждане просто сидят без дела либо трудятся на предприятиях с занятостью 1-2 дня в неделю — таких в Белоруссии очень много.

В итоге случай каждого неплательщика приходится рассматривать индивидуально, а их полмиллиона. Теперь уже и органы здравоохранения должны собирать информацию, не переносил ли заподозренный в «тунеядстве» гражданин серьёзных заболеваний, которые могли помешать ему работать.

Получилась своего рода цепная реакция — массовые разбирательства с «тунеядцами» парализуют работу всё новых государственных структур. И это происходит на фоне невероятного роста социальной напряжённости.

Как вернуть всё назад

«Я уверен, что на самом верху уже отлично поняли, насколько промахнулись с преследованием «тунеядцев». И теперь главная забота властей — выйти из этой ситуации, сохранив лицо, — сказал RT белорусский экономист Леонид Злотников. — Мне, правда, непонятно другое. Неужели при подготовке этого декрета никто в Администрации президента не предвидел, что он обернётся большими затратами, чем объём полученных денег? Получается, там, на самом верху, решили, что белорусы просто и безропотно заплатят очередной сбор, причём такой крупный по белорусским меркам? В таком случае у руководства страны большие проблемы не с экономикой, а с социологией».

Переложить вину на чиновников по принципу «царь хороший — бояре плохие» не получится, считает Злотников.

«Думаю, вопрос «замирения» общества возложат на налоговые инспекции и на исполкомы, которые будут невероятно лояльны к гражданам, — говорит Леонид Злотников. — То есть будут принимать от людей абсолютно любые объяснения, почему они не работали, почему у них нет денег, какая жизненная ситуация и так далее. Просто чтобы сбить нынешнюю волну негодования. А ближе к осени действие декрета заморозят под благовидным предлогом. То есть его не отменят, а прекратят применять и сделают вид, что ничего особенного и не было».

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» никто не собирался «спускать на тормозах». Напротив, готовится его новая редакция, предусматривающая гораздо более широкий контроль за занятостью и доходами населения, чем в первоначальном варианте. Эти вопросы обсуждались на совещании у Президента Беларуси 3 августа по итогам доклада о демографической ситуации и содействии занятости населения.

Власти осознают роль человеческого капитала и надеются сохранить и увеличить динамику прироста населения. Правда, пока она оставляет желать лучшего: на 1 июля 2017 г. в республике проживало всего 9495,5 тыс. человек - почти на 682 тыс. меньше, чем на начало 1996 г. Хотя в 2014-2016 гг. наблюдалось некоторое улуч-шение, в текущем году снова начался спад. Однако Президент уверен, что Беларусь может прокормить 20 млн. человек, а для начал нужно достичь 15 млн. населения. «Это экономическая безопасность нашей страны, мощь нашего государства, а она всегда в людях », - сказал Александр Лукашенко.

В этом вопросе государство обязано действовать на опережение, прогнозировать будущие процессы и вовремя на них реагировать. «Создание условий для стимулирования рождаемости, обеспечение людей работой, рост их благосостояния - основные правительст-венные задачи, задачи местных органов власти, которые надо решать. За решение этих социальных вопросов спрос жесточайший с любого чиновника», - заявил Президент.

Второй, не менее важный вопрос - содействие занятости населения. «Каждый, кто хочет работать, должен иметь такую возможность. Поэтому органам власти нужно оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. Активно налаживать переобучение граждан, содействовать им в организации своего дела», - заявил глава государства. Основной тезис властей: «каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет».

Для реализации такой кон-цепции важным инструментом по-прежнему остается Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Новая его редакция должна быть готова к октябрю текущего года.

Волна протестов против декрета не заставила власти изменить свое мнение. «Об-щество должно знать, что никакой отмены декрета быть не может , - заявил Президент. - Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тыс. мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тыс. где? Поэтому Декрет № 3 - это 300 тыс. тех, кто дол-жен работать, но не работает. И мы их должны заставить работать. Вот и вся идеология ».

По мнению Президента, местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на мес-тах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения дан-ной проблемы. Активное учас-тие в разработке новой редакции декрета, наряду с правительством, должны принять и депутаты. «Устраняться от этой проблемы депутату нельзя », - заявил глава государства.

Интересно, что до недавних пор, разработка и принятие указов и декретов обычно вполне обходились без участия парламентариев. Но, оказывается, это тоже «их хлеб» - наверное, на случай, если придется объясняться с населением.

Новым подходом по стимулированию занятости населения станет реализация норм новой редакции Декрета № 3 силами местных органов влас-ти. Правительство также пред-лагает реализовать принцип «не работаешь - платишь за услуги». Предполагается, что трудоспособные граждане, которые не заняты в экономике, будут оплачивать субсидируемые за счет госбюджета услуги по стоимости, обеспечивающей возмещение затрат на их оказание.

Теперь изучаются все варианты, по которым могла бы строиться работа в этом направлении. Также в правительстве разрабатывают перечень таких услуг. Для реализации новых подходов создается Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система. Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич после совещания у главы государства пояснила, что к концу 2018 г. все граждане страны должны получить ID-карты, позволяющие определять, платит ли человек налоги и отчисления в ФСЗН. Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут платить за те услуги, которые финансируются государством. Если человек не работает, «то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги», сообщила министр.

Поскольку Президент под-держал такую концепцию, остается доработать новую редакцию Декрета № 3, а также как можно быстрее разработать интегрированную сервисно--рас-четную систему, которая будет охватывать различные сферы жизни общества. При этом реализацию норм нового дек-рета предполагается передать в компетенцию местных органов власти. Именно им в недалеком будущем придется раз-бираться с недовольством населения, оценивать, кто и по какой причине оказался в «труд-ной жизненной ситуации» и можно ли ему чем-либо помочь.

Таким образом, власти отнюдь не намерены «спускать на тормозах» Декрет № 3, как надеялись иные граждане. Напротив, чиновники собираются извлечь кое-какие уроки из весенних событий и взыскивать с неработающего по раз-ным причинам населения деньги более эффективно на качественно новом уровне. Надо полагать, разработчики и авторы проекта заранее уверены, что их детище не будет противоречить нормам Конституции, гарантирующим белорусам право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования (ст. 49). Правда, во многих странах имеются подобные системы, например, обязательное страхование здоровья в Литве. Но одновременно там имеется целый ряд других механизмов, например, пособие по безработице, на которое человек может прожить. К тому же в ЕС, США и постсоветских странах государство не объявляло себя «социальным» и не воспитывало в населении годами патерналистские на-строения. Так что теперь нам придется заплатить не столько за социальные услуги, сколько за избавление от иллюзий.

Обратим внимание еще на одну деталь. На совещании говорилось не только о демографии, занятости и оплате социальных услуг. Также поднимались темы декларирования доходов и имущества и уклонения от уплаты налогов. Принято решение уделить этим вопросам большее внимание. Это стоит сделать и гражданам, которые в азарте обсуждения «налога на тунеядцев» не обратили внимания на пункт 15 Декрета № 3. Между тем в нем предусмотрено, что в целях установления граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде, налоговые органы вправе осуществлять контроль за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан. Если налоговики установят, что кто-то живет не по легальным средствам, т.е. его расходы превышают доходы, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов, либо факт получения дохода не подтверждается, то гражданину будет направлено письменное требование о даче пояснений об источниках доходов. Если пояснения не будут даны в установленный 30- дневный срок или их содержание окажется неубедительным, гражданину придется уплатить налог с суммы превышения расходов над доходами.

Инструкция о порядке осуществления контроля за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе, утв. постановлением МНС от 31.08.2015 № 22, и новая редакция Закона «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» открывают широкие воз-можности для выявления лиц, живущих не по средствам, и взыскания с них налогов. Это могло бы пополнить казну куда существеннее, чем пресловутый «налог на тунеядцев», если, конечно, контролирующие ор-ганы всерьез начнут использовать эти механизмы. Правда, тогда, скорее всего, окажутся затронутыми интересы не без-работных и домохозяек, а весьма важных, возможно, даже влиятельных особ. Но у них-то деньги на уплату налогов как раз имеются.


Подробнее на сайте Экономической газеты: