Налоговое планирование: сущность, принципы и методы. Методы налогового планирования Методы налогового планирования на предприятии

Позволяет заметно снизить показатели и объем расходов на содержание предприятия посредством разработанной программы оптимизации налогообложения. В целом налоговое планирование способствует решению таких задач, как оптимизация налогообложения, снижение налоговых выплат, контроль за расходами и многие другие. Налоговое планирование является важной и неотъемлемой частью системы финансового управления в организации. Это обусловлено тем, что с налогообложением связаны все сферы производственной, финансовой, хозяйственной деятельности предприятия. На этапе стратегического планирования формируется налоговое поле организации, на основании которого составляются в дальнейшем и среднесрочные, и текущие планы налоговых платежей, налоговые календари и прочие элементы налогового планирования.

Предметом налогового планирования являются экономические процессы, которые будут протекать в организации в плановом периоде. Эти процессы могут относиться к различным сферам деятельности организации. Основным документом долгосрочного налогового планирования является налоговый бюджет.

Налоговый бюджет является составной частью финансового бюджета организации, состоящего из прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и бюджета движения денежных средств. Показатели налогового бюджета - суммы планируемых к начислению налогов и страховых взносов - отражаются в производственном бюджете и прогнозном отчете о прибылях и убытках.

Планирование налогового бюджета осуществляется не менее чем за месяц до начала следующего года.

Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:

для квартального планирования - до 1 числа третьего месяца предшествующего квартала;

для месячного планирования - до 20 числа предшествующего месяца.

Внешние и внутренние виды планирования .

Д.В. Попков выделяет подход к планированию на основе внешнего и внутреннего планирования.

Внешнее планирование .

Может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему "инвалидных" компаний, имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня, позволяет экономить на прямых налогах.

Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по чужому поручению с чужим товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита - из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (офшор).

Внутреннее планирование .

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы. Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработку контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Общие методы внутреннего планирования .

Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, - важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.

Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и (или) переоценки основных средств. Так, если возможности для ускоренной амортизации в России невелики, то переоценка основных средств представляет собой достаточно эффективный способ экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество.

Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки. Речь идет, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых; во-вторых, - об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.

Льготы - одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Теоретически льготы - один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Практически же большинство льгот достаточно жестко лимитируют сегмент их использования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Налоговое законодательство предусматривает различные льготы :

освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

понижение налоговых ставок;

целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов);

прочие налоговые льготы.

Специальные методы налоговой оптимизации .

Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако также могут применяться на всех предприятиях.

1. Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из вариантов, допустимых как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.

2. Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.

3. Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно перенести срок уплаты налога или его части на последующий период, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.

4. Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Расчетно-аналитический метод .

Расчетно-аналитический метод применяется при отсутствии нормативов в случае анализа достигнутых значений конкретных финансовых показателей. Данный метод предполагает расчет показателей на основе известных величин за прошедшие периоды, индексов их изменения и экспертных оценок развития. Метод используется при расчете и анализе налогооблагаемых баз и их составляющих, а также при планировании налогов за прошлые периоды. Для применения метода могут быть использованы данные налоговых деклараций с разбивкой по видам налогов.

Данные, полученные в соответствии с расчетно-аналитическим методом, могут быть скорректированы по следующими причинам:

планируемое увеличение/уменьшение объемов работ, услуг, выполняемых компанией (налог на прибыль);

увеличение/уменьшение среднесписочной численности работников (НДФЛ, страховые взносы в Пенсионный фонд);

изменение законодательства (изменение размера взносов в Пенсионный фонд);

наличие штрафов, пени;

иные причины.

С применением этого метода могут подвергаться сравнению квартальные, месячные и годовые показатели.

Неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных факторов вынуждают постоянно корректировать ожидания фирмы относительно внешних условий и уточнять планы. Подобное планирование будет более точным, если его осуществлять ежеквартально и сравнивать показатели за несколько лет:

Кобщ. = К2005 + К2006 + ... + К2009 / п (количество лет)

Возможно также скорректировать полученные результаты, исходя из следующих показателей:

коэффициент инфляции;

коэффициент изменения средней заработной платы по региону;

коэффициент изменения объема реализации, обусловленного планами по расширению или закрытию производства;

коэффициент изменения численности работников, рассчитываемый исходя из данных статистической отчетности.

Итоговый расчет налога:

Налоговая база x Ставку налога x Кбщ. x Кскор. = Сумма налога

Пример .

10000000 - налоговая база по налогу на прибыль (20000000 (доход) - 10000000 (расход) = 10000000 налоговая база);

Ставка налога 20%;

Кобщ. = 1,14;

Кскор. = 2 года.

10000000 x 0,2 x 1,14 x 2 = 4560000 (сумма налога за 2 года).

При этом мы фактически осуществляем грубый расчет налога, не корректируя значения с учетом сложного процента, ставки дисконтирования и иных показателей.

Наименова-
ние налога
(по данным
формы
расшифровки
кратко-
срочных
оборотных
активов /
формы 1
Бух.
баланса)

01.01.08 -
01.07.08

01.01.08 -
31.12.08

01.01.09 -
01.07.09

Увели-
чение
налогов
в % к
2008 г.
(01.01 -
01.07)
(столбец
Е x 100 /
С)

Коэф-
фициент
(стол-
бец 4 /
столбец
2)

Прогноз
01.01.09 -
31.12.09
столбец 4
x столбец
6)

Коэф-
фициент
увели-
чения
на 2010
год
(стол-
бец 6)

Прог-
ноз
на
2010
год
(стол-
бец 8
x
стол-
бец 7)

Штрафы,
пени

Налог на
прибыль

Налог на
имущество

Государ-
ственная
пошлина

Расчеты по
пенсионному
обеспечению
с
федеральным
бюджетом

Взносы
в Пен-
сион-
ный
фонд в
соот-
вет-
ствии
с ФЗ
от 24
июля
2009
г. N
212-ФЗ

стра-
ховых
взно-
сах"

Расчеты с
пенсионным
фондом на
страховую
часть
пенсии

Расчеты с
пенсионным
фондом на
накопитель-
ную часть
пенсии

Расчеты с
террито-
риальным
медицинским
фондом

Расчеты с
федеральным
медицинским
фондом

Обязатель-
ное страхо-
вание от
несчастных
случаев

Расчеты по
социальному
страхованию

Транспор-
тный налог

Земельный
налог

С помощью этого метода также планируются налоговые риски:

Наименова-
ние
показателя

Налог на
доходы
физичес-
ких лиц

Единый
социаль-
ный
налог,
зачисля-
емый в
феде-
ральный
бюджет

Единый
социаль-
ный
налог,
зачисля-
емый в
феде-
ральный
фонд
обяза-
тельного
медицин-
ского
страхо-
вания

Единый
социаль-
ный
налог,
зачисля-
емый в
террито-
риальные
фонды
обяза-
тельного
медицин-
ского
страхо-
вания

Стра-
ховые
взносы
на обя-
затель-
ное
пенси-
онное
страхо-
вание
(нако-
питель-
ная
часть)

Стра-
ховые
взносы
на обя-
затель-
ное
пенси-
онное
страхо-
вание
(стра-
ховая
часть)

Стра-
ховые
взносы
на обя-
затель-
ное
соци-
альное
страхо-
вание
от
несчас-
тных
случаев
на про-
извод-
стве

Налог
на
иму-
щество
орга-
низа-
ций

Тран-
спорт-
ный
налог

Земель-
ный
налог

Количество
случаев

Количество
дней
нарушения
срока
платежа

Сумма по
просро-
ченным
платежам,
тыс. руб.

Оценка
суммы
штрафных
санкций,
тыс. руб.

Балансовый метод .

Балансовый метод состоит в создании бухгалтерской модели хозяйственной или финансовой ситуации. Фактически мы производим увязывание потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на основе балансовых показателей. Иными словами, данный метод предполагает рассмотрение той или иной ситуации (или отдельной операции) путем составления бухгалтерских проводок и на их основе - расчета баланса; он широко применяется во многих организациях.

Указанный метод удобен при разработке схем и форм взаимодействия головной организации с дочерними и зависимыми обществами, когда существует необходимость определения совокупной величины налоговых обязательств и общего (корпоративного) финансового результата.

С помощью балансового метода возможно сравнивать финансовые и налоговые показатели по филиалам.

Пример

Расчет земельного налога

Наименование
филиала

Количество
земельных
участков

Кадастровая
стоимость

Налоговая
ставка

Сумма
налога

Примечание

В филиале
несвоевре-
менно был
произведен
перерасчет
земельного
налога в
связи с
изменением
кадастро-
вой
стоимости

Начислены
пени по
уплате
налога

Оценивая балансовые показатели, важно выделить причины, которые повлияли на увеличение, неправильное исчисление сумм налогов, а также на наложение штрафных санкций.

Важно отметить, что подобное планирование может осуществляться и в случае централизованной уплаты ряда налогов, например налога на прибыль.

Наименование
филиала

Налоговая
ставка

Примечание

В филиале
было
выявлено
много рас-
ходов за
счет
чистой
прибыли в
размере

Начислены
пени по
уплате
налога

Балансовый метод наиболее целесообразно использовать в налоговом планировании, во-первых, при проведении анализа с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определении оптимальной формы сделки и, во-вторых, в некоторых случаях при формировании учетной политики организации как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, затем выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение позволит выбрать более выгодный вариант.

Пример

Составление различных контрактов на производство ремонтно-строительных работ

Наименова-
ние дого-
вора

Плани-
руемая
выручка
по усло-
виям
догово-
ра, ис-
ходя из
данных
сметы

Расходы,
связанные
с произ-
водством и
реализаци-
ей:
матери-
альные
(ст. 254
НК);
расходы
на оп-
лату
труда
(ст. 255
НК);
аморти-
зация
(ст. 256 -
ст. 259
НК);
прочие
расходы
(ст. 260 -
ст. 264
НК)

Внереали-
зационные
расходы
(ст. 265
НК)

Прочие
расходы

Налого-
облага-
емая
база

Сумма
налога

Чистая
прибыль

Капиталь-
ный ремонт
кафе
"Ромашка"

Капиталь-
ный ремонт
офисного
помещения

Преимущества балансового метода - его простота и наглядность. Схематично прослеживается весь ход бухгалтерского оформления операции, а по данным полученного в результате баланса выявляется итоговая сумма налоговых платежей и финансовых результатов организации.

Балансовый метод позволяет:

дать оценку финансовых показателей обособленных структурных подразделений;

осуществить планирование по каждому виду хозяйственной деятельности;

выделить налогообложение по конкретным доходным договорам.

Метод также может применяться в целях оценки эффективности нескольких предприятий. Этот метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются опосредованные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретной организации от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности.

Однако балансовый метод только формирует итоговые результаты, исходя из заданных параметров, но не фиксирует зависимостей их от исходных данных, не устанавливает критериев выбора оптимального варианта, не дает конкретных рекомендаций, в каких случаях и при каких условиях применение того или иного варианта наиболее эффективно.

Балансовый метод не всегда учитывает изменения законодательства. В частности, при планировании страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, вводимых с 2010 г. Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации...", необходимо будет предусмотреть, что с 2010 г. будут применяться следующие тарифы страховых взносов:

Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%;

Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9%;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%;

территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%.

Следует также отметить, что в балансе могут отсутствовать некоторые показатели, необходимые для планирования тех или иных налогов. В качестве примера можно привести планирование транспортного налога, поскольку в балансовых данных отсутствует такой показатель, как мощность двигателя.

Максимально полную информацию о критериях оптимальности в налоговом планировании предоставляет использование экономико-математических методов, что позволяет организации в каждой конкретной ситуации не только рассчитать эффективность различных вариантов решения, но и обозначить критерии выбора оптимального.

Иногда совместно с балансовым и расчетно-аналитическим методом оцениваются управленческие решения, их влияние на финансовый результат.

Метод оптимизации плановых решений используется также во многих элементах оперативного планирования, связанных с принятием управленческого решения. Суть его состоит в разработке ряда альтернативных вариантов решения, расчете размера налоговых обязательств по каждому варианту, суммарной величины дополнительных затрат, оценке вероятности изменений законодательства в планируемом периоде и выборе на основе полученных результатов оптимального варианта.

При разработке сложных производственных и финансовых схем, где необходимо учитывать множество факторов и условий налогообложения, целесообразно использовать несколько методов налогового планирования одновременно. Налоговое планирование в коммерческих организациях требует от финансистов, бухгалтеров-аналитиков высокого профессионализма, ответственности и хорошего владения тонкостями налогового и гражданского законодательства.

Под принципами налогового планирования понимаются основные правила, лежащие в его основе. Ниже приведены принципы, в соответствии с которыми, следует осуществлять налоговое планирование:

1. Принцип законности – соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования.

2. Принцип выгодности – снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования.

3. Принцип реальности и эффективности – использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением.

4. Принцип альтернативности – рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации.

5. Принцип оперативности – корректировка процедуры налогового планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.

6. Принцип понятности и обоснованности – требование, чтобы схема была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

Принцип разумности и экономической обоснованности: любая схема должна быть продумана до мелочей. Применение грубых и необдуманных налоговых схем будет иметь только одно последствие – применение налоговых санкций со стороны государства.

Принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы. Вероятно, что после этого разработанная схема покажется не столь привлекательной. Выбрав метод снижения какого-либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей.

Принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Необходимо проанализировать все используемые в том или ином методе юридически значимые документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства. Следует уделять пристальное внимание документальному оформлению операций, т. к. небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.

Принцип конфиденциальности. Никому не должно быть известно, что действия налогоплательщика на самом деле направлены на оптимизацию налогов.

Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов).

1.3. Этапы налогового планирования

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой стадий (этапов). С позиций налогообложения любой субъект экономической деятельности (предприятие, организация, индивидуальный предприниматель) еще до регистрации и начала своего функционирования должен рассмотреть общие вопросы своей деятельности. Это стратегическое налоговое планирование. В рамках такого планирования можно выделить три этапа.

Первый этап - появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса об использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем. Например, следует рассмотреть возможность применения специального налогового режима (гл. 26.1,26.2 НК РФ) с тем, чтобы в будущем обеспечить значительное снижение налогов на законных основаниях.

Второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап - выбор организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица; определение соотношения различных форм с возникающими при этом налоговыми режимами. Так, например, полное товарищество не является плательщиком налога на прибыль, а акционерное общество уплачивает этот налог.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля - таблицы с описанием элементов и реквизитов каждого налога. На основании этой информации специалистами предприятия анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому налогу. На основе проведенного анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Пятый этап - разработка с учетом уже сформированного налогового поля системы договорных отношений предприятия. Для этого осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов, т. е. еще до того, как она будет заключена.

Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять;

Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок. Из них выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и (или) налоговых проводок;

Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета;

Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков, осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;

Определяются альтернативные способы учетной политики на предстоящий год.

Седьмой этап непосредственно связан с организацией и ведением надежного налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. По существу, это налоговый менеджмент. При этом основным способом уменьшения риска ошибок при расчете налогового обязательства может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов, т. е. совокупности определенных процедур, позволяющих исключить субъективизм в принятии налогового решения.

В заключение необходимо отметить, что описанные выше этапы налогового планирования не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств.

Одна из важнейших составляющих работы по управлению финансами организации - налоговое планирование. Это комплекс действий, направленных на оптимизацию расходов по уплате налогов, сборов, всех обязательных платежей. Кроме того, планирование призвано снизить возможные риски в сфере налогообложения, а также исключить ошибки, ведущие к росту затрат. Наконец, с помощью грамотного управления налогами организация создает себе репутацию надежного, законопослушного и эффективного игрока. Это позитивно отражается на взаимоотношениях как с контролирующими органами (в первую очередь, с ФНС), так и с контрагентами.

Для правильного налогового планирования требуется комплексный подход, включающий предварительный анализ ситуации, подготовку концепции, определение алгоритма действий и последовательную реализацию принятых решений. Законом предусматривается целый ряд методов, способов, мер, которые позволяют оптимизировать схему налогообложения и повысить доходность, снять риски, добиться больших успехов в деле развития предприятия.

Значение и сущность

Под налоговым планированием (прогнозированием) понимают систему законных действий, направленных на сокращение выплачиваемых налогов и повышение финансовых результатов компании. Это достигается за счет экономии, грамотного использования действующего законодательства, а также благодаря исключению ошибок во взаимоотношениях с контролирующими органами (отсутствию внеочередных проверок).

Снижение нагрузки на организацию за счет профессионального подхода к налогообложению ведет к повышению ее конкурентоспособности на рынке, к улучшению имиджа и привлечению новых акционеров. Грамотное прогнозирование обеспечивает положительную динамику выручки, рост прибыли предприятия. Таким образом, значение налогового планирования невозможно переоценить.

Ключевые цели прогнозирования

Главные цели планирования:

  • законное применение предусмотренных в Налоговом кодексе льгот и освобождений;
  • формирование эффективной учетной политики;
  • обеспечение полной и своевременной уплаты налогов;
  • исключений рисков во взаимоотношениях с контролирующими органами (налоговое планирование проверок).

Все предпринимаемые действия по сокращению налогового бремени нацелены на оптимизацию обязательных выплат, минимизацию расходов, увеличение оборотных ресурсов, повышение эффективности компании. В итоге, предприятие получает новые возможности для развития и показывает рост прибыли, что является ключевой целью любого бизнеса.

Виды налогового планирования

Работа по планированию может осуществляться в рамках отдельной компании, в масштабе группы компаний – партнеров, кроме того - на национальном и международном уровне. Наиболее актуально корпоративное прогнозирование, которое проводится в рамках отдельного бизнеса и позволяет достигать локальных результатов.

Оптимизация налогов возможна на партнерском уровне. Это особенно актуально в случаях, когда бизнес раздроблен на несколько самостоятельных предприятий или тесно сотрудничает с другими компаниями (партнерами).

О национальном планировании принято говорить, если хозяйственная деятельность осуществляется на территории одной страны. Если же бизнес работает в нескольких странах, возникает потребность в международном прогнозировании.

Необходимость оптимизации налогов

Потребности в эффективном налоговом планировании возникают у бизнеса еще на этапе регистрации. Уже в это время, до начала практической работы, следует спланировать форму, структуру предприятия и продумать схему налогообложения. Предпринятые меры позволят успешно стартовать и добиться серьезных успехов на ранней стадии развития.

Для работающей компании важно максимально использовать возможности законодательства в части оптимизации налогов, при этом - добиться признания права такового использования со стороны фискальных органов. Практически это реализуется за счет профессионального прогнозирования и формирования эффективного менеджмента.

Потребности в изменении подхода к налогообложению выражаются в цифрах: чем выше налоговая нагрузка по отношению к чистому доходу компании, тем более востребовано прогнозирование.

Потребности в оптимизации:

  • высокая (критически важно организовать планирование) - если налоги, уплачиваемые предприятием, составляют 40% и более по отношению к чистому доходу;
  • актуальная (рекомендуется обеспечить эффективное прогнозирование) - если компания уплачивает от 20 до 35% налогов по отношению к доходу;
  • низкая - если общая налоговая нагрузка составляет до 15%.

Задачи по оптимизации могут решаться привлечением выездных специалистов, а также посредством найма сотрудника в штат или организации отдела (для крупных компаний).

Общие принципы налогового планирования

Прежде чем организовывать налоговое прогнозирование на предприятии, следует четко представлять основные принципы этой масштабной работы. Следование принципам позволяет достигать намеченных целей без существенных рисков для бизнеса.

Главные принципы планирования:

  • соблюдение закона - все предпринимаемые действия по оптимизации налогов должны производиться с учетом законодательных требований;
  • комплексный подход - в работе задействуются нормы не только налогового законодательства, но и всех прочих областей права;
  • своевременность - необходимо заблаговременно осуществлять прогнозирование, оперативно реагировать на изменения законодательства и структуры бизнеса;
  • рациональность - важно соблюдать принцип целесообразности тех или иных действий, направленных на сокращение налоговой нагрузки (полученные результаты всегда должны покрывать затраты);
  • обоснованность - наличие доказательств законности всех предпринимаемых действий (на случай претензий со стороны контролеров, в том числе судебной защиты и т. д.);
  • профессионализм - работу по планированию следует доверять только квалифицированным специалистам, имеющим соответствующий опыт;
  • конфиденциальность - содержание планирования, применяемого в организации, должно быть открыто ограниченному кругу лиц.

Деятельность по налоговому прогнозированию включает несколько этапов. На первом этапе специалисты анализируют ситуацию и определяют ключевые риски. Кроме того, выявляются основные проблемы и конкретизируются задачи, которые требуют решения. На следующем этапе подбираются методы и инструменты, позволяющие решить поставленные задачи. Наконец, формируется оптимальная схема финансово-экономической деятельности в организации, и в соответствии с ней компания продолжает работу.

Определение рисков

Первый шаг на пути к эффективному налоговому планированию - выявление рисков, угроз возможных финансовых потерь. Под этим понимается самый широкий круг явлений, связанных с ошибками в работе бухгалтерии, неоправданными расходами, фискальным контролем и связанными с ним штрафными, судебными санкциями.

Ключевые налоговые риски:

  • увеличение налогов;
  • претензии и проверки со стороны контролирующих служб;
  • судебное, уголовное преследование.

Анализ ситуации и утверждение задач

Эксперты анализируют, как устроена компания и каким образом ведется ее экономическая деятельность (в частности, финансовая). Специалисты определяют структуру налогового поля: устанавливают перечень выплачиваемых налогов, рассматривают имеющиеся ставки, льготы. Одновременно исследуются все виды отношений, в которых участвует налогоплательщик (изучаются договоры, бухгалтерские записи). В итоге, оценивается размер имеющихся обязательств (включая соотношение налогов к прибыли).

На основе проделанной аналитической работы формируется концепция, выставляются задачи, которые необходимо решить. Они могут касаться оптимизации всей налоговой схемы предприятия, минимизации группы налогов или экономии по отдельным видам сборов.

Подбор методов и инструментов планирования

Существует широкий перечень методов, способов и средств налоговой оптимизации. Все эти возможности обеспечивает действующее российское законодательство. К известным инструментам относятся льготы, особые договорные отношения, спецрежимы налогообложения, средства учета и прочие способы избежать чрезмерных трат.

Для примера, существуют льготы на имущество компаний, в которых свыше половины штата - инвалиды. Определенной экономии позволяет добиться применение особых форм отношений (в частности, продажа товаров через комиссионера или использование в производстве давальческого сырья).

Налоговый кодекс РФ определяет ряд специальных режимов и особенных систем налогообложения: УСН (упрощенка для небольших предприятий и предпринимателей), ЕНВД, льготная система для свободных экономических зон.

К действенным средствам учета относится расчет выручки по отгрузке и оплате, переоценка ресурсов, оценивание материальных запасов производства по себестоимости и т. д.

Формирование схемы финансово-экономической деятельности

Один из этапов налогового прогнозирования - подготовка схемы финансово-экономической деятельности предприятия. На этом этапе важно наиболее эффективно задействовать все имеющиеся методы и инструменты, чтобы решить поставленные задачи с максимальным результатом. Причем, схема составляется таким образом, чтобы полностью соответствовать положениям законодательства.

При создании структуры финансово-экономической деятельности организации следует учитывать изменения в законодательной базе. Дело в том, что налоговая политика государства постоянно развивается и претерпевает корректировки: появляются новые тенденции, вводятся формы и режимы налогообложения, меняются ставки, отменяются и возвращаются льготы. Все эти изменения нужно принимать во внимание при прогнозировании, чем и занимаются специалисты: они постоянно ведут мониторинг законодательных актов и быстро реагируют актуальные на новшества, соблюдая принцип своевременности.

Сроки и периоды прогнозирования

Налоговое планирование - стратегическая работа с отложенным эффектом. Результаты усилий специалистов в области налогообложения становятся видны лишь по окончанию определенного периода. К тому же, прогнозирование ведется поэтапно, с течением времени схема может корректироваться, в нее вносятся очередные дополнения, в том числе в связи с вступающими в силу изменениями закона. Чаще всего новеллы законодательства вступают в силу спустя большой срок (1-2 года) после их объявления, что позволяет предприятиям спланировать свою будущую деятельность на перспективу.

В Российской Федерации большое количество изменений закона вводится в начале года. Поэтому самым ответственным периодом для налогового планирования считается декабрь. В конце года схема оптимизации дорабатывается с учетом предстоящих нововведений, зачастую изменениям подвергаются определенные положения учетной политики, связанные с налогообложением.

Формы и направления налогового прогнозирования

Работа по прогнозированию с целью оптимизации налогообложения основывается на принципе комплексности и ведется в следующих формах:

  • мониторинг законодательства, сбор и изучение фактической информации;
  • создание и оптимизация схемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • контроль над исполнением предпринятых мер, применением инструментов планирования.

В процессе работы специалисты постоянно анализируют законодательство, чтобы своевременно реагировать на изменения. Кроме того, при росте налоговой нагрузки на организацию вводятся специальные мероприятия, нейтрализующие негативный эффект тех или иных явлений.

Направления планирования

Рассмотрим основные направления налогового планирования. Это общая база, на которой строится оптимизация нагрузки на компанию. В процессе прогнозирования важно вести грамотную работу по каждому из перечисленных направлений.

Общие направления:

  • выбор организационно-правовой формы (желательно - перед государственной регистрацией бизнеса);
  • определение оптимального для организации налогового режима;
  • установление (изменение) объекта налогообложения;
  • создание структуры хозяйственной деятельности, в том числе дробление на подразделения различной направленности (реструктуризация);
  • выбор места регистрации компании с учетом особенностей местной ФНС, географической близости к активам предприятия, принадлежности к определенным зонам действия льгот и освобождений;
  • анализ и применение налогового законодательства с целью максимального использования предусмотренных льгот для конкретного налогоплательщика;
  • распределение доходов предприятия в целях дополнительного облегчения фискальной нагрузки.

Методы налогового планирования

Принцип комплексности в планировании предполагает привлечение разнообразных методов и способов уменьшения налогов для повышения доходности организации. Все методы условно делятся на внешние и внутренние.

Внешние методы налоговой оптимизации достаточно ограничены, однако, при правильном применении, обеспечивают заметный результат в виде снижения расходов компании. Примеры: изменение субъекта налогообложения, замена вида деятельности, смена юрисдикции. Следует понимать, что внешние изменения - довольно серьезны, они влекут крупные последствия для бизнеса. Поэтому важно крайне взвешенно подходить к использованию подобных методов.

Наряду с этим существуют внутренние способы минимизации налогов, которые имеют не столь очевидные последствия. Однако таких способов - гораздо больше, и возможности их применения - значительно шире.

Внутренние методы налоговой оптимизации

В арсенале специалистов по налоговому планированию есть большой спектр внутренних способов минимизации налогов и сборов для повышения эффективности компании. Далее перечислим и коротко охарактеризуем основные из них.

Формирование учетной политики

Один раз в год в организации утверждается учетная политика. Выбор политики учета - один из важнейших аспектов прогнозирования. В рамках данного подхода возможно проведение, в частности, переоценки ресурсов компании, что позволяет абсолютно законно сократить выплаты по налогам на имущество и доходы.

Аналитико-расчетный метод

В процессе планирования обязательно осуществляется анализ показателей прошедших налоговых периодов. Качественная аналитика позволяет обнаружить участки, где можно внести изменения, обеспечивающие уменьшение налогов.

Анализ предшествующих периодов дает возможность заложить в новый бизнес-план корректировки, касающиеся следующих показателей:

  • объемы выполненных работ, предоставленных услуг, реализованных товаров (возможно сокращение налога на прибыль, налога на добавленную стоимость);
  • размеры активов, использующихся в экономической деятельности, включая земельные наделы (минимизация налогов на имущество, землю);
  • список работников (снижение выплат по НДФЛ, взносов во внебюджетные фонды).

Балансовый метод

Для создания бухгалтерской модели той или иной экономической, финансовой ситуации задействуется балансовый метод. Он предполагает учет балансовых показателей. В частности, данный метод применим при расчете финансовых потребностей и определении оптимальных источников привлечения средств. Это касается как внутренних процессов в компании, так и взаимодействия в группе связанных организаций (например, в отношениях между материнской компанией и дочками).

Нормативный метод

Для планирования будущих выплат по налогам и сборам важно учитывать действующие нормы, налоговые ставки. Такой подход называют нормативным методом, он позволяет точно рассчитывать ожидаемые показатели в целях прогнозирования расходов налогоплательщика.

Оптимизация планов и решений

В процессе налогового планирования специалисты обязательно рассматривают несколько вариантов планов и решений. Детальные прогнозы по каждому из сценариев позволяют сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного с точки зрения соотношения экономии затрат и рисков.

Определение налогового поля

Прогнозирование предполагает формирование так называемого налогового поля - схемы, которая описывает ключевые аспекты налогообложения в организации.

Основные аспекты налогового поля:

  • полный перечень налогов и сборов, которые подлежат уплате;
  • имеющиеся льготы, освобождения;
  • выбранная система налогообложения;
  • статус налогоплательщика;
  • расположение субъекта;
  • сроки проведения выплат.

При определении налогового поля принимаются во внимание следующие сведения: организационно-правовая форма предприятия, его учетная политика, виды хозяйственной деятельности. В рамках подготовленной базы специалисты детализируют каждый отдельный платеж, благодаря чему достигается высокая точность прогнозирования.

Заключение

Налоговое планирование - важный фактор развития организации. Услуги в области прогнозирования и оптимизации налогов особенно востребованы в компаниях с высоким уровнем расходов по отношению к прибыли.

Профессиональный подход к планированию позволяет минимизировать выплаты в соответствии с законодательными возможностями, и в то же время - исключить риски во взаимоотношениях с ФНС (в том числе внеплановые проверки), другими контролирующими органами.

В качестве решения вопроса оптимизации может быть привлечен выездной специалист (либо приглашена группа специалистов). Аутсорсинг - достойная альтернатива штатному сотруднику (отделу), при условии у приглашенных экспертов профессионального опыта в сфере налогового прогнозирования.

1. Методы налогового планирования, применяемые в организации

В налоговом планировании необходимо использовать всю совокупность имеющихся в арсенале финансового управления методов. На каждом этапе или стадии наиболее эффективны свои методы. Но только комплексное и последовательное их применение обеспечит результативность работы. В экономической литературе предлагаются различные подходы к методам налогового планирования.

А. В. Брызгалин к методам налоговой оптимизации относит: разработку приказа по учетной политике, оптимизацию через договор, метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод сокращения объекта налогообложения, метод оффшора, применение льгот и освобождений.

И. Г. Русакова и В. А. Кашин выделяют такие методы: замена объекта налога; замена субъекта налога (налогоплательщика); замена налоговой юрисдикции, замена обстоятельств, сопутствующих той или иной облагаемой налогом деятельности; другие методы снижения налоговых обязательств: обмен налоговыми льготами, обмен долгами, передача имущества в зарубежный траст, использование международных соглашений об устранении двойного налогообложения. В. А. Кашин выделяет также в качестве методов: текущий финансовый контроль, метод предварительной налоговой экспертизы, метод вариационно-сравнительного анализа.

В. Я. Кожинов рассматривает балансовый метод и метод микробалансов. Он также относит к методам налогового планирования ситуационный метод и численные балансовые методы: микробалансов, графоаналитических зависимостей, матрично-балансовый, комбинированные методы.

Т. А. Козенкова выделяет следующие методы, которые наглядно представлены на рисунке 1.

Рис. 1

Согласно рис. 1., расчетно-аналитический метод предполагает расчет показателей на основе анализа достигнутых величин за прошедшие периоды, индексов их изменения и экспертных оценок развития. Этот метод применим при расчете и анализе налогооблагаемых баз, а также их составляющих - объемов реализации продукции, прибыли, доходов; при составлении средне- и краткосрочных планов налоговых платежей. Расчетно-аналитический метод предполагает налоговое планирование на основе производственных, финансовых планов, прогнозов объемов продаж, затрат, то есть обеспечивает тесную связь всех элементов планирования и финансового управления между собой.

Нормативный метод применяется при расчете плановых показателей по действующим нормативам - налоговым ставкам, тарифам, нормам амортизационных отчислений. Так как все ставки налоговых платежей, отчислений, взносов устанавливаются государственными органами, т.е. носят нормативный характер, то указанный метод используется при любых расчетах, связанных с налогами.

Если при расчетно-аналитическом методе налогового планирования учитываются факторы, влияющие на формирование налоговых баз, то нормативный метод предполагает учет изменений условий налогообложения, главным образом налоговых ставок.

Нормативный метод применим при расчете и составлении конкретных планов налоговых платежей - средне-, краткосрочных, текущих, а также налоговых календарей. Но поскольку он основывается, как правило, на уже рассчитанных, готовых налогооблагаемых базах, то носит вспомогательный характер и целесообразен к использованию в совокупности с другими методами налогового планирования.

Балансовый метод состоит в создании бухгалтерской модели хозяйственной или финансовой ситуации. То есть он предполагает рассмотрение той или ной ситуации путем составления бухгалтерских проводок и на их основе - расчета баланса. Этот метод широко применяется во многих организациях. Балансовый метод наиболее целесообразно использовать в налоговом планировании, во-первых, при проведении анализа с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определении оптимальной формы сделки и, во-вторых, в некоторых случаях при формировании учетной политики организации, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Этот метод удобен при разработке схем и форм взаимодействия головной организации с дочерними и зависимыми обществами, когда существует необходимость определения совокупной величины налоговых обязательств и общего (корпоративного) финансового результата.

Максимально полную информацию о критериях оптимальности о налоговом планировании представляет использование экономико-математических методов, что позволяет организации по каждой конкретной ситуации не только рассчитать эффективность различных вариантов решения, но и обозначить критерии выбора оптимального.

И балансовый, и экономико-математический методы направлены на определение минимальной величины налоговых обязательств, возникающих при реализации того или иного варианта управленческого решения. Но для оптимизации принимаемого решения этого недостаточно. Сумму налоговой экономии, получаемой по наиболее выгодному с точки зрения налоговых последствий варианту необходимо сравнить с величиной дополнительных затрат (финансовых, трудовых, моральных и прочих), связанных с реализацией данного решения. Кроме того, необходимо оценить вероятность изменений законодательства в планируемом периоде, касающихся рассматриваемой хозяйственной ситуации, и скорректировать в соответствии с этим расчеты налоговых обязательств.

Учет и сравнение данных факторов составляют сущность метода оптимизации плановых решений. Он заключается в разработке ряда вариантов возможных решений, оценки эффективности каждого и выборе наиболее оптимального. С помощью указанного метода решаются основные задачи стратегического налогового планирования. А именно, путем оценки налоговых последствий выбираются оптимальные, наиболее эффективные направления виды деятельности хозяйствующей единицы, структура, место расположения головной фирмы и ее дочерних и иных структурных подразделений.

Кроме общих методов, используемых в системе финансового управления в целом, в налоговом планировании применяется метод формирования налогового поля. Суть этого метода заключается в следующем. После выбора хозяйствующим субъектом вариантов правовой организации фирмы, осуществления хозяйственной и финансовой деятельности, а также формирования учетной политики составляется полный перечень обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. По каждому платежу разрабатывается оптимальная система льгот, фиксируются ставки, источники начисления, сроки уплаты.

Налоговое поле представляет собой информационную налоговую базу, включающую в себя перечень налогов, подлежащих уплате хозяйствующим субъектом исходя из осуществляемых им видов деятельности, статуса, места (региона) расположения, наличия структурных подразделений, размеров ставок, источников начисления, видов и размеров льгот, сроков уплаты и получателей.

Налоговое поле формируется в основном на этапе стратегического налогового планирования, конкретизируется в процессе оперативного планирования, подлежит постоянному обновлению в соответствии с изменениями условий функционирования и налогообложения предпринимательского объединения.

В налоговое поле включаются все параметры начисления и уплаты налогов согласно выбранным условиям функционирования хозяйствующего субъекта и его стратегической политике. Налоговое поле определяет налоговые рамки, в которых группа компаний может осуществлять свою деятельность, формировать финансовую политику, принимать управленческие решения, регулировать уровень налогообложения.

Н.А. Попонова кроме представленных методов выделяет также имитационный метод, расчет налогов по частям, статический и динамический методы минимизации налоговых отчислений.

В.А. Бабанин и Н.В. Воронина выделяют четыре группы методов с позиции внутреннего налогового планирования. К внутреннему налоговому планированию можно отнести все методы, не связанные с использованием географических (как в рамках одного государства, так и за его пределами) различий, представленные на рисунке 2.

Рис. 2. Группы методов налогового планирования

В соответствии с рис. 2. к фискальным методам относится решение об использовании налоговых льгот и различного рода освобождений. Помимо льгот, предоставляемых по отдельным налогам, имеют значение и другие льготы, предоставляемые неналоговым законодательством. Например, рядом льгот пользовались малые предприятия, медицинские организации.

Экономико-правовые методы составляют группу методов, относящихся к внутреннему планированию, которые включают:

Выбор вида деятельности. Ряд видов деятельности имеет существенные льготы по некоторым налогам;

Выбор организационно-правовой формы организации. Имеет значение в основном в части выплаты дивидендов или иных выплат участникам;

Выбор основных операций, подготовка и юридическое оформление основных контрактов. Нередко от выбранного вида договора (его гражданско-правового оформления) существенно зависит объем налоговых платежей.

Учетные методы, несмотря на то, что налоговый учет имеет существенные отличия от бухгалтерского, подразумевают, что огромную роль играет учетная политика организации, как для целей налогообложения, так и для целей бухгалтерского учета. Так, большое значение имеют способы оценки и порядок списания на затраты. В настоящее время учетная политика является одним из основных инструментов налогового планирования в организации. По мнению авторов, по силе влияния учетная политика практически стоит в одном ряду с нормативными актами.

К финансово-контрольным относится организация внутреннего контроля и налогового аудита в организации. Данный подход отличается комплексностью и ясностью структуры методов налогового планирования, так как демонстрирует охват всех сфер деятельности организации, таких как правовой аспект, экономический, финансовый и контроль.

С. М. Джаарбеков предлагает построить классификацию методов налогового планирования на основе одного из трех следующих подходов:

По целям налогоплательщика;

По видам налогов, то есть «налоговой нагрузки» отдельных налогов - доли, которую составляют эти налоги по отношению к объему продаж;

По способам налогового планирования.

Первые два подхода имеют в основном практическую направленность. Третий подход имеет в большей степени теоретическое значение, но позволяет построить наиболее полную классификацию.

На рис. 3. представлена классификация, где определяющими признаками служат:

Законность действий налогоплательщика;

Оптимизация налогоплательщиком налоговой нагрузки, то есть, платит ли он налоги, не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом оптимизирует налоговые платежи.


Рис. 3.

Согласно рисунку 3 противозаконное налоговое планирование основано на том, сто предприятие-налогоплательщик применяет незаконные методы уменьшения налогов, в результате которых налоговые платежи не производятся совсем или производятся минимально.


Налоговое планирование, осуществляемое предприятиями в рамках закона, предполагает использование двух основных групп методов: классическое налоговое планирование заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов. Содержание классического налогового планирования вытекает из организации правильного налогового учета и отчетности, а также планирования деятельности в определенных законом рамках.

Один из основных методов классического налогового планирования - выявление ошибок, допущенных предприятием, когда обнаруживается переплата налогов либо их недоплата. Самостоятельно выявленные и должным образом исправленные ошибки, связанные с недоплатой налогов, исключают применение штрафов и пеней к предприятию, а выявление ошибок в сторону переплаты налогов может принести ему экономию на налоговых платежах.

Оптимизационное налоговое планирование заключается в том, что предприятие планирует и организует свою деятельность так, чтобы платить по возможности меньше налогов.

Применение льгот - самый простой законный способ уменьшить сумму налогов. В настоящее время законодательством установлено много льгот по налогам, но далеко не все хозяйствующие субъекты их применяют. Данный метод заключается в том, чтобы правильно применить все льготы, установленные действующем законодательством.

На практике в процессе налогового планирования используются общеизвестные и широко применяемые традиционные методы: балансовый, экспертных оценок, корреляции, ранжирования, построения хронологических рядов, факторного анализа и другие. Использование этих методов совершенно правомерно, так как они являются унифицированными и не зависят от специфики исследуемых процессов (таблица 1). Эффективность выбранного метода оценивается с помощью системы показателей эффективности налогообложения, при расчете которых используется отношение совокупности налоговых издержек или их составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли.

При определении эффективности метода налогового планирования следует учитывать не только налоговые издержки, но также затраты и потери, которые могут при этом возникнуть у предприятия.

Следует отметить, что при разработке сложных производственных и финансовых схем, где необходимо учитывать множество факторов и условий налогообложения, целесообразно использовать несколько методов налогового планирования одновременно.

Таблица 1 Система методов налогового планирования

Наименование метода

Метод экспертных оценок

В основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки

Методы прогнозной экстраполяции

Изучаются сложившиеся в прошлом и настоящем устойчивые тенденции развития объекта прогноза и переносятся на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию

Метод моделирования и экономико-математические методы

Конструируются модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделяются его существенные характеристики или признаки

Метод экономического анализа

Налоговая проблема расчленяется на составные части, выделяется взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития налоговой системы. Анализ позволяет вскрыть сущность анализируемой проблемы, определить закономерности ее изменения в прогнозируемом периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленной цели

Балансовый метод

Балансовый метод наиболее целесообразен к применению в налоговом планировании при проведении анализа с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определения оптимальной формы сделки, и при формировании учетной политики организации, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения

Нормативный метод

Этот метод находит применение при расчете плановых показателей по действующим нормативам: налоговым ставкам, тарифам нормам амортизационных отчислений

Таким образом, все рассмотренные методы налогового планирования можно привести в итоге к построению в той или иной форме модели хозяйственной или финансовой операции, с помощью которой может определяться степень влияния совокупной величины возникающих налоговых обязательств на конечный финансовый результат организации.

2. Этапы налогового планирования в организации

налоговый планирование учетный политика

В экономической литературе сложилось относительное единодушие по поводу этапов налогового планирования.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые, как считает российский экономист Евстигнеев Е.Н., не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств (рис. 4). Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика.

Е.Н. Евстигнеев считает, что до регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера. На первых трех этапах налогового планирования и происходит обозначение стратегии. Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.


Рис. 4

Первый этап налогового планирования носит характер ожидаемого. На данном этапе хозяйствующий субъект осуществляет действия, направленные на получение результата - минимизации налоговых обязательств в перспективе. На этом этапе принимается решение о наиболее выгодном с позиции налогообложения местонахождении структур управления и непосредственно самого хозяйствующего субъекта, его филиалов или дочерних организаций, их регистрации, а также об использовании «налоговых оазисов» - оффшорных территорий и свободных экономических и торговых зон и «налоговых убежищ» - законно или незаконно специализирующихся предприятий. При этом решение принимается не только с позиции наиболее льготного режима налогообложения, но и с точки зрения более выгодных условий перевода полученных доходов из одной страны в другую, получения налоговых кредитов, избежания двойного налогообложения и с учетом других возможностей. На данном этапе разрабатывается также стратегия размещения капиталов, инвестиционной политики, финансирования. Этот же этап включает выбор организационно-правовой формы предприятий, способов реорганизации экономических субъектов с целью создания или ликвидации групп предприятий, вида хозяйственной деятельности, методов ведения бухгалтерского учета и некоторые другие аспекты.

Первый этап по существу, представляет собой стратегическое налоговое планирование на микроуровне. Именно здесь вырабатывается долговременный курс хозяйствующего субъекта - выбор пути экономического развития и планирования налогов. От принятых на данном этапе решений в значительной степени будут зависеть объем налоговых обязательств хозяйствующего субъекта, размер полученных льгот.

Второй этап характеризуется выбором наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

На этом этапе хозяйствующий субъект совершает действия, направленные на получение текущего результат планирования. На данном этапе используются с учетом итогов первого этапа возможности налогового и иного законодательства для непосредственной минимизации налоговых обязательств - налоговые льготы, учетная и амортизационная политика, пробелы в действующем законодательстве. Здесь действия экономического субъекта направлены на оказание целенаправленного воздействия для выгодного, в первую очередь ему, отражения финансовых результатов своей деятельности в целях минимизации налогообложения.

Третий этап налогового планирования в организации подразумевает выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия, с целью анализа налоговых льгот. Налоговое поле может быть представлено в виде перечня и характеристик налогов, взимаемых с юридического лица, с указанием основных параметров налога. В частности, к таким параметрам налога относятся: источник платежа, бухгалтерская проводка, налогооблагаемая база, ставка, сроки уплаты, пропорции перечисления в бюджеты разных уровней, реквизиты организаций, куда делаются перечисления, льготы или особые условия исчисления налога. На основе проведенного анализа формируется план использования льгот по выбранным налогам.

Пятый этап представляет собой разработку (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и прочее. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.

Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Анализируя данный подход необходимо отметить его особенность, а именно - деление этапов налогового планирования на две группы: этапов до регистрации и начала функционирования организации и этапов текущего планирования. Данный аспект можно рассматривать как с положительной стороны, так как существует четкое деление мероприятий налогового планирования, так и с отрицательной стороны, так как, на наш взгляд, такое деление ограничивает возможность принятия решений стратегического характера в процессе деятельности организации. Минусом данного подхода можно считать то, что автор не выделяет как этап оценку эффективности налогового планирования, так как любая деятельность должна быть направлена на достижение определенных результатов.

Авторы Т.А. Козенкова и А.В. Ройбу дают схожее с Е.Н. Евстигнеевым представление об этапах налогового планирования. Однако необходимо заметить, что данные авторы делят этапы налогового планирования на стратегическое и оперативное налоговое планирование, а также как этап, выделяют оценку эффективности налогового планирования.

Т.А. Козенкова выделяет этапы налогового планирования для целей определения налогового поля: стратегическое, оперативное и оценка эффективности налогового планирования. В рамках каждого этапа данный автор выделяет отдельные направления, представленные в таблице 2.

Таблица 2 Этапы налогового планирования

Стратегическое планирование

Оперативное планирование

Оценка эффективности налогового планирования

создание действующей хозяйствующей единицы

расчет и управление налоговыми базами

установление величины отклонений фактических результатов от плановых, анализ причин

кардинальные изменения условий функционирования предприятия и в процессе текущей деятельности предприятия

составление многовариантных налоговых моделей

определение системы показателей, характеризующих эффективность разработанных моделей

определение целей и задач организации, сферы производства и обращения, направлений деятельности (выбор организационно правовой формы, структуры и места расположения предприятия и его структурных подразделений).

рациональное размещение активов и прибыли предприятия

анализ предоставляемых законодательством налоговых

составление налоговых календарей

формирование налоговой учетной политики

Похожую точку зрения высказывает экономист Ройбу А.В.

Сущность стратегического налогового планирования заключается в том, что при решении важнейших условий своего функционирования организация проводит анализ налоговых последствий при выборе того или иного варианта и определяет оптимальный, наиболее соответствующий реализации поставленных стратегических целей. На этом этапе происходит формирование основных элементов учетной политики организации, определяющих принципы ведения налогового учета на ряд лет и оказывающих прямое влияние и на величину наиболее существенных налоговых платежей как таковых, и на поток денежных средств в целом.

Оперативное налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущей деятельности организации и направленных на регулирование уровня ее налоговой нагрузки. Оперативное налоговое планирование имеет среднесрочный и краткосрочный характер и базируется на условиях хозяйствования и налогообложения хозяйствующего субъекта, определенных на уровне стратегического налогового планирования.

Завершающий этап налогового планирования - оценка его эффективности. Любое планирование бессмысленно без сравнения полученных результатов с запланированными.

Элементами данного этапа являются:

Сравнение фактических данных с плановыми показателями, определение величин отклонений, выявление и анализ их причин, установление максимально допустимых размеров отклонений (определение точности налогового планирования);

Разработка системы показателей, позволяющих определить эффективность применяемых методов налогового планирования, а также степень воздействия на результативные финансовые характеристики организации (определение эффективности налогового планирования);

Корректировка действующей системы налогового планирования, принятие решений об отказе то нерезультативных методов и о разработке новых.

Сравнение плановых и фактических показателей величин налоговых платежей производится при подведении итогов выполнения тех или иных планов.

В. Я. Кожинов выделяет следующие 7 этапов: формирование налогового поля организации, образование системы договорных отношений, подбор типичных хозяйственных операций, определение возможных хозяйственных ситуаций, предварительный выбор вариантов хозяйственных ситуаций, составление журнала хозяйственных ситуаций, сравнительный анализ.

А. Н. Медведев выделяет 6 этапов налогового планирования: на первом этапе определяются цели и задачи фирмы, решается вопрос о направлении деятельности и размере бизнеса; на втором - решается вопрос о наиболее выгодном расположении предприятия и его органов; на третьем - выбирается организационно-правовая форма; на четвертом - анализируется льготы; на пятом - анализируются возможные формы сделок; на шестом - решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия.

Четыре этапа налогового планирования выделяются: С. Г. Пепеляев, Н. А. Попонова, О.А.Фомина, И. Н. Кокорев предлагает их при рассмотрении международного налогового планирования, И. Г. Русакова и В.А. Кашин называют их стадиями. На практике выделяют четыре основные стадии. На первой стадии принимается решение о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов, исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

Различия в налоговых режимах между странами помогают уйти от налогообложения с использованием «принципа неограниченной налоговой ответственности». На практике возможно использование двустороннего и многостороннего соглашения о ликвидации двойного налогообложения. Следует отметить, что существуют страны (Франция, Швейцария), которые ограничивают свою налоговую юрисдикцию только доходами, извлекаемыми на их территории, и не облагают доходы, полученные за рубежом. Что касается Российской Федерации, например, используются свободные экономические зоны и закрытые территориально-административные образования, где происходит снижение налогового бремени.

На второй стадии решается вопрос о выборе организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.

При этом в западных странах сложилась общая тенденция: чем меньше ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязательства и наоборот. Установлено, что если участники полного товарищества полностью отвечают по долгам товарищества всем имуществом, то они, как правило, не признаются плательщиками налога на прибыль или платят его по минимальной ставке, а предприятия в западных странах. Как правило, акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, не имеют льготного режима налогообложения прибыли.

На третьей стадии осуществляется текущее налоговое планирование. Оно состоит из следующих элементов.

Использование налоговых освобождений и льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия;

Использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

Разработка учетной политики для целей налогообложения.

На четвертой стадии принимается решение по наиболее рациональному размещению активов и прибыли предприятия и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные льготы, а в отдельных случаях - обеспечить возврат части уплаченных налогов.

В большинстве стран происходит освобождение от налогообложения инвестиций в государственные ценные бумаги, доходов по ним. Освобождаются также, как правило, капитальные вложения. В рамках косвенного налогообложения и налогообложении недвижимости стимулируется инвестиционная политика.

В дополнение к четырем основным стадиям можно добавить стадию формирования целей и задач предприятия в начале его организации и стадию контроля, анализа и оценки эффективности налогового планирования.

На практике стадии налогового планирования могут присутствовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.

Рассмотрение различных мнений по поводу этапов налогового планирования позволяет сделать следующие выводы. Этапы налогового планирования не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, так как организация налогового планирования зависит от разных факторов: этапа развития предприятия, целей организации. Не следует строить систему налогового планирования в соответствии с подходом какого-либо одного автора, целесообразно учесть положительные аспекты всех подходов и постараться избежать использования отрицательных сторон. Необходимо так же заметить, что, несмотря на различия в рассмотрении вопроса этапов налогового планирования в организации, все действия в рамках данных этапов сводятся к одной цели - оптимизации налоговых платежей в организации.


Налоговое планирование в организации – наиболее эффективный способ оптимизации работы предприятия, основанный на определенных методах и включающий несколько этапов.

Внедрение этой системы объясняется желанием минимизировать предприятий, не нарушая закон.

Для высокой эффективности процедуры, были выделены определенные элементы и способы проведения планирования.

Определение и суть процедуры

Налоговое планирование на предприятии – это мероприятия, направленные на организацию всей деятельности предприятия, с целью минимизации налоговых выплат с помощью законных методов.

Для достижения оптимального эффекта, могут быть использованы все возможные преимущества и льготы, предусмотренные законодательством РФ.

Планирование налогов вводят для достижения определенной цели: сформировать оптимальную модель управления, которая снизит налоговую нагрузку предприятия.

В России данная концепция оптимизации только начала получать распространение. Принципы действенности системы основаны на неоднозначности норм законодательной базы.

Большинство прописанных норм не имеют точного определения, и могут быть трактованы по-разному. На их основании, для снижения выплат, могут применяться все допустимые методы и способы оптимизации налогов, особенно при грамотной .

Основные виды налогового планирования

Планирование налогов на предприятии, как и любая другая система оптимизации работы компании, имеет свои внутренние отличия, на основании которых различают несколько видов.

В зависимости от статуса налогоплательщика, различают индивидуальную и корпоративную систему налогового планирования.

Опираясь на масштаб территориального воздействия компании, может быть применено местное, международное или национальное планирование.

Наиболее востребованный вид планирования в нашей стране основан на задачах, которые необходимо решить и период действия программы. В данном случае выделяют два вида: долгосрочное и текущее планирование.

Долгосрочное (стратегическое)

Данный вид направлен на использование тех методов и приемов, которые снижают общий объем налоговых обязательств в течение длительного периода.

Особенность данной процедуры в том, что она может проводиться на протяжении всего существования компании.

Как правило, стратегический вид системы налогового планирования является основой для всех решений по управлению предприятием и складывается из определенных элементов:

  1. определение наиболее оптимального расположения компании, формирования внутренней структуры, как руководящего отдела (во главе, к примеру, с ), так и подразделений;
  2. организация наиболее подходящей правовой формы и хозяйственной структуры компании.

Текущее

Данная система налогового планирования, позволяет скорректировать их объем в меньшую сторону за небольшой промежуток времени или в конкретной ситуации хозяйственной деятельности предприятия. Для этого используют следующие элементы:

  • создание оптимальной формы договоров;
  • применение налоговых преимуществ (льгот) организации с учетом всех изменений основного налогообложения, определенным законодательством;
  • разработка максимально эффективной политики ведения учета, и .

Методы налогового планирования

Для обеспечения эффективности проведения мероприятий по снижению налоговых выплат на предприятии применяют определенные методы:

  • оптимизированная стратегия по налоговым обязательствам, на основании которой разрабатывается план реализации программы;
  • создание налогового календаря. Он предназначен для осуществления точного контроля и прогнозирования результатов, соблюдения всех сроков выплат и отчетности по налогам, во избежание штрафных санкций;
  • финансовое прогнозирование и контролирование дебиторской задолженности. В этом случае, в организации не допускается задолженность по выплатам за оказанные услуги или предоставление товара, сроком более 4 месяцев;
  • грамотное оформление сделок и использование налоговых льгот с учетом отсрочек и снижения платежей;
  • полный контроль бух.учета и финансовой отчетности. Это позволит оперативно получать объективную информацию о деятельности предприятия;
  • рациональное применение прибыли и активов организации. Внедрение лоббирования и офшоров.

Важно: несмотря на законность действий, государством не приветствуется подобная оптимизация и в ряде случаев трактуется как «избежание оплаты налогов». Нередко налоговыми органами осуществляются выездные налоговые проверки. Поэтому прежде, чем использовать некоторые методы, стоит просчитать все возможные риски организации.

Этапы программы

Налоговое планирование предприятий представляет собой многогранный ступенчатый процесс, учитывающий множество факторов.

Условно, всю проводимую работу можно разделить на четыре основных этапа:

  1. Первый этап. На данном периоде определяется максимально выгодное, с точки зрения налогов, местоположение основного предприятия и его филиалов. Здесь же выбирают режим и форму . Прорабатываются все варианты, приводящие к минимизации выплат: безналоговый перевод, льготы, условия внутренних соглашений и др.
  2. Второй этап. Определяются с оптимальной организационно-правовой формой деятельности, как с образованием юридического лица, так и без.
  3. Третий этап. Этот этап предусматривает полный контроль и корректировку использования всех налоговых преимуществ, относящихся к данной предпринимательской деятельности в организации. Здесь осуществляют глубокий анализ и финансовое прогнозирование всех форм сделок, определяются с формой оплаты и реализацией социальной политики. Все действия должны быть ориентированы на действующее законодательство, с учетом изменений.
  4. Четвертый этап. Внимание уделяют рациональному внедрению прибыли и активов компании. В данном случае рассматривается не только предполагаемый доход от инвестиций и их , но и те налоги, которые должны быть уплачены после получения данного дохода.

Важно: 1 и 2 этапы применяются только при образовании предприятия. В отличие от них, 3 и 4 этапы востребованы при каждой сделке.

Особенности планирования

Для учредителей компаний, система налогового планирования – это хороший вариант, позволяющий устроить наиболее выгодное инвестирование получаемого капитала и осуществление деятельности.

Для того чтобы оптимизация имела максимальную эффективность, следует учитывать особенности данной процедуры:

  • для успешной деятельности, необходимо учитывать принцип резидентства. В нашей стране налогообложение более лояльно к своим гражданам;
  • при выборе формы налогообразования, прежде всего, стоит ориентироваться не на ставки, а на правила расчета дохода, который будет облагаться в организации;
  • активы, получаемые предприятием, рекомендуется перемещать как движения капиталов, на не внутренней прибыли.

Перечисленные особенности позволят минимизировать затраты на налоговые обязательства предприятия, законным путем с полным раскрытием информации.

Эльвира Митюкова: Налоговое планирование в 2016 году