Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов). Как в судебном порядке производится защита прав налогоплательщика Принятие решения по жалобе уфнс

Судебный порядок защиты нарушенных нрав налогоплательщиков подразумевает обращение лица в надлежащий суд. Для судов всех видов рассмотрение налоговых споров является одной из самых сложных категорий дел, поскольку судьи должны владеть не только налоговым, но и почти всем финансовым законодательством, а также разбираться в правилах ведения бухгалтерского учета, осуществления аудиторской деятельности и т.д.

Законодательством РФ предусмотрены следующие способы судебной защиты прав налогоплательщиков:

  • 1) признание Конституционным судом РФ неконституционным законодательного акта полностью или в части;
  • 2) признание судом общей юрисдикции противоречащим федеральному закону и, следовательно, недействующим или не подлежащим применению закона субъекта РФ;
  • 3) признание арбитражными судами или судами общей юрисдикции недействительным нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего права и законные интересы налогоплательщика;
  • 4) отмена арбитражными судами или судами общей юрисдикции недействительного нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего права и законные интересы налогоплательщика;
  • 5) неприменение судом нормативного либо ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, противоречащего закону;
  • 6) пресечение действий должностного лица налогового органа или иного государственного органа, нарушающих права или законные интересы налогоплательщика;
  • 7) принуждение налоговых органов, иных органов государственной власти или их должностных лиц к выполнению законодательно установленных обязанностей, от выполнения которых они уклоняются;
  • 8) признание не подлежащим исполнению поручения (распоряжения) налогового или другого органа на списание в бесспорном порядке сумм недоимок, пеней, штрафов за нарушения налогового законодательства с банковского счета налогоплательщика;
  • 9) возврат из бюджета необоснованно списанных в бесспорном порядке сумм недоимок, пеней, штрафов;
  • 10) взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пени;
  • 11) возмещение убытков, причиненных незаконными решениями, действиями или бездействием налоговых органов или их должностных лиц.

Одновременно названные способы судебной защиты являются предметами требований налогоплательщиков, заявляемых в суде.

После вступления в действие части первой ПК порядок определения подведомственности налоговых споров претерпел существенные изменения. Статья 138 НК устанавливает, что дела по обжалованию нормативных и ненормативных актов налоговых органов, а также действия или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подведомственны арбитражным судам, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, - судам общей юрисдикции.

Нормы НК о судебном порядке защиты нарушенных прав налогоплательщиков нашли развитие в постановлении № 41/9. В постановлении разъяснено, что налоговые споры подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с АПК и судами общей юрисдикции - в порядке, предусмотренном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Значительная часть дел, возникающих из налоговых правоотношений, рассматривается арбитражными судами. Статьей 29 АПК к подведомственности арбитражных судов отнесено рассмотрение экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают следующие категории дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

  • 1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • 2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятель мости;
  • 3) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания;
  • 4) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Деятельность арбитражных судов по защите нарушенных прав налогоплательщиков шире, чем деятельность судов общей юрисдикции, поскольку количественный состав субъектов, обращающихся в данные суды, намного больше. В частности, Конституционный Суд РФ в своем Определении от 01.07.1999 № 111-0 "По жалобе гражданина Варганова Валерия Витальевна на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и Законом Белгородской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности отметил, что гражданин-предприниматель вправе защитить свои права как налогоплательщика в арбитражном суде. Также подлежат восстановлению арбитражным судом конституционные права налогоплательщиков, нарушенные неправильным применением закона.

Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме от 21.06.1999 № 42 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога" указал, что "споры между индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникшие в связи с исчислением подоходного налога, подведомственны арбитражным судам независимо от основания возникновения спора".

По общему правилу (ст. 35 АПК) иск предъявляется по месту нахождения налогового органа, акты, действия или бездействие которого обжалуются. Иски к государственным органам и органам местного самоуправления, вытекающие из налоговых правоотношений, предъявляются в арбитражный суд соответствующего субъекта РФ, а не по месту нахождения органа, принявшего оспариваемое решение.

Статья 138 НК устанавливает важное правило судебного рассмотрения налоговых споров - принцип определения надлежащего ответчика. Согласно названному принципу по делу об обжаловании акта налогового органа ответчиком следует привлекать налоговый орган независимо оттого, кем именно подписан оспариваемый акт - руководителем налогового органа, его заместителем или иным должностным лицом. По делу об обжаловании действий или бездействия должностных лиц налогового органа надлежащим ответчиком будет именно то должностное лицо, которое осуществило оспариваемые действия или которое бездействовало.

Правоприменительная практика рассмотрения налоговых споров показывает, что в судебном процессе неизбежно рассматриваются следующие вопросы:

  • o применение материальных норм законодательства о налогах и сборах;
  • o применение процессуальных норм, послуживших поводом для обращения налогоплательщика в суд: порядок проведения налоговой проверки, производство по делу о налоговом правонарушении, порядок взыскания недоимки или пени и т.д.;
  • o юридическая квалификация статуса, характера финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в целях выявления налоговых последствий этих операций.

Составной частью судебного порядка защиты прав налогоплательщиков является исполнение судебных решений. Общие правила исполнения судебных решений установлены Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Особенности исполнения судебных решений по налоговым спорам регулируются НК, согласно которому сумма излишне взысканного налоговым органом налога и начисленные па эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом в течение одного месяца после вынесения судебного решения (п. 5 ст. 79 НК). Важной гарантией реальности восстановления нарушенных прав налогоплательщиков является положение о начале течения срока возврата денежных средств - один месяц со дня вынесения, а не вступления в законную силу решения суда. Соответствующие денежные суммы, присужденные к возмещению налогоплательщику, выплачиваются за счет бюджетных средств, что также гарантирует реальность исполнительного производства.

В практике налоговой деятельности часто встречаются случаи наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающихся тому же бюджету, из средств которого подлежат возмещению излишне взысканные налоги и пени. В данной ситуации п. 1 ст. 79 НК предписывает сначала произвести зачет в счет погашения недоимки, а затем возвратить налогоплательщику оставшуюся разницу по излишне взысканным денежным суммам.

Налоговый спор возникает после оценки деяний (действий или бездействия) налогоплательщика со стороны налоговых органов. Как правило, до предъявления требований в суде этот неразрешенный конфликт является предметом рассмотрения со стороны государственных органов и представляет собой материальное налоговое правоотношение. В этом случае налоговый спор преодолевается в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах (разд. 7 НК РФ).

Налоговый спор - это ситуация, когда налогоплательщик не согласен с мнением налогового органа по тому или иному вопросу. Чаще всего налоговые споры возникают как результат камеральной или выездной налоговой проверки.

С.В. Овсянников определяет налоговый спор как "протекающий в установленной законом форме и разрешаемый компетентным государственным органом юридический спор (спор о субъективном праве) между государством с одной стороны и иными участниками налогового правоотношения - с другой, связанный с исчислением и уплатой налогов".

В основу налогового спора положены разногласия между налогоплательщиками, налоговыми агентами, с одной стороны, и государственными органами и их должностными лицами - с другой, возникающие по поводу правильности применения норм налогового права и разрешаемые компетентным государственным органом.

Налоговые споры в налоговых правоотношениях возникают по тем или иным основаниям. При этом, как правильно отметила Ю.А. Крохина, реализация финансово-правовых норм , и, в частности, налогово-правовых, сопровождается большим количеством юридических конфликтов, вызванных различными причинами.

Признаки налоговых споров.

Во-первых, среди признаков налогового спора как материального отношения с возможным будущим рассмотрением в арбитражном суде можно выделить:

  1. субъектный состав - российские и иностранные организации, индивидуальные предприниматели , с одной стороны, и налоговый орган - с другой;
  2. содержание налогового спора составляют разногласия по поводу выполнения требований законодательства о налогах и сборах;
  3. неразрешенность конфликта - налоговый спор возникает в результате столкновения различных мнений налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей налогоплательщика.

Во-вторых, к признакам налогового спора как процессуального отношения относятся:

  1. характер спора - налоговый спор является разновидностью экономического спора;
  2. обязательным субъектом является суд ;
  3. разрешение налогового спора в строго определенной процессуальной форме.

В-третьих, если налоговый спор связан с осуществлением предпринимательской деятельности , но на момент подачи заявления налогоплательщик утратил статус индивидуального предпринимателя, то такой конфликт подлежит разрешению арбитражным судом.

В-четвертых, в судебных актах Конституционного Суда РФ не должны содержаться новые нормы налогового права, поскольку это приводит к возникновению в судебной практике еще большего количества налоговых споров. Кроме того, обостряется проблема единообразного применения законодательства о налогах и сборах.

В-пятых, административные процедуры являются перспективным способом разрешения налоговых споров. Для большей эффективности данного метода необходимы как детальное нормативное регулирование административных процедур, так и комплекс организационных мер.

Споры с участием фискально-обязанных лиц являются сложной категорией дел и самыми распространенными спорами с участием организаций и предпринимателей. Сложность рассмотрения налоговых споров не в последнюю очередь обусловлена несовершенством и частыми изменениями законодательства о налогах и сборах, а также тем, что еще не сформировались стандарты доказывания по отдельным видам налоговых споров.

В науке налогового права споры в связи с взиманием налогов и сборов классифицируются по различным основаниям. В частности, традиционно налоговые споры разграничиваются по инициирующей их стороне, по предмету, по содержанию требований, по порядку рассмотрения, по подведомственности и по подсудности .

Налоговые споры можно классифицировать по следующим основаниям:

1. В зависимости от стороны - инициатора спора:

  • споры, возникающие по инициативе налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Например, предъявление налогоплательщиками исков в суд о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
  • споры, инициируемые налоговыми органами. Налоговые органы могут взыскать налоговые санкции с лиц, нарушивших законодательство о налогах и сборах;
  • споры, инициируемые иными лицами. Иные лица выступают инициаторами налоговых споров в тех случаях, когда они возражают против каких-либо решений или действий налоговых органов, не связанных с уплатой (перечислением) налогов и сборов.

2. По предмету все налоговые споры могут быть условно подразделены на две основные категории:

  • споры об исполнении фискально-обязанными лицами законодательства о налогах и сборах;
  • споры, возникающие из причинения вреда незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
  • о взыскании налоговых санкций с лиц, нарушивших законодательство о налогах и сборах;
  • о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов;
  • о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

4. По порядку рассмотрения:

  • во внесудебном порядке. В данном случае вышестоящей налоговой инстанцией (вышестоящим должностным лицом) рассматриваются жалобы фискально-обязанных лиц на незаконные акты нижестоящих налоговых органов, на действия или бездействие их должностных лиц;
  • в судебном порядке рассматриваются налоговые споры, которые возникают по искам (жалобам), подаваемым фискально-обязанными лицами, налоговыми органами или иными лицами в суды.

Налоговые споры могут быть классифицированы и по иным основаниям в зависимости от целей исследования.

Можно также привести и другие классификации налоговых споров. Например, Г.В. Петрова в целях изучения роли судебных решений в общей системе правовых регуляторов налоговых отношений подразделяет налоговые споры на следующие группы:

  1. налоговые споры о характере и уровне административного, инвестиционного, торгового или иного взаимодействия субъектов налоговых отношений;
  2. споры об обеспечении единого подхода ко всем налогоплательщикам при расчете типичных расходов ;
  3. споры об обязательном представлении налоговой декларации;
  4. споры, связанные с порядком осуществления налоговых проверок и оформлением их результатов;
  5. споры о сроках давности взыскания налоговых санкций;
  6. споры в связи с несвоевременным представлением авансовых платежей;
  7. споры в связи с неумышленным (ошибочным) занижением налоговой базы налогоплательщиком;
  8. споры, вытекающие из коллизий налогового законодательства и законодательства о пенсионном страховании .

И.В. Цветков предлагает разграничивать налоговые споры на следующие три основные категории:

  1. споры по вопросам права - это такие споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различным толкованием и (или) применением отдельных норм материального права (налогового, гражданского и иного законодательства);
  2. споры по вопросам факта - это такие споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика;
  3. процедурные споры - это споры, в которых налогоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом нарушения законодательно установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля и (или) производства по делам о налоговых правонарушениях .

В качестве классификации налоговых споров может быть положено отраслевое институциональное разграничение областей права по группе регулируемых правоотношений, т.е. по предмету отрасли, подотрасли или института права, с учетом особенностей их взаимосвязи с налоговыми правоотношениями.

В соответствии с этим споры в связи с взиманием налогов и сборов можно разделить на следующие группы:

  1. споры по вопросам применения норм налогового права, в том числе споры в связи с привлечением к налоговой ответственности;
  2. споры и дела о привлечении к ответственности за несоблюдение законодательства о налогах и сборах, вытекающие из реализации налоговыми и правоохранительными органами полномочий по контролю за соблюдением российского законодательства (за исключением дел по привлечению к налоговой ответственности);
  3. споры по вопросу о конституционности актов законодательства о налогах и сборах;
  4. споры, возникающие из реализации налоговыми и правоохранительными органами их полномочий по контролю за соблюдением порядка осуществления предпринимательской или иной хозяйственной или некоммерческой деятельности (например, контроль за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, защите прав потребителей и др.).

Способы защиты прав налогоплательщиков

В соответствии со ст. 8 НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности , хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований .

Способом исполнения обязанности по уплате налогов наряду с правосознанием и гражданской позицией являются меры государственного принуждения, установленные ст. ст. 45, 46, 48 НК РФ.

Так, в соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 45 НК РФ.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ).

В случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что налогоплательщик, являясь собственником своих денежных средств или владея ими на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имеет законное право защищать свою частную собственность , если налоговый орган претендует на большую сумму, чем та, которая, с точки зрения налогоплательщика, предназначена для уплаты налогов.

Причины защиты своих интересов от "посягательств" налоговых органов у налогоплательщика:

  • признание недействительным решения налогового органа, не соответствующего законодательству и нарушающего права и законные интересы организаций и граждан ;
  • признание не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  • возврат из бюджета денежных средств, списанных налоговым органом в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований законодательства;
  • признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа;
  • признание недействительным нормативного акта налогового органа;
  • возмещение убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.
  • оставить решение нижестоящей налоговой инстанции без изменений, а жалобу - без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение нижестоящей инспекции полностью или в части и принять новое решение по существу вопроса;
  • отменить решение и прекратить производство по делу.

При простом порядке обжалования решения налогового органа по истечении 10 дней с даты его принятия, т.е. после вступления решения налогового органа в законную силу, жалоба преобразуется в простую и может быть подана в вышестоящий налоговый орган в течение года (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Срок подачи такой жалобы составляет три месяца с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). Так, в случае если фирма узнала, что ее права нарушены, то в течение трех месяцев она может обратиться с жалобой, но только в том случае, если эти три месяца и сам факт обнаружения укладываются в рамки одного года с даты вынесения решения.

В соответствии с п. 2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения простой жалобы могут быть приняты следующие решения:

  1. оставить жалобу без удовлетворения;
  2. отменить акт налогового органа;
  3. отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  4. изменить решение или вынести новое решение;
  5. если речь идет о бездействии налоговой инстанции в целом или одного из чиновников, то вышестоящая налоговая инстанция или вышестоящий чиновник могут принять решение по существу, т.е. поработать за того, кто бездействует.

Таким образом, для того, чтобы принять решение по жалобе, у вышестоящей инстанции есть один месяц со дня ее получения, но в случае необходимости (п. 3 ст. 140 НК РФ - в случае если нижестоящий налоговый орган не представил необходимых документов) этот срок может быть продлен. Время, которое можно потратить на запрос этих бумаг, не должно превышать 15 дней. Таким образом, для того, чтобы разобраться в жалобе, у вышестоящего налогового органа имеется 45 дней. После принятия соответствующего решения по жалобе заявитель должен быть извещен в течение трех дней в письменной форме.

В последнее время именно административный порядок защиты прав налогоплательщиков стал одной из ключевых тем обсуждения среди специалистов в области налогообложения. Дело в том, что с 1 января 2009 г. в силу вступили поправки к НК РФ:

"Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу" (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Ранее в отношении досудебного обжалования действовала норма п. 1 ст. 138 НК РФ, которая не исключала одновременного обжалования решения в налоговый орган и в суд. Следовательно, налогоплательщик мог пренебречь жалобой в вышестоящий налоговый орган, если считал его неэффективным.

Необходимо обратить внимание, что указанные изменения в НК РФ относятся только к обжалованию решений налоговых органов, к действиям или бездействию они отношений не имеют.

Следовательно, у налогоплательщика по-прежнему есть шанс сразу обратиться в суд, не тратя времени на жалобу. Например, налоговым органом принято решение об отказе в налоговых вычетах. В данном случае можно обжаловать как само решение, так и оспорить действия налоговой инспекции по невозврату или незачету.

Обжалованию подлежат следующие виды нормативных актов :

  • решения о доначислении налога и пени, предусмотренные п. 3 ст. 40 НК РФ;
  • решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств , находящихся на счетах организации-налогоплательщика (налогового агента) в кредитной организации , предусмотренные п. п. 2 - 6 ст. 46 НК РФ;
  • инкассовые поручения (распоряжения) о таком списании налога, сбора, а также пеней со счетов налогоплательщиков в банке, предусмотренные ст. 46 НК РФ;
  • решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (п. 6 ст. 64 НК РФ);
  • решения налогового органа о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика (ст. 76 НК РФ);
  • решения об аресте имущества налогоплательщика как способе обеспечения исполнения налоговой обязанности (ст. 77 НК РФ);
  • решения (постановления) налогового органа о доначислении суммы налога и пени, когда при контроле за полнотой исчисления налога налоговый орган усомнился в правильности применения налогоплательщиком цены сделки (п. 3 ст. 40 НК РФ);
  • акты о совершении лицом, не являющимся налогоплательщиком, налоговым агентом, нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 101, п. 8 ст. 101.1 НК РФ);
  • решения, принятые вышестоящими налоговыми органами по итогам рассмотрения первичных жалоб, и т.д.

Порядок и сроки обращения в вышестоящий налоговый орган или к вышестоящему должностному лицу изложены в ст. ст. 139 и 101.2 НК РФ.

Административное обжалование решений налоговых органов.

По мнению ИФНС, поскольку налогоплательщик не обжаловал решение об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в порядке досудебного урегулирования спора в УФНС, его заявление в суд о признании ненормативных актов недействительными должно быть оставлено без рассмотрения.

Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, в судебном порядке решения (как не вступившие, так и вступившие в законную силу) могут быть обжалованы только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе. Досудебный порядок обжалования, установленный в ст. 101.2 НК РФ, применяется также к решениям по итогам налоговой проверки, связанной с разрешением вопроса о возмещении налога на добавленную стоимость. Иное системное толкование приведенных норм придаст положениям п. 5 ст. 101.2 и ст. 176 НК РФ смысл, расходящийся с их содержанием.

Судебный способ защиты прав налогоплательщиков

После того как досудебная стадия пройдена или если налоговый спор имеет своим предметом действие или бездействие чиновников, налогоплательщик может переходить к следующей стадии - судебному спору. Данное право предоставлено ему ст. ст. 137, 138 НК РФ. Выбор "вида" суда в данном случае зависит от личности налогоплательщика. Если он юридическое лицо , то обращаться надо в арбитражный суд , если физическое - то в суд общей юрисдикции.

Судебный способ защиты начинается с написания заявления об обжаловании решений, действий (бездействия) налогового органа в суд.

В соответствии со ст. 200 АПК РФ данное заявление рассматривается судьей единолично, в срок, не превышающий двух месяцев с момента поступления этого документа в суд, включая время, затраченное на подготовку.

По итогам рассмотрения дела арбитражный суд в соответствии со ст. 201 АПК РФ может:

  • признать оспариваемый акт недействительным или решение незаконным полностью или в части и установить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца;
  • признать оспариваемые действия (бездействие) незаконными и установить обязанность соответствующих должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или каким-либо иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца в установленный судом срок;
  • отказать в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.

В случае если заявление об обжаловании решения, действий (бездействия) налоговых органов подает физическое лицо , то применяются правила подраздела III раздела II ГПК РФ, в порядке производства, вытекающего из публичных правоотношений .

В соответствии со ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23 - 26.2 ГПК РФ и другими федеральными законами.

В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) следует признать незаконными, какие права и свободы заявителя нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Необходимо также отметить, что в соответствии с правилами ст. 250 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

Освобождение от налоговой ответственности в связи с отсутствием вины (подп. 2 ст. 109 НК РФ, ст. 111 НК РФ).

По мнению ИФНС, единовременные выплаты в пользу работников при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск, производимые на основании коллективного договора, не могут признаваться материальной помощью, в связи с чем подлежат учету при исчислении единого социального налога .

По мнению налогоплательщика, спорные выплаты не входят в систему оплаты труда и, следовательно, подлежат квалификации как материальная помощь. Суммы материальной помощи согласно п. 23 ст. 270 НК РФ относятся к расходам , не учитываемым при исчислении налога на прибыль .

Как указал Высший Арбитражный Суд РФ, признавая позицию ИФНС обоснованной, спорные выплаты не отвечают критериям, предусмотренным п. 23 ст. 270 НК РФ. Данные выплаты входят в установленную систему оплаты труда, являются обоснованными и направленными на осуществление деятельности, приносящий доход , подлежат включению в состав расходов при исчислении налога на прибыль и, следовательно, учету при исчислении единого социального налога. Вместе с тем при оценке спорных выплат налогоплательщик руководствовался письмами Минфина от 18 августа 2006 г. N 03-03-04/1/637 , от 16 апреля 2007 г. N 03-04-06-02/75, от 7 мая 2009 г. N 03-03-06/1/309, что исключает его вину в совершении налогового правонарушения , в связи с чем он не может быть привлечен к налоговой ответственности.

Защита прав налогоплательщиков - допустимые законодательством способы оспаривания неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых органов по поводу установления, введения в действие и взимания налогов.

В российском законодательстве обозначены два способа защиты прав налогоплательщиков:

1) административный;

2) судебный.

Административное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц предусматривает подачу жалобы соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. Порядок административной защиты регулируется ст. 138–141 Кодекса.

Этот способ защиты прав предусматривает подачу налогоплательщиком жалобы в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. До принятия решения по этой жалобе ее можно отозвать на основании письменного заявления налогоплательщика (ст. 139 НК).

Срок рассмотрения жалобы - не позднее одного месяца со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы решение налогового органа (должностного лица) принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме налогоплательщику или иному обязанному лицу, подавшему жалобу (ст. 140 Кодекса).

Преимущества административного способа - относительная простота процедуры обращения, быстрое рассмотрение жалобы, отсутствие пошлины, возможность уяснить точку зрения налогового органа по существу дела.

Основной недостаток административной защиты заключается в том, что вышестоящий налоговый орган зачастую предпочитает защищать свои ведомственные интересы, глубоко не вникая в существо разногласий.

Установленный административный порядок рассмотрения не лишает права лица обжаловать акты ненормативного характера, действия и бездействия налоговых органов и их должностных лиц в судебном порядке. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (п. 1 ст. 138 Кодекса), а также не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия (ст. 141 Кодекса).

Судебный способ защиты предусматривает подачу жалобы (искового заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц и судебное разрешение разногласий в порядке, установленном гражданским и арбитражным процессуальным законодательством, иными федеральными законами.

Право налогоплательщиков на судебное разбирательство возникших разногласий закреплено в ст. 137– 138 Кодекса. В самых общих чертах порядок судебной защиты прав налогоплательщика следующий:



· определение подведомственности ведения дел;

· разграничение компетенции по рассмотрению споров (виды исков);

· исполнение решения суда;

· обжалование решения в вышестоящих судебных инстанциях.

Споры юридических лиц и граждан-предпринимателей подведомственны арбитражным судам, а споры физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - судам общей юрисдикции.

Налогоплательщик может обратиться в суд и предъявить следующие виды исков: о признании недействительным ненормативного акта налогового органа; о признании недействительным нормативного акта налогового органа; о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц налогового органа; о признании поручения не подлежащим исполнению; о возврате из бюджета уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.

Кратко дадим характеристику двух видов исков, часто встречающихся в практической деятельности хозяйствующих субъектов.

1. Иск о признании недействительным решения налогового органа (или другого ненормативного акта налогового органа).

Предмет обжалования по данному иску - решение налогового органа о взыскании недоимки, пеней и штрафов, принятое по результатам налоговой проверки.

По новым правилам в 2007 г. штрафы взыскиваются во внесудебном порядке. Организациям, не согласным с наложением санкций, придется сначала уплатить штраф и затем доказывать свою правоту в суде. Правда, новации предусматривают десятидневную отсрочку вступления в силу решения о штрафе, чтобы налогоплательщик мог обжаловать его в вышестоящем налоговом органе; и только после того, как решение вступит в силу, можно искать защиту в суде. А пока подается иск, налоговые органы смогут во внесудебном порядке списать с организации штраф.

2. Иск о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов - следует учитывать, что принятие убытков и порядок их возмещения регулируются гражданским законодательством.

Как вытекает из ст. 15 ГК РФ убытки могут быть двух видов: прямые и в виде упущенной выгоды. Требование о возмещении убытков должно подтверждаться надлежащими доказательствами. Иногда действия налоговых органов влекут за собой не только возмещение должником причиненных убытков, но и уплату им штрафов и пени. Основанием для этого может служить нарушение должником обязательств, например по договору налогового кредита.

Особый способ судебной защиты прав налогоплательщика - обращение в Конституционный Суд РФ . Подобное обращение возможно лишь после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Преимущества судебного разрешения конфликтов проявляются в четкой определенности всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством и относительной объективности рассмотрения спора. Кроме того, имеется возможность по некоторым видам исков запретить налоговому органу списывать недоимку и пени до решения вопроса по существу, а также получить исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда.

К недостатку судебной защиты можно отнести достаточно высокие затраты на адвоката и судебные издержки.

При обнаружении несоответствия размеров налогов и сборов или иных нарушений в области обложения налогом, например, незаконное приостановление операций по счетам в банке по инициативе налогового органа вы имеете право обжаловать данные решения и действия его должностных лиц в суде. Защита прав налогоплательщика в судебном порядке производится в установленной законодательством форме, которую каждый должен знать для защиты и умения отстаивания своих законных интересов.

Чтобы определить нарушены ваши права или нет, нужно знать, что налоги и сборы в России имеют под собой экономическую основу, то есть наличие имущества разного предназначения, а также наличие определенного дохода, с которого как физические, так и юридические лица обязаны их оплачивать. При наложении налога на субъект учитываются все объекты налогообложения. Нормативно правовые акты в России сформулированы, так что каждый имеет возможность ознакомиться с перечнем налогов и сборов обязательным к уплате.

Все налоги и сборы должны уплачиваться в соответствии с законом, основываться на равенстве (не учитывается индивидуальная способность уплаты сборов), всеобщности. Ни при каких условиях не могут носить дискриминационный характер и исходить из личной заинтересованности лиц, являющихся служащими налоговых органов. А также напрямую или косвенно ограничивать деятельность всех лиц на территории России, например, созданием препятствий для перемещения товаров или финансовых средств.

Все имеющие сомнения и противоречия нормативно правовых актов о налогах толкуются исключительно в пользу налогоплательщика.

Когда налогоплательщик может обратиться в суд

Решения должностных лиц, служащих в налоговых органах, а также их бездействия при возникших сомнениях в законности обжалуются сначала в вышестоящий орган, занимающегося взиманием налогов и только после этого в суд. Исключения составляют акты, принятые после рассмотрения жалоб и актов в исполнительном органе власти или органе по контролю и надзору в сфере налогов. При этом апелляционная жалоба может подаваться в налоговый орган и суд до ее вступления в законную силу.

Лицо может обратиться в суд и без наличия решения по его жалобе, в случае если срок принятия заключения прошел, а ответ так из налогового органа и не получен.

Срок решения для принятия по жалобе у налоговых органов составляет 15 суток со дня ее получения и может быть продлен в исключительных случаях, при необходимости получения дополнительных сведений еще на 15 суток. При этом лицу, подавшему жалобу, не поздней 3 дней должно быть направлено или вручено окончательное решение по его вопросу или решение о продлении срока рассмотрения.

Исключение составляют жалобы на обжалование актов о привлечение к ответственности лиц, за совершение правонарушения в налоговой сфере или об отказе в таком привлечении. Тогда срок составляет 1 месяц и может быть продлен по аналогичным основаниям еще на 1 месяц.

При обращении налогоплательщика в вышестоящий орган и вынесение решения, снова нарушающего его права, он может снова обратиться в вышестоящий уже над этим органом орган или в суд. А вот акты о решениях по поданным жалобам принятые исполнительным органом власти или по надзору в области налогов сразу обжалуются в судебном порядке.

Порядок судопроизводства

Налогоплательщик для оспаривания актов налоговых органов, а также деятельности их должностных лиц, с целью защиты своих прав, должен обратиться в суд с требованием признания данных актов полностью или частично недействительными.

Защита прав юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, начинается с обращения в арбитражный суд, а физическими лицами в суд общей юрисдикции.

Защита прав налогоплательщика в судебном порядке производится путем подачи заявления в судебные органы в период не более 3 месяцев с момента, когда он узнал о нарушение его интересов и прав, связанных с налогообложением. Если данный срок был пропущен по причине, признанной уважительной, суд может его восстановить.

В заявление в суд в обязательном порядке должно быть указано:

  • наименование органа или его лица, которые приняли не соответствующий законодательству акт или совершили неправомерную деятельность;
  • сведения о самом акте, вызвавшем сомнения в его законности, его наименование, число, время его вынесения и его краткую суть;
  • перечень нарушенных прав и интересов;
  • законные акты, которые были нарушены;
  • требование лица о признании акта или деятельности должностного лица неправомерными.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • сведения об уведомлении других заинтересованных лиц о подаче заявления, а именно о направлении им его копии и приложенных документов, не имеющихся у других лиц;
  • сведения об уплате пошлины;
  • документы на которых лицо основывает свои требования;
  • для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нужна копия свидетельства о государственной регистрации;
  • документы (доверенность) подтверждающие представления интересов какого-либо лица или организации;
  • сведения, подтверждающие нарушение прав лица;
  • выписка из государственного реестра с наличием данных о месте нахождения ответчика.

Важно! Все документы должны иметь срок со дня выдачи на момент предоставления в суд не более чем 30 дней.

Допускается предоставления всех необходимых документов не только на бумажном, но и на электронном носителе.

При этом лицо, подавшее заявление, может ходатайствовать о приостановлении действия решения, которое оспаривает, и суд обязан удовлетворить это прошение.

В период 5 суток со дня подачи заявления в суд судья единолично принимает решение о принятии дела к своему производству, о чем выносит определение.

К производству принимается заявление при соблюдении всех необходимых условий, а именно наличия заявления со всеми нужными сведениями в нем, полным пакетом документов, а также наличием платёжных документов, подтверждающих уплату госпошлины.

В принятом определении судья указывает необходимые действия для совершения лицами, участвующими в судопроизводстве, время для их совершения, адрес сайта суда в сети «Интернет», телефоны суда, адрес электронной почты, по которому заинтересованные лица могут узнать всю необходимую информацию по их судопроизводству.

Копия определения направляется подавшему ее лицу и другим заинтересованным лицам по делу в течение 1 суток, а также прилагается копия искового заявления оспариваемого решения.

Дело об оспаривании решений и деятельности должностных лиц рассматриваются в суде, включая подготовки к судебным заседаниям не более 3 месяцев. При необходимости судьей этот срок продлевается до 6 месяцев.

Судебное разбирательство может состояться без наличия заинтересованных лиц, если они были надлежаще уведомлены и не явились в суд без уважительной причины, если их присутствие суд сочтет необязательным. В противном случае, если лица необходимы для установления важных фактов по рассматриваемому делу и не явились, на них может быть наложено обязательное прибытие и при неприбытии на лицо накладывается штраф.

Доказывание правоты оспариваемого акта лежит на органе и лицах его вынесшим. Если лица не предоставляют таких доказательств, суд вправе их истребовать по собственной инициативе.

По окончании судопроизводства суд может вынести решение о признании акта незаконным, а при признании законным, выносит определение об отказе в удовлетворении требований истца.

Перечень нарушенных прав налогоплательщиков наиболее часто рассматриваемых в суде

Налогоплательщик наиболее часто обращается в суд для достижения следующих целей:

– признание акта полностью или частично противоречащим Конституции РФ;

– признание акта, вынесенного субъектом РФ или налоговым органом, противоречащим федеральному закону;

– прекращения незаконной деятельности должностных лиц или, наоборот, к принуждению выполнения деятельности, которую они должны выполнять в соответствии с законодательством, так как вследствие их ненадлежащего поведения нарушаются права налогоплательщика;

– признание распоряжения на списание с банковского счета денежных недоимок, штрафов, пеней не подлежащего исполнению;

– возвращение незаконно списанных недоимок, пеней, штрафов, а также взыскание процентов за данные действия;

– возмещение убытков, возникших вследствие незаконных предписаний налоговых органов и их служащих.

Часто оспариваемым налогоплательщиками решением налоговых органов является решение о приостановлении операций по расходам на банковских счетах. Что отрицательно влияет на деятельность налогоплательщиков, чем и вызван наиболее часто возникающий вопрос, требующий решения в суде.

Все сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков имеются на сайте ФНС Российской Федерации.

Решение о приостановление операций по банковским счетам используется для исполнений предписаний о взыскании налога, а также при не предоставлении сведений на доходы физических лиц, работающих в организации. Приостановление означает прекращение операций по счету в форме расхода. Это решение принимает руководитель налогового органа сразу после вынесения предписания о взимании налога.

Приостановления по счетам налогоплательщиков используются при непредоставлении налогоплательщиком-организацией декларации, по истечении установленного законом периода в течение 10 суток и не позднее 3 лет, а также указания недостоверных сведений в предъявленной декларации. Решение направляется в банковскую организацию в электронной форме в срок не позднее следующих суток после его принятия.

Копия сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков вручается последнему в течения 1 суток после принятия данного решения.

Банк, в свою очередь, обязан предоставить налоговому органу данные о средствах не счете налогоплательщика в течение 3 суток со дня получения решения и с этого же дня операции по счету приостанавливаются.

Налогоплательщик, если на банковском счете финансовые средства превышают сумму необходимую для уплаты налогов, может подать заявление о снятие с этого счета приостановления и сообщить другие счета с нужными суммами.

При нарушении налоговым органом срока отмены данного решения или неправомерного его принятия, за каждый день начисляются проценты, уплачиваемые в пользу налогоплательщика.

Лица, имеющие право участвовать в судопроизводстве и их полномочия

Лицами, участвующими в судопроизводстве, считаются: стороны, заявители, заинтересованные лица, третьи лица, а также в случае необходимости государственные органы, эксперты, специалисты, свидетели, переводчик, прокурор, помощник судьи, секретарь суда.

Лица, имеющие право участвовать в судопроизводстве, могут знакомиться с материалами дела, осуществлять выписки, копировать материалы за свой счет, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в исследовании доказательств по делу, давать объяснения, приводя свои доводы, возражать против ходатайств иных участвующих лиц, задавать вопросы, получать судебные акты и их копии, знакомиться с особым мнением судьи; обжаловать судебные решения и другие.

Важное место в судопроизводстве занимают представители налогоплательщиков. При этом их присутствие в суде не лишает лицо права самому участвовать в судебном разбирательстве.

Законными представителями налогоплательщика физического лица являются родители, опекуны, попечители, усыновители, а также адвокаты и иные лица, оказывающие юридические услуги.

Законными представителями организации налогоплательщика будут лица: штатные сотрудники юридического лица, адвокаты, другие лица оказывающие юридические услуги, а также их органы на основании оформленной доверенности, учредительных документов.

В любом случае законными представителями налогоплательщика физического лица являются в судебном процессе только дееспособные лица с полномочиями, оформленными в надлежащем порядке на представительство.

Не могут являться представителями налогоплательщиков работники суда, следователи, прокуроры, и недееспособные люди (официально признанные таковыми).

Законными представителями организации налогоплательщика будут лица, у которых представления интересов налогоплательщиков в судебном процессе будут подтверждаться документами, с указанием их статуса и перечня полномочий. Также полномочия представителя могут содержаться в заявлении налогоплательщика, заявленного в судебном процессе, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. Эти требования относятся и к представителям индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

1. Право на обжалование действий и бездействия должностных лиц.

В соответствии с нормами Конституции РФ каждое лицо в РФ имеет право на защиту своих интересов. Право на обжалование действий и бездействия является одной из форм защиты своих интересов.

В теории выделяют четыре способа защиты прав налогоплательщиков: президентский, административный, судебный, самозащита прав.

Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия и бездействия контролирующих органов в финансовой сфере. Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти (по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие). Судебный способ защиты прав предполагает обжалование налогоплательщиком действий и бездействия должностных органов непосредственно в суд. При этом, административный способ может предшествовать судебному. Самозащита прав предполагает невыполнение неправомерных актов и требований налоговых органов и их должностных лиц.Неправомерность этих актов и требований заключается в их несоответствии НК РФ или иным федеральным законам.

2. Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

В налоговом праве административный порядок обжалования не исключает права на одновременную и последующую подачу аналогичной жалобы в суд. При данном способе защиты своих прав налогоплательщик подает жалобу в налоговый орган (или должностному лицу), в чьем подчинении находится налоговый орган или должностное лицо, которые нарушили законодательство.

Жалоба налогоплательщика должна содержать определенный набор сведений, которые указывают на обстоятельства нарушения их прав. Вместе с тем большую роль играет подведомственность подачи и рассмотрения жалобы. Так жалобы на действия или бездействие налогового органа подаются только в вышестоящий налоговый орган, а жалобы на неправомерное поведение должностных лиц, только вышестоящему должностному лицу.

Жалоба подается только в письменной форме и должна содержать название и реквизиты налогового органа или должность лица, чьи действия обжалуются, сведения о заявителе, предмет и основания обжалования.

Важнейшим обстоятельством рассмотрения жалобы являются процессуальные сроки. Так жалоба на действие и бездействие налоговых органов должна быть подана в течение трех месяцев с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. При пропуске срок для подачи жалобы может быть восстановлен налоговым органом или должностным лицом, которому адресована жалоба, но только при наличии уважительной причины (напр. длительная болезнь жалобщика).

Вышестоящий налоговый орган или должностное лицо в месячный срок с момента получения жалобы налогоплательщика обязаны ее рассмотреть и принять одно из следующих решений:

Оставить жалобу без удовлетворения;

Отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

Отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

Изменить решение и вынести новое по существу обстоятельств дела.

О любом из принятых решений в течение трех дней сообщается лицу, подавшему жалобу. Административный порядок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц не предполагает обязательного участия заявителя или его уведомления о дате разбирательства его жалобы.

3. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

В соответствии с главой 25 Гражданско-процессуального кодекса РФ физические лица вправе подать заявления в суд для отстаивания своих интересов. Заявление подается в суд по подсудности, установленной законодательством. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действия (бездействие) которых оспариваются.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

В соответствии с главой 24 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, юридические лица вправе оспорить решения, действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц в арбитражных судах. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).