Особенности криминализации потребительского рынка в россии. Система преступлений и уголовно-правовая характеристика, совершаемых, на потребительском рынке Задания и вопросы

Преступления, совершаемые против прав потребителей чаще всего называют преступлениями на потребительском рынке. Разные авторы определяют их по-разному, предлагая свои подходы к определению и классификации данных преступлений.

Так, С.М. Сулейманов считает, что указанные выше преступления являются преступлениями в сфере экономической деятельности. Родовым объектом данных преступлений выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере экономической деятельности См.: Сулейманов С.М. Общая характеристика преступности, посягающей на правильное функционирование потребительского рынка // Российская юстиция. 2008. № 12. С 17 - 20..

Что касается определения преступлений, совершаемых на потребительском рынке, то, например, С.А. Пискунов понимает их как «общественно опасные деяния, посягающие на охраняемые уголовным законом общественные отношения, связанные с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг потребителям, виновно совершаемые субъектами данных отношений» Пискунов С.А. Преступления, совершаемые на потребительском рынке, как объект уголовно-правовой охраны // Российский следователь. 2008. № 11. С 27 - 29..

Говоря о признаках преступлений против прав потребителей, то их достаточно удачно сформулировал А.М. Субботин. Во-первых, они должны быть совершены непосредственно при производстве, продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг. Во-вторых, данные преступления должны быть совершены изготовителями (исполнителями, продавцами) или потребителями. В-третьих, указанные выше деяния должны быть совершены при осуществлении деятельности субъектами потребительского рынка, общественные отношения между которыми могут носить или носят законный характер См.: Субботин А.М. Уголовно-правовой анализ преступлений в сфере потребительского рынка (гл. 22 УК РФ) [текст]: А.М. Субботин / теоретико-прикладное исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород. 2007. С 15-21.. преступление право потребитель

Классификацию данных преступлений А.М. Субботин проводит по субъектам, против которых они совершаются. Он выделяет:

  • - преступления, посягающие на законные интересы производителей, продавцов и исполнителей. К таким могут быть отнесены ст. 159 УК РФ - «мошенничество», ст. 165 УК РФ - «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» и др.
  • - преступления, посягающие на права и законные интересы потребителей. Здесь в качестве примера приводится та же ст. 159 УК РФ и, например, ст. 238 УК РФ - «производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
  • - преступления, посягающие на права и законные интересы всех участников потребительского рынка одновременно. Это ст. 178 УК РФ - «ограничение конкуренции», ст. 180 УК РФ - «незаконное использование средств индивидуализации». См.: Субботин А.М. Указ.соч. С 18.

Свою позицию высказал и С.М. Сулейманов. Он отнес к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке девять составов преступлений, предусмотренных УК РФ: ст. 159, 165, 171, 171.1, 178, 180, 236 - 237, 238.15 УК РФ.

Что касается субъектов данных преступлений, то, например, А.А. Магомедов относит к ним контрагентов потребителя, то есть изготовителей, исполнителей, продавцов, импортеров, уполномоченные изготовителем (продавцом) организации либо индивидуальных предпринимателей, которые нарушают диспозиции указанных выше уголовно-правовых норм См. Магомедов А.А., Мазур С.Ф. Противодействие преступности в сфере экономической деятельности: уголовно-правовые, криминологические и организационные проблемы. М., 2006. С. 138..

Среди преступлений, в которых права и интересы потребителей выступают в качестве дополнительного непосредственного объекта наиболее выделяются преступления, совершаемые в фармацевтической сфере, так как она является важной составляющей потребительского рынка. Это подтверждает и статистика, проведенная министерством здравоохранения Российской Федерации, согласно которой «объем российского фармацевтического рынка за последние 15 лет вырос в стоимостном выражении более чем в 4 раза»Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении стратегии лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 года и плана ее реализации» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».. Это не могло не вызвать интерес различных исследователей к данной проблеме, которые в своих трудах приводят приблизительную статистику.

Так, С.М. Сулейманов показывает, что в Российской Федерации ежегодно продаются контрафактные медикаменты на сумму 200 - 300 млн. долларов США, что является это почти 10 - 15% от объема фармакологического рынка страны См.: Сулейманов С.М. Указ.соч.. Его поддерживает и С.А. Пискунов, доказывая, что до 12% фармацевтических средств, которые реализуются в Российской Федерации являются фальсифицированными См.: Пискунов С.А. Указ.соч. С 28..

Среди особенностей фармацевтического рынка в Российской Федерации можно отнести широкий ассортимент лекарственных средств, длительный цикл их разработки, высокую наукоемкость, зависимость потребности в препаратах от эпидемий, стихийных бедствий, других экстремальных ситуаций Аналитический обзор практики борьбы с экономическими преступлениями в сфере производства, закупок и оборота лекарственных препаратов. Доступ с сайта МВД России..

Если говорить о преступлениях в фармацевтической сфере, то они обладают всеми признаками преступлений, совершаемых на потребительском рынке, только более узкой направленности. Они являются их неотъемлемой составляющей, имеющей при этом специфические черты. Выделение данной группы преступлений в отдельную категорию обусловлено прежде всего повышенной общественной опасности фальсифицированных лекарственных средств для здоровья населения, а также добросовестных производителей этой группы товаров, важностью надлежащего лекарственного обеспечения для каждого гражданина РФДвоеглазов В.А. Общая характеристика преступлений, совершаемых в фармацевтической сфере // Российский следователь. 2014. № 12. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»..

Проблему преступлений в фармацевтической сфере отмечают не только различные исследователи, но и законодатель. Не так давно в УК РФ была введена ст. 235.1, которая направлена на ограничение незаконного производства лекарственных средств и медицинских изделий и ст. 238.1, запрещающая обращение данных фальсифицированных средствФедеральный закон от 31 декабря 2014 года № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».. Указанные статьи стали адекватным дополнением УК РФ в связи с уровнем преступности в данной сфере, а также важностью данных общественных отношений.

Помимо норм, которые были рассмотрены выше, потребители очень часто страдают от обмана и злоупотребления доверием со стороны граждан. Это может проявляться в различных обстоятельствах, например, использование фиктивных документов, которые подтверждают полное соответствие товаров, работ или услуг необходимым требованиям безопасности. Кроме того, потребители могут быть введены в заблуждение относительно свойств товаров, работ или услуг.

Особое внимание стоит уделить также и ст. 238 УК РФ, предусматривающей предусматривает уголовную ответственность за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. А.В. Наумов приводит следующую статистику: в 1997 году, то есть с момента начала действия УК РФ преступлений, предусмотренных данной статьей было совершено всего около ста. В 2004 году количество преступлений по ст. 238 УК РФ достигло отметки в 8638 См.: Наумов А.В. Российское уголовное право: курс лекций: В 3 т. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2007. Т. 3. Особенная часть (главы XI - XXI). С. 142..

Увеличение количества преступлений в 86 раз является, по мнению О.С. Степанюк показателем невысокого уровня цивилизованности рыночной экономики России, а также побочным эффектом развития в России предпринимательской деятельностиСм.: Степанюк О.С., Степанюк А.В. Защита детей от товаров, продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья: уголовно-правовые и гражданско-правовые проблемы // Современное право. 2013. № 1. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»..

Следует учитывать, что указанные выше преступления отличаются друг от друга и характеристикой объекта преступного посягательства, и признаками объективной стороны, а также характером общественной опасности и степенью тяжести. Признаком, объединяющим эти деяния может послужить только дополнительный или факультативный объект, который определяется как общественные отношения в сфере производства и продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг потребителям, а также их права и законные интересы, которым причиняется или может быть причинен вред. Кроме того, нельзя не заметить, что указанные преступления расположились не только в разных главах Уголовного кодекса РФ, но и в разных разделах, что в принципе является достаточно легко объяснимым.

Во-первых, потребительский рынок - это жизненно важный компонент экономики, поскольку именно по нему можно судить о ее состоянии, степени развития и безопасности. С одной стороны, материальное благополучие населения является конечной целью экономики как таковой. Во-вторых, - потребительский рынок является тем самым конечным рынком сбыта товаров, который питает экономическое развитиеСм.: Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М. 2005. С 486.. Таким образом, наибольшее количество преступлений в сфере прав потребителей, которые посягают на права и законные интересы потребителей приходятся на сферу экономики.

Во-вторых, кроме интересов, связанных с имущественными отношениями, у любого потребителя есть право на безопасность предоставляемых ему товаров, работ или услуг. В связи с этим большая часть преступлений имеют своей целью посягательства на жизнь и здоровье, а также на общественную безопасность. Указанные составы будут рассмотрены более подробно в дальнейшем.

Таким образом, рассмотрев наиболее важные преступления, затрагивающие права потребителей, можно сделать вывод о том, что уголовно-правовые средства защиты прав потребителей выполняют свою функцию. Уголовная ответственность за преступления в данной сфере выступает самой мощной и серьезной гарантией безопасности на потребительском рынке. Возросший интерес к данной проблеме заставил законодателя внести несколько статей в УК РФ, конкретизируя определенные виды преступлений. Этот шаг был с радостью принят и исследователями, которые активно отстаивали свои позиции по введение статьи за фальсификацию лекарственных средств.

Если обратиться к квалифицирующим признакам, которые присущи преступлениям против прав потребителей, то их также можно разделить на несколько критериев. Во-первых, это экономический критерий, который связан с размером ущерба и извлечением дохода. Во-вторых, как и у других преступлений, одним из главных квалифицирующих признаков является совершение преступления различными группами лиц. В-третьих, некоторые преступления против прав потребителей могут быть сопряжены с использованием своего служебного положения. Ну и, в-четвертых, при совершении указанных преступлений могут наступить серьезные последствия для жизни или здоровья населения, а также отдельного потребителя и гражданина.

Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что уголовное законодательство в области защиты прав потребителей содержит большое количество статей, тем или иным образом охраняющих права потребителя. С одной стороны, это обеспечивает надежную защиту наиболее важных сфер жизни общества, а, с другой стороны, нельзя не отметить тот факт, что оно еще не до конца сформировалось и укрепилось так, чтобы его можно было бы считать потребительским.

Отнести то или иное преступление к категории совершаемых на потребительском рынке возможно исходя из определения дополнительного или факультативного объекта преступного посягательства. В большинстве случаев это преступления небольшой или средней тяжести, совершаемые умышленно. Субъект исследуемых преступных посягательств, как правило, общий. Наконец, возможно изменить некоторое противоречие и несоответствие уголовного законодательства административному, поскольку в некоторых случаях суровость наказания выше в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, нежели в Уголовном кодексе. Несмотря на то, что важна не сколько суровость наказания, а его неотвратимость, все равно тяжесть последствий нарушения уголовного законодательства должна стоять выше.

При координационных отношениях на первый план выступает их организующий характер на основе главенства координирующего субъекта, независимо от соподчиненности всех участников деятельности. При этом становится очевидной и естественной необходимость того, чтобы координационные полномочия субъекта управления, осуществляющего координационную функцию, были нормативно (внутриведомственными актами) закреплены, т.к. четко сформулированные права создают основу для обеспечения этой деятельности. Игнорирование же нормативно-правового аспекта в координации деятельности зачастую приводит к субъективизму, управленческим "перекосам", диспропорции прав и ответственности субъектов совместной деятельности и в итоге снижает эффективность всей работы и ведет к нерациональному расходованию ресурсов.

Как и любой другой вид деятельности, осуществление координации деятельности по противодействию экономической преступности нуждается в ее организации, включающей в себя: криминологическое прогнозирование развития криминальной ситуации на объектах потребительского рынка на ближайшие год - два и на пятилетнюю перспективу; формулирование целей, задач и планирование деятельности по ее стабилизации; правовое, информационное и иное ресурсное обеспечение этой деятельности, а также непосредственное организационное обеспечение с точки зрения реального обеспечения реализации запланированных мероприятий, направленных на достижение поставленных задач.

Многообразие форм взаимодействия объясняется многогранностью решаемых оперативно-служебных задач, динамикой и многовариантностью конкретных условий, в которых протекает деятельность подразделений органов внутренних дел, обеспечивающих правопорядок на потребительском рынке. Руководитель, организующий взаимодействие, должен иметь в виду, что в ряде случаев параметры деятельности органов внутренних дел и их структурных подразделений регламентируются разными законами и подзаконными актами. Следовательно, организация взаимодействия предполагает совместную деятельность при строгом разграничении компетенции, форм и методов работы, установленных для каждой службы соответствующими законодательными и подзаконными актами.

В то же время в объекте воздействия системы органов внутренних дел имеются участки, прямо не относящиеся к компетенции какой-либо отдельной службы. Именно такие участки должны в первую очередь находиться в поле зрения руководителя, организующего координацию работы и взаимодействие. В противном случае эффективность этой организационной формы управления резко снижается.

Комплексность как объективное свойство любой системы достигается в этом случае в результате установления определенных управленческих связей и отношений, которые проявляются при функционировании системы. Обеспечение единства, согласованности, скоординированности и ответственности при достижении единой цели - это основная идея взаимодействия. Нарушение же баланса между этими составляющими способно привести к снижению контроля за положением дел на том или ином направлении служебной деятельности, обезличиванию ответственности, перекладыванию ее друг на друга, что в конечном счете приводит к ослаблению служебной активности в решении частных и общих задач.

§ 2. Роль и место органов внутренних дел в противодействии преступлениям в сфере потребительского рынка России

Механизм обеспечения экономической безопасности страны предполагает взаимодействие огромного числа органов всех ветвей власти. В этой связи необходимо отметить особую роль органов внутренних дел, на которые возложена ответственность по обеспечению экономической безопасности внутри страны. Особой областью деятельности органов внутренних дел является противодействие преступлениям в сфере потребительского рынка. Требования Конституции РФ по защите законных интересов граждан, выражающихся в обеспечении товарами и услугами должного качества по обоснованным ценам, выдвинулись в число приоритетных задач органов внутренних дел.

Происходящий в российском обществе переход от административно-командной экономики к рыночным отношениям с новой силой и с особой остротой ставит перед отделами МВД по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) проблему борьбы с преступностью в сфере денежно-товарного обращения, т.е. прежде всего на объектах потребительского рынка.

В целях обеспечения государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции в территориальных отделах ВД приказами начальников областных управлений ВД созданы самостоятельные межрайонные отделы милиции на потребительском рынке по борьбе с правонарушениями и преступлениями, связанными с незаконным оборотом алкогольной и табачной продукции.

В соответствии с требованием действующего законодательства личный состав милиции ориентируется на предупреждение и пресечение преступлений на ранней стадии их подготовки, на активное применение законодательных норм об административной и уголовной ответственности за преступления в сфере потребительского рынка, обеспечение принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления, предотвращение посягательств на законные интересы и права как граждан-потребителей, так и государства.

В связи с частыми изменениями административного и уголовного законодательства, переходом некоторых составов преступлений экономического характера из компетенции криминальной милиции в компетенцию милиции общественной безопасности принимаются меры по повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел в милиции общественной безопасности по выявлению и документированию противоправных деяний в сфере потребительского рынка.

Особое место в числе мероприятий по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка занимают регулярно проводимые комплексные целевые оперативно-профилактические операции, основными из которых являются: "Акциз", "Винодел", "Коммерсант" и "Суррогат".

Важнейшими направлениями деятельности подразделений МОБ по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в сфере потребительского рынка являются:

Борьба с незаконным предпринимательством и незаконным использованием товарного знака;

Борьба с мошенничеством;

Обеспечение государственного контроля за оборотом алкогольной продукции;

Защита прав потребителей от недоброкачественной продукции;

Выявление и пресечение административных правонарушений в области торговли;

Мероприятия, направленные на реализацию межведомственного плана по пополнению доходной части федерального бюджета;

Взаимодействие с контролирующими организациями.

Анализ криминогенной обстановки в сфере оборота алкогольной и табачной продукции свидетельствует о том, что значительная часть совершаемых сделок купли-продажи с алкогольной и табачной продукцией происходит с грубейшим нарушением законодательства РФ. Реализуемая алкогольная и табачная продукция часто не соответствует требованиям ГОСТа и санитарного надзора.

Не случайно 30 апреля 1997 г. Президент РФ подписал Указ № 442 "О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции", который и определил приоритетные направления работы отделов по борьбе с экономическими преступлениями ВД по обеспечению государственного контроля за оборотом алкогольной продукции:

а) выявление и пресечение деятельности подпольных цехов по изготовлению фальсифицированной алкогольной продукции;

б) проведение массовых проверок торговых точек, осуществляющих оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции и изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте.

Согласно этим целям силами сотрудников милиции общественной безопасности обеспечиваются контрольные действия за оборотом алкогольной продукции, пресекается незаконное перемещение алкогольной продукции без соответствующих документов, подтверждающих легальность производства и реализации. Осуществляется своевременное выявление и пресечение деятельности организаций, предприятий и коммерческих структур, занимающихся незаконным производством и оптовой реализацией этилового спирта и алкогольной продукции, а также устанавливаются и пресекаются каналы поступления спирта, произведенного на подпольных предприятиях.

Конфискованная и изъятая в соответствии с действующим законодательством алкогольная продукция должна до рассмотрения дела об административных правонарушениях находиться на сохранности в специально оборудованных для этого местах (складах).

При этом решение об использовании алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота, принимается специальными комиссиями, создаваемыми на базе органов местного самоуправления.

По фактам нарушения правил купли-продажи алкогольной продукции к виновным лицам должны применяться меры, предусмотренные уголовным и административным законодательством РФ, после чего направляются представления в соответствующие органы власти для решения вопроса об аннулировании или приостановлении раннее выданных лицензий на право торговли алкоголем.

В своей работе по изъятию алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, сотрудники милиции общественной безопасности ОВД руководствуются Постановлением Правительства РФ № 883 от 11 декабря 2002 г., согласно которому решение о конфискации алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота, принимает судья, данные действия процессуального характера также отражены в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

В процессе развития рыночных отношений в экономике стали появляться новые формы преступных посягательств, противодействие которым представляет для правоохранительных органов определенную сложность. Одно из них - незаконное предпринимательство, этот вид преступления получает в настоящее время все более широкое распространение.

Вместе с тем основным принципом существования рыночной

Одним из важнейших аспектов экономической безопасности Российского государства является обеспечение защиты прав и законных интересов добросовестных участников рыночных отношений - производителей и потребителей товаров и услуг. Тенденции развития преступности на территории Российской Федерации выражаются помимо прочего в увеличении количества преступлений, совершаемых на потребительском рынке, которые представляют серьезную угрозу безопасности личности, общества и государства.

Посягательства в сфере потребительского рынка - чуть ли не обыденное явление современной жизни. Общество уже успело перейти от жизни при административной экономике к рыночному укладу. Однако за период трансформации многие процессы на потребительском рынке проходили хаотично, вызывая повышенный интерес со стороны криминального элемента. Потребительский рынок представляет собой важнейшую часть современной экономики, где реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых в конечном счете определяет эффективность функционирования экономики в целом. К посягательствам в сфере потребительского рынка должны, на наш взгляд, относиться виновные деяния субъектов правоотношений в сфере потребительского рынка, направленные на нарушение системы функционирования потребительского рынка и его отдельных элементов, охраняемых законом. При этом систему данных посягательств следует отличать от правонарушений в сфере потребительского рынка, которые охватывают всю полноту противоречащих закону вмешательств в сферу функционирования потребительского рынка.

Правонарушения в сфере потребительского рынка представляют собой самостоятельный вид, которому присущи как общие социально-правовые признаки (противоправность, виновность, наказуемость), так и специфические (специальный субъект, особый объект посягательства), что свидетельствует о реальности проступка в объективном мире и возможности его выделения из всей массы противоправных деяний. В зависимости от степени общественной опасности посягательств в сфере потребительского рынка следует выделять преступления и административные проступки в сфере потребительского рынка.

Под преступлениями в сфере потребительского рынка следует понимать общественно опасные деяния, посягающие на охраняемые уголовным законом общественные отношения, связанные с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг потребителям, виновно совершаемые субъектами данных отношений. Административным проступком следует назвать противоправное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения, связанные с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг потребителям, виновно совершаемые субъектами данных отношений при осуществлении деятельности, которая сама по себе носит или может носить законный характер, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. Потребительский рынок является важнейшей стратегической частью экономической системы России. Именно он в конечном итоге определяет социальную стабильность посредством влияния на жизнь каждого гражданина. К основным признакам преступлений на потребительском рынке предлагается относить: 1) противоправность деяния; 2) общественную опасность деяния; 3) наличие ответственности за деяние, предусмотренной УК РФ; 4) наличие посягательства на общественные отношения, связанные с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг потребителям; 5) субъекта деяния - субъекта отношений на потребительском рынке. Преступление, имеющее одновременно все указанные признаки, и относится к категории преступлений в сфере потребительского рынка. Потребительский рынок представляет собой самостоятельную и специфическую сферу экономической деятельности. Его фундаментальным основанием являются, во-первых, свободные отношения купли-продажи товаров (работ, услуг). Такой естественный взаимообмен дает людям все, что они хотят, а не то, что они должны хотеть по разумению какой-то группы. Продавец должен торговать качественными товарами, а производитель обеспечивать их производство в соответствии с установленными стандартами. Во-вторых, в процессе реализации рыночных отношений купли-продажи должны быть созданы условия для развития здоровой конкуренции. В-третьих, потребительский рынок должен быть сориентирован на соблюдение прав потребителя. Рыночные отношения должны быть выстроены таким образом, чтобы соблюдались права потребителя на приобретение товаров и услуг надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья. При этом потребитель должен получать достоверную информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (продавцах).

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хубутия Михаил Михайлович. Предупреждение экономических преступлений на потребительском рынке: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08: Москва, 2002 213 c. РГБ ОД, 61:03-12/169-0

Введение

Г л а в а I. Криминологическая и уголовно-правовая характеристика экономических преступлений на современном потребительском рынке

1. Потребительский рынок: понятие, сущность, структура. Общая характеристика криминологической ситуации на отечественном потребительском рынке 14

2. Экономическая преступность на потребительском рынке: основные особенности и тенденции развития 47

Г л а в а II. Криминологические и организационно-правовые проблемы предупреждения экономической преступности на потребительском рынке

1. Основные направления организации предупреждения экономической преступности на объектах потребительского рынка 92

2. Характеристика системы субъектов предупреждения экономической преступности на потребительском рынке 119

3. Координация, взаимодействие и планирование деятельности субъектов предупреждения преступности на потребительском рынке 145

Заключение 172

Список литературы 184

Приложения 201

Введение к работе

Актуальность темы. Переход России к рыночным отношениям коренным образом изменил криминальную ситуацию во всех сферах экономики. Разрушение имевшихся организационно-экономических связей, разбалансированность экономических интересов и правовая неурегулированность взаимоотношений участников цепочки «производство - переработка - сфера обращения - потребитель» самым негативным образом отразились на состоянии преступности на объектах потребительского рынка.

Необоснованное повышение цен, нарушение правил торговли и обман потребителей, незаконное предпринимательство, монополистические действия, приобретали в течение последних 12-15 лет все более изощренный характер, маскировались криминальными структурами и коррумпированной частью государственного аппарата под видом прогрессивных рыночных отношений. В результате этого - потребительский рынок стал одной из наиболее крупных криминальных сфер экономики страны. Если в 1991 г. здесь выявлялась пятая часть от зарегистрированных экономических преступлений, в 1995 г. - каждое четвертое преступление, то в 2001 г. - каждое третье преступление экономической направленности связано с потребительским рынком. Данные тенденции указывают на актуальность темы исследования.

Потребительский рынок обоснованно считается важнейшей стратегической частью экономической системы России. Влияя на жизнь каждого гражданина, в конечном итоге именно он определяет социальную стабильность общества. Кроме того этот сектор народного хозяйства, являясь источником поступления денежных средств, выступает важной бюд-жетообразущей подсистемой общества, формирующей основы финансовой устойчивости государства.

С учетом социальной значимости потребительского рынка и усложнения криминогенной обстановки на его объектах задача стабилизации ситуации в данной сфере экономики приобретает в настоящее время государственное значение, является необходим условием общего развития экономики России.

В сложившихся условиях органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления предпринимают значительные усилия для создания эффективного механизма регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере экономики. Однако уровень системного видения проблем потребительского рынка и избавление его от криминальных «наслоений» к настоящему времени не привели к устойчивым позитивным результатам. Предпринимаемые меры по оздоровлению ситуации на потребительском рынке в большинстве своем имеют фрагментарный характер, решают лишь отдельные вопросы, не имеют долгосрочной перспективы и надежной правовой базы.

По большому счету, государственные институты, призванные осуществлять предупреждение экономической преступности, оказались неспособными на данном этапе развития нашего общества активно противодействовать преступности в сфере потребительского рынка, а также обеспечить безопасность предпринимательской деятельности, жизни и здоровья граждан. В результате - криминальные структуры все более и более усиливает свой натиск, захватывая новые объекты потребительского рынка, которые продолжают «уходить» из под контроля государства в теневую сферу, что выступает в качестве серьезной угрозы экономической безопасности и политической стабильности страны.

Современное развитие криминального бизнеса в сфере потребительского рынка уже привело к целому ряду негативных последствий, в том числе:

Разрушению системы защиты внутреннего потребительского рынка от чрезмерного давления продукции иностранных товаропроизводителей;

Широкому проникновению на потребительский рынок фальсифицированных товаров;

Усилению влияния организованных преступных сообществ (организаций) на деятельность хозяйствующих субъектов, избравших потребительский рынок сферой своей коммерческой деятельности;

Ухудшению ситуации по сбору налогов с хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою коммерческую деятельность на потребительском рынке.

Степень разработанности темы. Выбор в качестве объекта исследования преступности на потребительском рынке обусловлен в первую очередь неблагоприятными тенденциями ее развития, требующими самого пристального изучения, а также необходимостью разработки комплекса адекватных ситуации организационных и правовых мер, направленных на предупреждение преступных проявлений в рассматриваемой сфере. Многое уже в этом плане сделано, в том числе с позиции экономической науки, науки управления, криминологии, уголовного права. Однако изучение преступлений в сфере товарного обращения, и в частности в сфере потребительского рынка, остается пока малоразработанной и весьма актуальной научной проблемой.

Проведенное исследование опирается на огромные достижения отечественной науки. Значительный вклад в разработку теоретических и практических проблем криминологии и уголовного права по предупреждению преступности, в том числе и совершаемых в сфере экономики, внесли известные ученые: Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, А.И. Алексеев, СВ. Бородин, Л.Д. Гаухман, А.И. Долгова, А.Э. Жалинский, Ю.И. Ляпунов, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Р.Н. Марченко, Н.А. Стручков, Г.Ф. Хохряков, В.Е. Эминов, A.M. Яковлев и многие другие, а также экономисты, в разное время исследовавшие проблемы потребительского рынка: Л. Крицман, В. Новожилов, Л. Абалкин, П. Бунин, Н. Шмелев, Е. Гайдар, Я. Корнай, Д. Валовой и т.д. Однако работы названных авторов, оказавших неоценимый вклад в становление и развитие отечественной науки, были проведены в основном применительно к иной социальной ситуации и на сегодняшний день не дают исчерпывающих ответов по решению вновь возникающих проблем, связанных с преступностью в сфере экономической деятельности и потребительского рынка в частности.

Вместе с тем в работах криминологов последнего десятилетия, как правило, обращается внимание на изучение хотя и важных, но достаточно узких проблем, связанных с рассматриваемой проблематикой. В настоящее же время в связи с глобальными изменениями в характере, масштабе и динамике экономической преступности на потребительском рынке все большую актуальность приобретают комплексные изыскания в этой области.

Проведенное исследование является попыткой научного осмысления не отдельно взятой частной проблемы, получившей распространение в сфере потребительского рынка, а непосредственно всего комплекса криминологически значимых явлений в данной области во всех его основных связях и взаимозависимостях. Такой подход позволяет: во-первых, получить общую картину экономической преступности в этой жизненно важной сфере экономики, во-вторых, осуществить исследование наиболее фундаментальных экономических причин, детерминирующих природу ее возникновения и «отмирания», в-третьих, на основе полученных научных выводов разработать концептуальные основы развития системы предупреждения экономической преступности в рассматриваемой сфере.

Все вышеперечисленное, по мнению диссертанта, свидетельствует об актуальности темы диссертационного исследования.

Объект и предмет диссертационного исследования. В качестве объекта исследования избран комплекс охраняемых законом общественных отношений, складывающихся в процессе функционирования и регулирования потребительского рынка.

К предмету исследования относятся: экономическая преступность на потребительском рынке как социально-правовое явление, основные причины и закономерности ее развития, а также организация деятельность государственных органов - субъектов предупреждения преступности в изучаемой сфере экономики.

Цель и задачи исследования. Теоретической целью настоящей работы является комплексное, системное исследование природы и закономерностей развития экономической преступности в сфере потребительского рынка в современный период, функциональный анализ деятельности государственных органов по предупреждению преступности в этой сфере экономики. Практическая направленность цели исследования выражается в определении совокупности организационных, правовых и собственно криминологических мер, направленных на предупреждение экономических преступлений в сфере потребительского рынка, в разработке рекомендаций, положений и выводов по повышению эффективности деятельности по стабилизации криминогенной ситуации на объектах потребительского рынка.

Основными задачами, конкретизирующими цель диссертационного исследования, являются:

Изучение теории вопроса о природе возникновения и основных закономерностях развития экономической преступности на потребительском рынке;

Анализ и оценка криминогенной ситуации на потребительском рынке, выявление особенностей и закономерностей развития экономической преступности в данной сфере;

Криминологическая и уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых в рассматриваемой области экономической деятельности;

Изучение эффективности деятельности субъектов предупреждения преступлений на потребительском рынке и проблем совершенстрования их деятельности;

Анализ проблем координации и планирования деятельности государственных органов - субъектов предупреждения преступности на потребительском рынке и разработка мер по обеспечению их взаимодействия и сотрудничества;

Разработка новых концептуальные положений развития системы предупреждения преступности на потребительском рынке.

Методологические, методические и эмпирические основы исследования. В процессе проведения исследования автор применял современные методы познания, разработанные философией, социологией, криминологией, другими юридическими отраслями. Анализ изучаемых явлений основан на системном подходе.

Методика исследования включает использование различных теоретических и эмпирических методов и средств получения и обработки информации. В ходе исследования использовались методы логико-юридического анализа, формализации, анализа и синтеза статистических показателей, социологических исследований (интервьюирование, экспертные оценки).

Теоретической основой работы стали труды по теории права и отдельных отраслей права, экономики, социальному управлению в части, касающейся вопросов предупреждения преступности на потребительском рынке. Настоящее исследование осуществлено в рамках особенной части криминологии, изучающей причины и условия отдельных видов преступлений и разрабатывающей меры по их предупреждению, а также положений, урегулированных нормами Общей и Особенной частей уголовного права.

Положения и выводы исследования базируются на изучении: уголовного законодательства Российской Федерации, законов и ведомственных нормативных актов, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов, избравших потребительский рынок сферой своих коммерческих интересов, и субъектов предупреждения экономической преступности на потребительском рынке; статистических данных о состоянии и динамике этой преступности; материалов о деятельности субъектов системы предупреждения преступности в этой сфере экономики (в том числе на примере Московской области). Эмпирическую базу исследования образуют материалы изучения 158 уголовных дел, опрос 203 сотрудников правоохранительных органов, деятельность которых связана с правоохраной в сфере потребительского рынка, свыше 350 предпринимателей. Использовался также опыт диссертанта, почти 15 лет обеспечивающего работу различных структур госаппарата на потребительском рынке Московской области и в масштабах России.

Избранные методика и процедура проведения исследования обеспечивают достаточную научную обоснованность и достоверность содержащихся в диссертации положений, выводов и рекомендации.

Научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость обеспечивается целевой направленностью настоящей работы, которая ориентирована на осуществление комплексного анализа основных криминальных явлений на потребительском рынке и деятельности государственных органов по предупреждению преступности в данной сфере, а также разработку концептуальной модели ее дальнейшего развития.

В целом же основные исследовательские подходы и сформулированные в диссертации положения, указывающие на научную новизну настоящей работы, сводятся к следующему:

Проанализировано развитие криминогенной ситуации на потребительском рынке с 80-х гг. XX века по настоящее время, в том числе на основе изучения блока социально-экономических детерминант;

Дана характеристика современного состояния и тенденций развития преступности на потребительском рынке по основным криминологическим параметрам;

Раскрыта взаимосвязь и взаимозависимость между экономической преступностью в сфере потребительского рынка и организованной преступностью;

Проанализированы перспективные направления развития системы предупреждения экономической преступности в рассматриваемой сфере;

Обоснованы меры по развитию системы государственных органов - субъектов предупреждения преступности на потребительском рынке, повышению эффективности их деятельности, совершенствованию координации и взаимодействия, а также комплексного планирования их деятельности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Обращение на потребительском рынке значительной денежной массы, массовость ежедневных сделок по купле-продаже товаров делают эту сферу товарно-денежных отношений наиболее привлекательной для нелегальной и преступной экономической деятельности. Криминогенная ситуация в данной области экономики приобрела в настоящее время качественно новый характер как по масштабам преступных проявлений, так и по степени реальной угрозы экономической безопасности страны. О масштабах преступных проявлений, в определенной мере отражающей динамику и латентной части, говорит то, что прирост экономических преступлений в 4 раза выше, чем в целом прирост этих преступлений за последние пять лет. Такая оценка, конкретны

2. Из всех причин, детерминирующих преступность в сфере потребительского рынка, захват криминальными структурами все большего количества его секторов представляет сегодня одну из наиболее опасных угроз экономической безопасности страны, поскольку в результате этого процесса происходит ослабление контроля государства за основными денежными и товарными потоками, что приводит к увеличению масштабов «черного нала» и дальнейшему расширению сферы влияния теневой экономики. По экспертным оценкам данного исследования на потребительском рынке отмывается около 30% «черного нала» России. Автор формулирует предложения по совершенствованию правового регулирования и совершенствованию предупреждения преступлений в сфере потребительского рынка.

4. Построение полноценного комплекса мер по предупреждению преступности в данном случае предполагает как непосредственное воздействие на процессы в потребительском секторе, так и на сопредельные области экономики, косвенно воздействующих на состояние потребительского рынка.

При этом совершенствование системы предупреждения экономической преступности на потребительском рынке должно осуществляться с учетом того, что в данной области экономики в концентрированнрм виде отражены все фазы процесса воспроизводства и продвижения товаров и услуг потребителю, регулирование каждой из этих стадий отличается определенной спецификой. В диссертации рассматриваются особенности предупредительной деятельности применительно к стадиям продвижения товаров и услуг на потребительский рынок.

5. По мере выхода экономики их кризиса, нормализации потребительского рынка, развития его инфраструктуры и здоровой конкуренции установлено возрастание роли экономических методов управления и стимулирования правомерной коммерческой деятельности. Автор предлагает меры активизации правоохранительного механизма воздействия на экономическую преступность на потребительском рынке и меры, направленные на совершенствования предупреждения преступлений в условиях потребительского рынка.

6. В целях совершенствования государственного регулирования в рассматриваемой сфере требуется формирование единой системы органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, упорядочение функций и полномочий этих субъектов, повышение уровня планирования и координации их деятельности в области защиты потребительского рынка, придания его деятельности цивилизованного характера и разработки достаточной правовой базы. На основе опыта Московской области и ряда других регионов, диссертант предлагает объединение усилий всех правоохранительных и контролирующих структур, действующих на объектах потребительского рынка, приводит рекомендации по планированию, взаимодействию и координации их деятельности и выработке нормативной правовой базы.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту, выводы и предложения, сформулированные в диссертации, изложены в 3-х опубликованных автором работах общим объемом около 1,6 п.л.

Теоретические положения и практические выводы исследования докладывались и обсуждались на всероссийских и областных межведомственных научно-практических конференциях и семинарах, проходивших в г. Москве.

Концептуальные идеи и конкретные предложения автора реализованы в ряде законопроектов правительства Московской области, предложениях в правительство РФ и Московской области.

Внедрение результатов исследования подтверждается соответствующими официальными актами.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Работа выполнена в соответствии с требованиями ВАК.

Потребительский рынок: понятие, сущность, структура. Общая характеристика криминологической ситуации на отечественном потребительском рынке

В широком значении слова рынок - это наиболее распространенный и эффективный механизм общественного разделения труда, укрепления хозяйственных связей, обеспечения взаимодействия разного рода хозяйствующих субъектов, а также основное условие построения рациональных производственных и коммерческих структур.

Как известно, по законам системы рыночной экономики развитие производства определяет потребитель на основе имеющихся у него потребностей, которые в свою очередь представляют собой продукт общественного развития производительных сил общества, отражающий реальный уровень материального благосостояния и культуры нации, и вместе с тем задают направления развития как производству товаров, так и рынку их сбыта. В условиях рынка производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить, из каких ресурсов и с помощью каких технологий, на какой контингент потребителей ориентироваться.

В то же время рынок выступает и сферой товарного обращения, выявляющей и устанавливающей общественно необходимые затраты труда на производство товара. В данной сфере товарно-денежного обращения осуществляются два наиболее значимых социально-экономических процесса: во-первых, перераспределение прибавочного, а иногда и необходимого продукта, созданного товаропроизводителями; во-вторых, смена собственника в результате акта купли-продажи объекта собственности.

Мировая, да и уже отечественная, практика показывает, что товарно-рыночные отношения могут свободно реализовываться лишь на основе:, - персонифицированной собственности; - необходимой свободы производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства; - наличия «твердой» авторитетной валюты; - налаженной системы кредитных и финансовых отношений; - умения производителей и управленцев встраиваться в рыночные отношения.

Таким образом, рынок осуществляет отбор не только наиболее эффективных технологий и организационных систем, но и форм собственности (частной, коллективной, государственной), признанных и охраняемых законом.

В современных условиях сложно структурированного производства продукции сфера торговли превратилась в сложный механизм по его обслуживанию. Отраслевая специализация промышленности, а также других секторов экономики повлекли за собой и специализацию рынка. В результате в настоящее время в сфере обращения существуют десятки видов рынка, в том числе: денежный рынок, рынок заемных средств, рынок ценных бумаг, рынок ссудного капитала, рынок труда и т.д.

Автором исследуется потребительский рынок как наиболее жизненно важная подсистема современной экономики, в процессе функционирования которой реализуется главная цель всего воспроизводственного цикла - конечное личное потребление, удовлетворение разнообразных потребностей населения.

В отечественной и зарубежной научной литературе встречаются различные интерпретации понятия потребительского рынка, в том числе и в связи с тем, что последний является предметом изучения различных дисциплин, занимающихся вопросами устройства и развития общества.

Отсутствие развернутого определения, отражающего многоаспектность этого сложного элемента экономической системы, до сих пор вызывает научные дискуссии.,

Для уяснения сущности потребительского рынка остановимся на основных подходах к его определению, которые, развиваясь главным образом в рамках экономической науки, в обобщенном виде имеют два приоритетных направления.

Согласно мнению представителей первого подхода, потребительский рынок, в целом отождествляемый с условиями реализации товаров и сферой торговли, охватывает совокупность субъектов рынка и товарно-денежных отношений, в которые вступают эти субъекты. Так, Ф. Котлер трактует потребительский рынок как отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления1. Схожее определение встречается в энциклопедическом словаре по экономике, в котором потребительский рынок интерпретируется как рынок, где отдельные лица и домохозяйства продают или покупают потребительские товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности человека2.

По данному вопросу имеется также точка зрения, согласно которой под потребительским рынком подразумевается сфера реализации лишь части товаров и услуг, направляемых на личное потребление. К примеру, по мнению Т.В. Погодиной, потребительский рынок представляет собой составную часть рынка продуктов, где в отношения купли-продажи товаров и услуг для личного потребления вступают домохозяйства с другими субъектами рыночных отношений3.

Сторонники другого подхода дают более точную и приемлемую (если учитывать значимость указанного феномена в общественной жизни) трактовку потребительского рынка, отражающую связь между производством и потреблением. В частности, В.А. Николаев рассматривает его как систему экономических отношений, обеспечивающих взаимосвязь производства с потреблением посредством процессов купли-продажи товаров и услуг1.

Экономическая преступность на потребительском рынке: основные особенности и тенденции развития

Экономическая преступность как самостоятельное понятие прочно вошло в терминологию криминологов, юристов, экономистов, социологов, а также практических работников правоохранительных органов с середины 80-х гг. Однако единое мнение по поводу его криминологического содержания до настоящего времени отсутствует, что порождает ряд правовых и организационных проблем.

В дореформенный период, начиная с 30-х и до конца 80-х гг., под экономической преступностью понимали посягательства на государственную собственность, а основным видом экономической преступности рассматривались хищения социалистического имущества, совершаемые с использованием служебного положения1. Такой подход оправдывался исключительным положением государственной собственности в системе производственных отношений того периода.

С переходом экономики на рыночные отношения и особенно после принятия нового Уголовного кодекса РФ перед юридической наукой встала практическая задача осмысления криминологического содержания данного понятия.

К настоящему времени как в отечественной, так и в зарубежной литературе криминологической и уголовно-правовой науках еще не сложилось общепризнанного определения категории «экономическая преступность». Большинство авторов сходится во мнении о том, что границы этого социально-правового явления весьма размыты.

На этот счет В.В. Лунеев пишет, что экономические преступления являются частью преступности, непосредственно связанной с экономическими отношениями в стране и в мире. При этом понимание этой группы деяний еще более неопределенно, чем сама корыстная преступность, но тем не менее эти преступления во многих странах рассматриваются в виде относительно самостоятельной группы1.

В свою очередь Б. Свенсон прямо указывает на то, что понятие «экономическая преступность» не имеет четких уголовно-правовых границ2, тогда как A.M. Яковлев считает, что данное понятие охватывает разнообразные виды причинения вреда охраняемым законом экономическим интересам государства и граждан3.

Практически во всех случаях толкования категории «экономическая преступность» различными авторами общим является то, что экономические преступления интерпретируются как преступные посягательства, которые совершаются в сфере экономических отношений, объектом которых являются разного рода экономические отношения, а субъектами -лица, решающие вопросы экономических отношений или их осуществляющие4. К примеру, В.М. Есипов и Р.Н. Марченко определяют экономическую преступность, как деяния, направленные на получение экономического результата (через удовлетворение корыстного интереса), осуществляемого противоправным путем субъектами экономической деятельности1.

В то же время следует отметить, что некоторыми авторами предпринимались попытки отождествления экономической преступности с преступной экономической деятельностью по извлечению прибыли, удовлетворению корыстных интересов предпринимателей. В рамках данного подхода к категории экономических относились преступления, совершаемые лишь субъектами предпринимательства в сфере экономической деятельности и непосредственно в процессе хозяйствования2.

Действующий Уголовный кодекс в разделе VIII, в главах 21, 22 содержит 43 уголовно-правовых нормы, устанавливающие ответственность за преступления в области экономических отношений, в том числе на: - собственность; - отношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами разрешительной, контрольно-надзорной и иных функций регулирования предпринимательской деятельности; - интересы экономической системы страны в целом, а также интересы ее важнейших составных частей, а именно системы денежного обращения, кредитно-финансовых отношений; - законные материальные права, возникающие между коммерческими и некоммерческими организациями, государственными организациями и гражданами, нормальное функционирование товарного рынка; - оборот ценностей, имеющих важнейшее стратегическое значение; - действующий порядок налогообложения граждан и предупреждение неуплаты налогов.

Данный перечень, характеризующий систему преступлений в сфере экономической деятельности, равно как и содержание соответствующих норм УК РФ, наглядно демонстрирует широту защищаемых ими социальных ценностей. Это в свою очередь свидетельствует о емкости понятия «экономическая преступность», а также об исключительном разнообразии экономических отношений, которые могут быть дифференцированы по содержанию, характеру и сферам экономической деятельности.

Основной и наиболее важной составной частью системы экономических отношений принято считать отношения собственности, которые в условиях рыночных реформ представляют особый интерес.

Собственность как социальное явление и экономическая категория представляет собой триаду общественных отношений владения, пользования и распоряжения материальными благами, принадлежащими собственнику.

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст.ст.213, 214 и 215 выделяет следующие формы собственности и, соответственно, право на нее: - собственность граждан и юридических лиц (кроме государственных и муниципальных предприятий и учреждений); - государственную собственность (федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации); - муниципальную собственность, т.е. имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Конституция РФ в СТ.8 закрепляет принципиальное положение о том, что в России в равной степени гарантируется защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Любое хищение чужого имущества одновременно нарушает и соци-альноечсодержание отношения собственности, и его «правовую оболочку» в виде права собственности, которое также входит в сферу объекта уголовно-правовой охраны от корыстных посягательств.

Основные направления организации предупреждения экономической преступности на объектах потребительского рынка

В отечественной криминологической литературе встречается несколько понятий, используемых для определения процесса воздействия на преступность как социальное явление: борьба с преступностью, противодействие преступности, социальный контроль, превенция, предотвращение, предупреждение и профилактика преступности и др. Это, безусловно, не может не порождать многообразие подходов к пониманию сущности рассматриваемой деятельности и постоянные дискуссии по вопросам терминологии.

Не останавливаясь подробно на содержании перечисленных категорий, укажем, что, по мнению подавляющего большинства специалистов, наиболее удачным и в конечном итоге ставшим наиболее распространенным является понятие «предупреждение преступности». Последнее рассматривается в качестве главного направления и практической задачи государства и общества в сфере борьбы с антиобщественными преступными проявлениями и включает множество видов деятельности: мониторинг, анализ, прогноз преступности как социального явления, разработку и реализацию мер по ее предупреждению, а также выявление и устранение причин преступности, оказание профилактического воздействия на лиц с предкриминальным поведением, оказание помощи населению по защите от противоправных действий.

Под предупреждением преступности в криминологической литературе понимается «многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности»1. Данное, уже ставшее классическим, определение используется многими специалистами при проведении исследований, хотя и это понятие все же не является бесспорным.

Что же касается наиболее близкого по смысловому содержанию к рассматриваемому термину понятия «профилактика», то под последним понимается система мер, направленная как на выявление, ограничение и нейтрализацию факторов преступности, на снижение общественной опасности личности преступника, так и на устранение факторов, способствующих распространению отдельных видов преступлений2; деятельность социальных институтов по предохранению общества от негативных социальных последствий преступных проявлений. При этом некоторые авторы считают, что понятия «профилактика» и «предупреждение» являются равнозначными, и их можно употреблять как синонимы3.

Предупреждение экономической преступности в социально-правовом (широком) понимании - это активное использование государственными и общественными институтами исторически сложившейся системы объективных и субъективных предпосылок для сдерживания, противодействия и преодоления причин, условий и факторов, детерминирующих экономическую преступность и совершение конкретных преступлений в различных сферах экономической деятельности, в том числе и на потребительском рынке.

Как отмечают некоторые авторы, предупреждение преступлений в сфере экономики является неотъемлемой частью социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителей и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обуславливающих совершение ими преступлений.

Предупреждение преступности представляет собой совокупность элементов, включающую в себя: объекты предупредительной деятельности, ее основные уровни и формы, меры предупредительного воздействия, а также и субъекты, осуществляющие эту работу2. К объектам предупреждения прежде всего относятся социально-экономические, политические, психологические и многие другие факторы.

Объектом общего предупреждения экономических преступлений в сфере потребительского рынка служат криминогенные явления различного уровня, влияющие на масштаб преступности, ее динамику и структуру, а также на отдельные виды и группы преступлений.

В криминологической литературе предложены самые различные классификации мер социального предупреждения преступности: по уровню, целям и задачам их применения, масштабу реализации, по степени интенсивности воздействия, по правовой характеристике, по содержанию, по субъекту и объекту воздействия и другие варианты3.

Весьма распространенным считается подход, согласно которому основными составляющими системы предупреждения преступности являются: общие меры социального предупреждения преступности; организационные и правовые меры обеспечения социального предупреждения преступности; специальные меры социального предупреждения преступности1.

Наряду с этим, в криминологической литературе выделяются уровни на основе вертикальной дифференциации: первый уровень предусматривает решение крупных социальных, экономических и иных проблем жизнедеятельности общества путем совершенствования общественных отношений на данном этапе развития общества; второй - предполагает предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и слои населения; третий уровень непосредственно связан с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц, основной задачей которого является изменение системы ценностных ориентации человека.

Наибольшее значение для предупреждения экономической преступности в сфере потребительского рынка имеют общесоциальные меры, которые представляют собой крупномасштабный комплекс экономических, политических, культурно-воспитательных мер и служит базой для мер специальной и индивидуальной профилактики. Характеризуя их в целом, полагаем, что в настоящее время они должны быть направлены главным образом на: - создание условий для реализации творческого потенциала личности в области экономических интересов путем свободного выбора любых форм хозяйствования с использованием частной, коллективной или государственной собственности; - обеспечение равной правовой защиты предпринимательства в различных секторах экономики; - гарантированное государством невмешательство в хозяйственную деятельность собственников и коллективов; - изменение порядка взаимоотношений предприятий с государством и между собой в сторону построения хозяйственных связей на добровольной основе и др.

Характеристика системы субъектов предупреждения экономической преступности на потребительском рынке

Система субъектов предупреждения экономической преступности на потребительском рынке исторически сложилась в 20-30 гг. XX века и действовала в стране в течение последующих десятилетий, практически не подвергаясь реформированию. Однако уже в начале 90-х годов, с учетом требований новых экономических отношений, появилась острая необходимость в ее существенном обновлении и переориентации государственных органов, занимающихся вопросами потребительского рынка.

Эта проблемная ситуация в полной мере относится к правоохранительным органам, осуществляющих борьбу с преступными деяниями, которых предшествующее уголовное законодательство не знало. ,

В связи с этим структура государственных органов по предупреждению правонарушений и преступлений на потребительском рынке в 90-х гг. претерпела значительные изменения. Сложившаяся к настоящему времени в России система субъектов, призванных осуществлять противодействие преступности в этом секторе, в полном соответствии с разнообразием направлений деятельности в данной области является весьма сложным многосубъектным образованием.

Среди них автор выделяет три группы: - субъекты, функционирующие в системе государственной власти, чья деятельность связана с защитой порядка функционирования объектов потребительского рынка, законных прав как субъектов предпринимательской деятельности на потребительском рынке, так и миллионов потребителей;

Субъекты, функционирующие в системе правоохранительных органов, чья деятельность направлена на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономической деятельности на потребительском рынке;

Субъекты, чья деятельность основана на инициативе общественных организаций, и связана в основном с сугубо профилактической деятельностью, например, с организацией просвещения потребителей, изучением общественного мнения, предупреждением обмана покупателей и др.

Характеризуя компетенцию субъектов двух первых групп, относящихся к органам исполнительной власти, следует отметить, что для таких органов определение компетенции1 и ее юридическое закрепление позволяет четко регламентировать права и обязанности как органа в целом, так и должностных лиц.

Устанавливая компетенцию каждого из органов управления, государство тем самым производит своеобразное разделение труда между ними, с тем, чтобы были охвачены управлением все те участки жизни общества, которые в том нуждаются. Определяя компетенцию своих органов путем издания правовых норм, государство обеспечивает соблюдение устанавливаемых правовыми нормами правил поведения различных субъектов правоотношений в тех или иных ситуациях посредством организационных, правовых мер, включая меры дисциплинарного, административного, материального, уголовного и других видов воздействия.

С учетом понимания сферы потребительского рынка как области производства и торговли товарами, оказания возмездных услуг, выполнения работ, связанных с личным бытовым потреблением населения, и примыкающей к ней области охраны окружающей среды и здоровья населения при осуществлении такого потребления2, к первой группе государственных органов - субъектов предупреждения правонарушений и преступлений на потребительском рынке следует отнести прежде всего федеральные органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и государственного санитарно- эпидемиологического надзора, органы стандартизации и метрологии, ценовой политики, налоговые, лицензионно-регистрационные и антимонопольные органы, а также их территориальные (региональные и местные) образования.

Государственное регулирование в рассматриваемой сфере охватывает всю иерархию управления, в том числе и региональный уровень, наиболее приближенный к потребителю. Это позволяет экономическим и административным инструментарием регулировать процесс производства и потребления отечественных товаров, определять формирование товарного предложения на региональном потребительском рынке, устанавливать определенное соотношение между импортной продукцией и продукцией местного производства, поддерживать отечественного производителя, удешевлять и повышать качество реализуемых товаров.

Не вызывает сомнения, что действенность и эффективность работы системы органов - субъектов предупреждения преступности на потребительском рынке зависит в первую очередь от согласованного руководства и стабильной их работы на всех уровнях власти. Следует отметить, что на федеральном уровне с начала перестройки происходили многочисленные реорганизации как межотраслевых, так и отраслевых органов управления, что соответствующим образом отражалось на местном и региональном уровнях. Безусловно, постоянные изменения рассматриваемой подсистемы субъектов регулирования сферы потребительского рынка не могли позитивно повлиять на их деятельность и в конечном итоге в каждом случае приводили к потере управляемости в сфере производства и торговли товарами, оказания услуг и выполнения работ, неспособности государственных органов защитить права и безопасность граждан, организационно обеспечить предупредительное воздействие на потребительном рынке.

Общесистемный экономический кризис и последовавший за ним финансовый, бюджетный кризисы резко повысили значение регионального фактора в воспроизводстве продукции потребления. В связи с этим в настоящее время в иерархии системы регулирования потребительского рынка должны меняться акценты и перераспределяться регулирующие функции. Федеральный центр в соответствии с реализацией демократического принципа супсидиарности уже в настоящее время стал все большей степени передавать на региональный уровень ответственность и обязательства экономического и социального характера, которые раньше являлись прерогативой Федерации. И сегодня центр тяжести в принятии решений все более смещается в регион, повышается уровень самостоятельности региональных экономических образований и социально-экономических систем.

С учетом вышеизложенного значимость региональной экономической политики как системы ориентиров и правил экономического поведения в отношении проблем функционирования и развития отдельных регионов, их взаимодействия между собой будет постоянно возрастать. Очевидно упор в предупредительной деятельности также будет «перенацеливаться» на уровень субъектов РФ и муниципальный уровень.

Ярче всего это проявляется в процессе разработки и реализации различного рода муниципальных программ, в первую очередь по стабилизации ситуации на потребительском рынке. Это позволяет реально повышать качество жизни населения, поскольку только на уровне региона или города может быть определена вся совокупность общественных благ, способная обеспечить многочисленные, исторически сложившиеся потребности конкретного социального сообщества. Поэтому повышение эффективного механизма на уровне, максимально приближенном к населению, будут иметь наиболее очевидный результат, что в полной мере относится и к предупреждению экономических преступлений на потребительском рынке.