Отчисления есн. Что это такое Единый социальный налог (ЕСН)? Когда платить ЕСН

Как ИП, так и юридические лица, согласно законодательству РФ, обязаны платить такой налог, как ЕСН. При этом с данными платежами связано много нюансов, касающихся порядка исчисления и уплаты. По этой причине данному виду обложения стоит уделить особенное внимание.

В чем суть ЕСН

При помощи этого сокращения обозначается единый социальный налог, который является федеральным. Средства, взимаемые с его помощью, необходимы для качественной реализации прав граждан на пенсионное и государственное социальное обеспечение, равно как и на медицинскую помощь. ЕСН - это налог, направляющий средства в государственный бюджет и различные внебюджетные фонды (социальное, медицинское и пенсионное страхование).

При этом налогоплательщиков, подлежащих данному обложению, можно разделить на 2 вида:

  • работники (предприниматели, работающие самостоятельно, нотариусы и адвокаты, которые не используют возможность найма рабочей силы и осуществляют отчисления ЕСН со своих собственных средств);
  • работодатели (речь идет о предприятиях, а также ИП, которые имеют штат сотрудников и выплачивают налог с их доходов).

Как определяется налоговая база

Данный показатель определяют исходя из стоимостной оценки объекта налогообложения, которая была установлена НК.

Для налогоплательщиков, являющихся работодателями, налоговая база высчитывается как сумма выплат, которую можно определить в качестве объекта налогообложения и начисляется в пользу работников за конкретный период. В процессе определения налоговой базы, учитываться будут любые виды выплат, начисленные сотрудникам предприятия независимо от того, какую форму они имеют. Исключение составляют те выплаты, которые не признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 238 НК.

Важно понимать, что налог ЕСН претерпел некоторые изменения. Сейчас, в отличие от прежнего порядка отчислений средств во внебюджетные фонды, работодатели обязаны определять налоговую базу по каждому работнику отдельно.

Налогоплательщики-предприниматели, в свою очередь, должны определять в качестве базы доходы, полученные на протяжении налогового периода как в натуральной, так и в финансовой форме. При этом расчет ЕСН производится с учетом того факта, что данные средства были получены от любой профессиональной или предпринимательской деятельности за вычетом тех расходов, которые имели отношение к их извлечению.

При этом есть некоторые виды выплат, не подлежащие обложению ЕСН (ст. 238 НК). Речь идет об определенных компенсационных выплатах , суммах единовременной материальной помощи, государственных пособиях и др.

Стоит учитывать и тот факт, что ЕСН - это налог, подразумевающий наличие определенных льгот. Например, если полученные инвалидами I-III группы в течение налогового периода доходы, выплаты или различные вознаграждения не превышают отметку в 100 тыс. р., то необходимости в уплате ЕСН нет. Данный принцип справедлив и для организаций инвалидов, производящих выплаты любым физическим лицам в тех же размерах.

В качестве налогового периода стоит рассматривать календарный год. Отчетными периодами являются девять месяцев, полугодие и первый квартал.

Как определять плательщиков ЕСН

Подавляющее большинство плательщиков данного налога - это работодатели. Но определение данной категории, используемое в рамках действующего трудового законодательства и в целях уплаты ЕСН (1, ст 235) несколько отличаются. Поэтому стоит разобраться в том, кто является работодателем, обязанным платить ЕСН.

В данную группу можно включить следующие виды компаний и физлиц:

  • Иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ, через обособленное подразделение в том числе.
  • Должен быть начислен ЕСН, если физические и юридические лица задействуют трудовые ресурсы на основании гражданско-правовых отношений.
  • Статус работодателя присваивается тем российским организациям, которые являются юридическим лицом.
  • Предприниматели. Речь идет о физических лицах, которые осуществляют свою деятельность без юридического статуса. Это могут быть частные детективы, нотариусы и другие ИП, приравненные к нормам абз. 3 п. 2 ст. 11 НК.
  • Семейные и родовые общины малочисленных народов Севера, осуществляющие деятельность в рамках традиционных направлений хозяйствования, а также фермерства. Ставка ЕСН актуальна для них в том случае, когда привлекаются наемные работники и осуществляются выплаты физическим лицам.

Важным является следующая особенность данного налога: если субъект относится одновременно к двум группам плательщиков, то он должен платить налоги по каждому основанию.

Как влияет на обложение ЕСН упрощенная система

Если обратить внимание на статью 346. 11 НК РФ, то можно заметить, что законодательство России освобождает от уплаты ЕСН тех индивидуальных предпринимателей или организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения.

При этом ЕСН не платится как с различных вознаграждений и выплат, начисляемых физическим лицам, так и с тех средств, которые были получены в результате осуществления предпринимателем своей деятельности.

Вывод очень простой: ЕСН - это налог, который неактуален для тех, кто использует упрощенную систему обложения.

В том случае, если деятельность предпринимателя или организации подпадает под налог на вмененный доход для конкретных видов деятельности, то ЕСН также платить не нужно.

Ставка ЕСН

Для тех плательщиков, которые производят выплаты физическим лицам есть две актуальные шкалы регрессивных ставок:

  • Для сельскохозяйственных производителей, семейных общин народов Севера и организаций народных промыслов, которые развиваются в сфере традиционных отраслей хозяйствования.
  • Для ИП, физических лиц и организаций. Исключение составляют те работодатели, которые занимаются сельхозпроизводством и народным художественным промыслом. Общины Севера также попадают в категорию исключений.

Таблицы, в которых отображен процент ЕСН, находятся в свободном доступе, так что их без труда можно использовать для расчета налога.

Если речь идет о первой группе налогоплательщиков, приведенной выше, то в их случае действуют следующие проценты. Когда налоговая база ограничена 280 тыс. руб. - 20 %, от 280 000 до 60 000 ставка будет равна 50 000 руб. и 10 % с той суммы, которая превышает установленный лимит. Свыше 600 000 руб. ЕСН составляет 88 000 руб., а в случае превышения лимита в 600 тыс. - платить нужно 2,0 % с превышающей суммы.

Для тех организаций и предприятий, которые производят отчисления физическим лицам, действует несколько иная ставка. До 280 тыс. - 26 %, до 600 тыс. придется заплатить 78 тыс. руб. и 10 % с превышающей суммы, если речь идет о налоговой базе выше 600 тыс., то отчисления составят 104 800 и 2,0 % с той суммы, которая выходит за пределы лимита.

При помощи таких данных можно без трудна вычислить какой размер ЕСН нужно платить конкретному предприятию или ИП.

Ставки по единому социальному налогу для адвокатов и предпринимателей можно найти в пункте 3 статьи № 241 НК РФ.

Порядок исчисления налога

Условия исчисления сформулированы в статье 243-245 НК РФ. При этом стоит отметить, что ЕСН - это налог, сумму которого необходимо определять каждый месяц. Для этого нужно использовать данные по процентной ставке. Важно не забыть вычесть из получившейся суммы для отчисления в федеральный бюджет, взносы в ПФР. В свою очередь, тот платеж, который направляется в ФСС, нужно уменьшить на сумму больничных и прочих выплат в пользу работников. Важно обратить внимание на тот факт, что уменьшаться будет именно ежемесячный авансовый платеж.

Если затронуть тему больничных выплат и прочих расходов, которые покрывает ФСС, то стоит заметить, что в этом случае ЕСН нужно уменьшить на сумму, реально выплаченную в течение месяца.

Когда платить ЕСН

Для того чтобы производить выплаты правильно необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Платить ЕСН необходимо на основании итогов отчетного периода (3, 6, 9 месяцев) до 20 числа того месяца, который следует за отчетным периодом. При этом рассчитывается и уплачивается разница между суммами исчисленного и уплаченного ЕСН, после чего предоставляется расчет в налоговый орган.
  • Исчисление размера авансовых платежей происходит на основании итогов каждого месяца в рамках отчетного периода. При этом сам факт оплаты не должен быть произведен позже 15-го числа следующего месяца.
  • Сдача декларации происходит после подведения итогов налогового периода (имеется в виду год) не позже 30 марта.

На какие суммы не распространяется ЕСН

В статье 238 НК РФ отображен перечень тех выплат, которые не подлежат обложению ЕСН. К ним можно отнести государственные пособия, выплата которых происходит в соответствии с законодательством РФ и решениями правительственных органов в рамках местного самоуправления. От обложения также освобождаются пособия по уходу за больным ребенком, по временной нетрудоспособности, родам и беременности.

Не подлежат обложению ЕСН и любые компенсационные выплаты, имеющие отношение к увольнению работника, компенсации неиспользованного отпуска и возмещению вреда вследствие увечья или по другой причине с сопутствующим предоставлением бесплатного жилья и коммунальных услуг, а также топлива, продуктов питания и различных денежных возмещений.

Отчетность

Расчет по форме, которая была утверждена МФ РФ, должен предоставляться в налоговый орган не позже 20-го числа месяца, после завершения отчетного периода, всеми плательщиками ЕСН (1, ст. 235). В этой форме нужно отразить данные о начисленных и уплаченных суммах авансовых платежей. В отчете также должны присутствовать сведения о сумме налогового вычета, который использовал налогоплательщик и о размерах страховых взносов, уплаченных в этот же период.

Каждый квартал, не позже 15 числа, следующего за истекшим отчетным периодом, в региональные отделения ФСС должны быть предоставлены налогоплательщиками отчеты по форме, которую утвердил ФСС РФ. В этих отчетах отображаются сведения о суммах, использованных для выплаты пособий по беременности и родам, уходу за ребенком до момента достижения им возраст в 1,5 года, при рождении детей. В отчете нужно отобразить данные о пособиях по безработице, суммах, которые были расходованы на санитарно-курортное обслуживание работников, а также их семей.

Сдавать налоговую декларацию по ЕСН нужно до 30 марта того года, который следует за отчетным. Причем использовать необходимо форму № 21. Копию декларации с отметкой налогового органа или другим документом, который будет подтверждать факт сдачи отчетности, нужно предоставить в ПФ РФ не позже 3 июля.

Сложности в процессе исчисления ЕСН

Если работодатель не перечисляет или делает неполные отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для сотрудников своего предприятия, то работник вынужден столкнуться со следующими негативными последствиями:

  • заниженный размер накопительной и страховой части трудовой пенсии;
  • отсутствие возможности использовать средства пенсионных накоплений для инвестирования;
  • отсутствие стажа, который необходим для того, чтобы получить право на трудовую пенсию;
  • заниженная сумма расчетного пенсионного капитала на момент его индексации по причине несвоевременной уплаты страховых взносов.

Итогом нарушений, ведущих к таким последствиям, стала судебная практика подачи исков работников на страхователей. Суть требования в подобных ситуация была проста - уплатить взносы на обязательное пенсионное страхование.

Осуществление контроля за уплатой взносов

Факт отчисления суммы ЕСН контролируется налоговыми органами, на основании законодательства РФ. Непосредственно саму проверку факта уплаты производят должностные лица в рамках своей компетенции. Это означает возможность изучения данных отчетности и учета, получения объяснений плательщиков и налоговых агентов, а также осмотр территорий и помещений, которые используются для получения дохода. Такие же меры могут использоваться для того, чтобы осуществить контроль за уплатой страховых взносов.

Внимания заслуживает и тот факт, что закон позволяет взыскивать недоимки по страховым взносам, а также штрафы и пени без участия суда, посредством решения территориального органа ПФРФ. Такие меры могут быть использованы при следующих условиях:

  • если сумма, которую должен заплатить ИП не превышает отметку в 5000 рублей;
  • в случае когда страховой взнос юридических лиц ограничивается суммой в 50 000 руб.

Если же размер недоплаченных средств выше данных лимитов, то взыскание будет проводиться исключительно в судебном порядке.

Что касается внесудебных методик взыскания, то перед тем, как принимать конкретные меры, территориальный орган Пенсионного фонда должен направить страхователю письмо, содержащее требование, касающееся уплаты конкретных сумм.

В таком документе должны быть отображены данные относительно штрафов, пеней, суммы недоимки и сроков ее уплаты. Но решение территориального органа ПФРФ может быть приостановлено, если оно было обжаловано в вышестоящем органе страховщика.

В том случае, когда страхователь выбрал судебный порядок обжалования вместо административного, то исполнение решения, касающегося взыскания, приостанавливается только по инициативе суда.

Касаясь размера пеней важно отметить, что они не начисляются на ту часть недоимки, которая оказалась погашена страхователем по причине ареста имущества или приостановления операций.

Начисление пеней осуществляется за каждый день просроченной уплаты страховых взносов.

На основе изложенной выше информации нетрудно заметить, какой ЕСН непростой налог (имеется в виду порядок исчисления). Поэтому предпринимателям и юридическим лицам стоит основательно подходить к процессу его уплаты.

С 2018 года вступают в действие очередные изменения, которые отразятся на уплате ЕСН. Власти планируют осуществить налоговый маневр, снижая ставки страховых взносов. При этом другие налоги будут пропорционально увеличены, что позволит сохранить уровень налоговой нагрузки на бизнес. Эксперты отмечают несбалансированность действующей системы страховых отчислений, что создает серьезные риски для отечественной экономики.

Отечественная экономика нуждается в новых факторах роста, подчеркивают чиновники. Несмотря на окончание экономического кризиса, темпы роста ВВП остаются низкими, что может привести к затяжному периоду стагнации. Структурные реформы позволят ускорить рост российской экономики, считают представители Минэкономразвития. Одно из наиболее ожидаемых нововведений в 2018 году – налоговая реформа, которая затронет основные параметры фискальной системы.

В 2018 году изменения могут коснуться ЕСН, что позволит улучшить конкурентные позиции отечественной экономики. После выборов власти смогут запустить налоговый маневр, который приведет к суммарному снижению страховых взносов. При этом компенсатором выступит умеренное повышение НДС.

ЕСН включает три основные составляющие:

  • пенсионные взносы (22%);
  • ФОМС (5,1%);
  • социальное страхование (2,9%).

Если размер заработной платы превышает установленный норматив (более 870 тыс. руб.), то ставка отчислений в ПФР снижается до 10%. Кроме того, если зарплата превышает 755 тыс. руб., то на суму превышения не начисляются взносы в ФСС.

В результате суммарная нагрузка на работодателя достигает 30%. В Минфине рассматривают несколько сценариев реформы, которая отразится на изменении ставок ЕСН с 2018 года.

Варианты реформы: проблемы ФОМС

В следующем году общая нагрузка на работодателей может снизиться, подчеркивают в Минфине. Власти рассматривают варианты снижения страховых взносов, что станет дополнительным стимулом для роста отечественной экономики. Однако чиновники должны считаться с существующими экономическими реалиями.

Представители Минфина допускают несколько вариантов изменения таблицы коэффициентов ЕСН. В первую очередь чиновники вынуждены реагировать на нехватку средств в ФОМС, что является препятствием для реализации майских указов президента РФ. В результате власти планируют увеличить отчисления в ФОМС с 2019 года на 0,8%.

В правительстве подчеркивают необходимость увеличить отчисления на медицинское страхование. В противном случае власти не смогут обеспечить повышение заработных плат врачей, что зафиксировано в майских указах. Кроме того, чиновники учитывают возможные риски для представителей бизнеса. Если первоначальная версия реформы предполагала повышение отчислений на 4%, то после обсуждений данный показатель был уменьшен до 0,8%.

Повышение взносов в ФОМС до 5,9% приведет к увеличению поступлений на 190 млрд руб., подчеркивают чиновники. В результате повышение зарплат врачей будет профинансировано в полной мере, а дефицит фонда будет сведен к минимуму. Кроме того, в Минфине рассматривают варианты корректировок пенсионных взносов, которые могут стартовать в следующем году.

Перспективы налогового бремени

В Минфине планировали отменить предельный порог при уплате страховых взносов в ПФР, что позволило бы снизить дефицит бюджета фонда. Представители ведомства подчеркивали, что взносы по ставке 22% должны уплачиваться со всей суммы зарплаты, что соответствует принципу социальной справедливости. Однако данная мера не нашла поддержки среди правительства. Действующий мораторий на увеличение налогового бремени вынуждает чиновников искать другие варианты увеличения бюджетных поступлений.

В рамках другой инициативы Минфина единый социальный налог с 2018 года может быть существенно сокращен, при этом снижение поступлений по ЕСН будет компенсировано за счет повышения ставок по НДС. Снижение страховых взносов приведет к сокращению теневого сектора экономики, подчеркивает глава ведомства Антон Силуанов. Согласно расчетам Минфина, суммарная нагрузка на работодателя может быть снижена до 22%.

Слишком большая налоговая нагрузка на работодателя негативно отражается на инвестиционной привлекательности российской экономики, уверены чиновники. Представители Минфина подчеркивают – действующая система страховых взносов препятствует восстановлению экономического роста. Кроме того, создаются дополнительные стимулы для выплат зарплат в конвертах, что приводит к снижению бюджетных поступлений.

Компенсатором налогового маневра станет повышение ставки НДС до 22%. В результате часть налогового бремени будет переложена с работодателей на конечных потребителей. Данная реформа соответствует рекомендациям МВФ и будет способствовать улучшению позиций отечественных экспортеров. Фактически будет достигнут эффект налоговой девальвации — российские товары получат дополнительные преимущества на международных рынках.

Эксперты отмечают плюсы и минусы ожидаемой реформы ЕСН в 2018 году, подчеркивая уязвимость отечественных компаний после окончания кризиса.

Цель маневров

Эксперты негативно оценивают намерения Минфина увеличить страховые взносы. Повышение отчислений в ФОМС на 0,8% и применение единой ставки для всей зарплаты отразятся на ухудшении финансового положения представителей бизнеса. При этом многие компании еще не оправились после экономического кризиса. В результате сроки восстановления экономики растянутся на более длительный период.

Власти не должны перекладывать все расходы на плечи бизнеса, считают эксперты. Подобный подход чреват системным кризисом российской экономики, выйти из которого удастся только после существенного роста цен на нефть.

Маневр, связанный со снижением взносов за счет увеличения ставки НДС, имеет ряд преимуществ. Сокращение прямых налогов на труд станет дополнительным стимулом для работодателей. Кроме того, в выигрышном положении окажутся компании, ориентированные на экспорт. В результате произойдет снижение себестоимости российских товаров на международных рынках, что расширит возможности экспортеров.

Еще одно преимущество маневра – создание условий для легализации зарплат. Снижение ставки будет стимулировать работодателей официально выплачивать заработную плату, что будет компенсировать абсолютное снижение процента страховых взносов.

Помимо стимулирования экономического роста, реформа системы страховых взносов должна решить проблему сбалансированности бюджетов, считают эксперты. В противном случае нарастающий дефицит ПФР и ФОМС может привести к коллапсу системы социального обеспечения. При этом правительство может не только увеличивать поступления, но и оптимизировать затраты.

Реформа пенсионной системы должна включать изменение ключевых параметров начисления выплат, в том числе корректировку пенсионного возраста. Только комплексный подход, направленный на снижение расходов ПФР, позволит сбалансировать бюджет фонда в среднесрочной перспективе.

Единым социальным налогом облагаются доходы в виде заработной платы, а также получаемые при осуществлении предпринимательской деятельности. Налог включает отчисления в федеральный бюджет, фонд социального социального страхования РФ, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. ЕСН начисляется по регрессивной шкале, то есть чем больше сумма дохода, тем меньше ставка единого социального налога. Пониженные ставки применяются, если налогооблагаемый доход за текущий год превышает 280000,00 рублей. Отдельная шкала расчета ЕСН разработана для шести категорий налогоплательщиков: предприятия, выплачивающие заработную плату на общих основаниях, сельхозпроизводители, предприниматели, адвокаты и нотариусы, предприятия, работающие в особых экономических зонах и фирмы-разработчики информационных технологий.

ЕСН на зарплату сотрудников предприятий не выше 280000,00 рублей начисляется в размере 26%, из которых 20% идет в федеральный бюджет, 2,9% – в фонд социального страхования, 3,1% – в федеральный и территориальный фонды медицинского страхования. Если доход выплачивается в интервале от 280000,00 по 600000,00 рублей, то ЕСН составит 72800,00 + 10% на сумму, превышающую 280000,00. В случае начисления заработной платы более 600000,00 применяется ставка 104800,00 + 2% с суммы свыше 600000,00. ЕСН в размере 20% начисляют предприятия-сельхозпроизводители, а также организации народных промыслов и общин коренных малочисленных народов Севера. На сумму дохода свыше 280000,00 начисляется 56000,00 + 10% с превышения, а с дохода более 600000,00 – 88000,00 + 2%. Распределение ЕСН для этой категории следующее: 15,8% – федеральный бюджет, 1,9% – фонд социального страхования, 2,3% – федеральный и территориальный фонды медицинского страхования.


Налог с применением пониженной ставки 14% уплачивается предприятиями, которые осуществляют деятельность на территории особых экономических зон. На доход от 280000,00 ЕСН начисляется в размере 39200,0 + 5,6%, а свыше 600000,00 – 57120,00 + 2% с суммы превышения. Налог, начисляемый на эту категорию налогоплательщиков, в полном объеме идет в федеральный бюджет.


Предприниматели с собственного дохода уплачивают 10% единого социального налога, 7,3% из которого идет в федеральный бюджет, 2,7% – в федеральный и территориальные фонды медстрахования. На доход более 280000,00 действует ставка 28000,00 + 3,6%, а свыше 600000,00 – 39520,00 + 2% на сумму превышения.


Для адвокатов и нотариусов установлен ЕСН на уровне 8%: 5,3% платежей в федеральный бюджет и 2,7% в фонды медицинского страхования. С суммы более 280000,00 юристы уплачивают 22400,00 + 3,6%, а если доход превысил 600000,00 – 33920,00 + 2%.


Отдельная шкала налогообложения разработана для предприятий сегмента информационных технологий. Ставка ЕСН 26% и распределение суммы налога между фондами и бюджетом полностью совпадает со шкалой налогообложения сотрудников предприятий. Однако минимальная сумма для применения регрессивной ставки значительно меньше – 75000,00 рублей. Таким образом, доход свыше этой цифры облагается по следующей формуле: 19500,00 + 10% с суммы превышения. Если доход выше 600000,00, то ЕСН будет равен 72000,00 + 2%.


Регрессивный метод расчета единого социального налога позволяет оптимизировать процесс налогообложения, в зависимости от размера доходов.


Социальный налог - это термин, который применяется в Казахстане и некоторых других странах. Данный вид налогообложения имеет отношение к субъектам, совершающим хозяйственную деятельность на территории РК. В январе 2018 года в законодательную базу касательно социального налога были внесены изменения.

Пересмотрены налоговые ставки, что должны взять во внимание сотрудники компаний и предприятий, занимающиеся ежемесячным отчислением средств в государственные фонды.

По состоянию на 2019 год социальный налог (СН) государство обязывает перечислять из своих доходов следующих субъектов государства:

  1. Юридических лиц.
  2. Профессиональных медиаторов.
  3. Адвокатов.
  4. Частных судебных исполнителей.
  5. Частных нотариусов.
  6. Индивидуальных предпринимателей.

В категорию, которой вменяется в обязанности производить ежемесячные социальные отчисления, могут входить структурные подразделения юридических лиц, в зависимости от доходов, получаемых его сотрудниками.

Законом также предусмотрен перечень хозяйственных субъектов РК, которые не являются плательщиками данного вида платежей в полной мере. К таковым относятся:

  • Специализированные предприятия, открытые для трудоустройства лиц с различными физическими нарушениями: потерявшие зрение, слух, речь; с отклонениями в работе опорно-двигательной системы и т. п.
  • Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).

Более подробно про специальные налоговые режимы в 2019 году предлагаем ознакомиться в следующем видео:

Что представляет собой объект данного вида налогообложения

Для всех перечисленных в предыдущем пункте субъектов, за исключением юридических лиц, объектом СН является количество людей, которые на отчётный период трудятся в штате предприятий. В это количество входят и сами плательщики соцналога.

Что касается юридических лиц, для них объектом налогообложения служат расходы, которые выплачиваются сотрудникам и уже с их стороны рассматриваются как доходы.

В данном случае не берутся во внимание следующие виды доходов:

  • выплаты, произведённые из средств, полученных по грантам;
  • взносы на ОСМС (вступит в силу с 2020 года);
  • ОПВ сотрудников;
  • доходы, о которых говорится в П.1 341 НК РК, за исключением пп. 10 (скачать можно ).

Изменения, внесённые в налоговое законодательство РК в 2018 году, коснулись выплат компенсационного характера, выплачиваемых гражданам в случае расторжения трудового контракта, а также за неиспользованные дни ежегодного отпуска.

С 2018 года и они подлежат социальному налогообложению.

По закону Республики Казахстан, если облагаемый СН объект будет менее 1 МЗП, налог следует исчислять от 1 МПЗ.

Налоговые ставки в 2019 году для СН

Согласно изменениям текущего года начиная с января и вплоть до 01.01.25, ставка НС будет равняться 9,5%. С 01.01.25 она будет увеличена до 11%. Данное требование не относится к ИП, которые работают по СНР. Эта категория рассчитывается с государством по отдельной формуле.

Плательщики СН, не являющиеся юридическими лицами, производят исчисления налога 1 МРП (месячный расчётный показатель) за каждого сотрудника и 2 МРП за себя.

В том случае, когда ИП в отчётный период не получал доходов, он освобождается от необходимости уплаты социального налога. Это же относится и к налогоплательщикам, приостановившим предоставление отчётности в налоговые органы.

Другие налоговые ставки для СН

Как уже было отмечено выше, ставка 9,5% предусмотрена не для всех хозяйственных субъектов Республики Казахстан. А также применяются ставки:

  • 4,5%;
  • 6,5%;
  • 20% от МРП.

4,5% платят специализированное организации, в которых трудоустроены инвалиды, потерявшие зрение, слух, речь или имеют нарушения в опорно-двигательной системе. Данную категорию предприятий определяет Налоговый Кодекс РК, Статья 135, пункт 3 (скачать можно ).

6,5% должны перечислять в казну государства юридические лица, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью и рыболовством. Эта категория также выделена в Налоговом Кодексе страны в статье 147, пункте 2 (скачать ).

В статьях 358 (П.4) и 445 () говорится о налогоплательщиках, на которых возлагается обязанность платить 20% от МРП. Это индивидуальные предприниматели (крестьянские и фермерские хозяйства), которые применяют СНР. Отчисления делаются за каждого работника хозяйства, за гражданина его возглавляющего и совершеннолетних членов его семьи, проживающих вместе с ним.

Как производятся уплата и исчисление

Расчет социального налога производится следующим образом:

налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект

Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».

Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.

Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.

Юридические лица могут воспользоваться одним из 2 способов начислений СН:

  1. По СНР, когда составляется упрощённая декларация.
  2. По стандартной общепринятой схеме.

ИП также могут действовать по одной из 2-х предусмотренных для них схем:

  1. С упрощённой декларацией по СНР.
  2. Налоги начисляются по стандартным расчётам, предусмотренным для ИП.

Второй способ делает возможным использование коэффициентов МРП (если организация зарегистрирована как физическое лицо).

Для расчётов можно использовать онлайн-калькулятор, с помощью которого проще выбрать оптимальный вариант.