Принципы формирования регионального бюджета. Глава IX

Основной метод составления регионального бюджета - сценарное прогнозирование, суть которого состоит в рассмотрении нескольких вариантов развития экономики региона.

Один из вариантов базируется на предпосылке, что ход развития регионального сообщества не будет нарушаться изменениями внутриполитической ситуации в стране, что позволит за год достичь стабилизации финансового и хозяйственного положения дел. Другой вариант предполагает действие негативных факторов, препятствующих стабилизации положения дел в экономике региона.

Контроль за исполнением бюджета осуществляется местными органами КРУ Минфина. Кроме того, региональная администрация осуществляет и текущий контроль, в частности проводятся оперативные проверки целевого использования выделенных бюджетных средств.

Региональные бюджетные системы включают в себя местные бюджеты. Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляется органами местного самоуправления.

Местные бюджеты финансируют местные расходы, которые, особенно в сельских районах, имеют для населения большое значение. Это главным образом социальные запросы населения: здравоохранение, образование, жилищное строительство, строительство и эксплуатация дорог местного значения, благоустройство, социальное обеспечение, торговля и общественный порядок.

Основой установления ответственности и объема расходов местных органов является степень общегосударственной значимости тех или иных расходов. Часть расходов государством признается обязательными на всей территории страны и закрепляется в законодательном порядке за местными властями. Эти расходы находятся под особым контролем центра и, если не хватает местных доходов, финансируются из вышестоящего бюджета. Другая часть расходов определяется в рамках законодательства местными властями самостоятельно и финансируется только из собственных средств.

В одних странах местные расходы финансируются в основном за счет дотаций (субсидий, субвенций) от вышестоящих органов власти, в других - за счет поступлений местных налогов, которые более разнообразны, чем основные налоги, формирующие центральный бюджет. Разнообразие относится не только к наименованиям налогов, но и к способам их установления, исчисления. На местные налоги сильное влияние оказывают исторические традиции, что часто делает невозможным механическое заимствование местных налогов одной страны для другой.

Местными являются налоги, которые устанавливаются самостоятельно органами местного самоуправления и платежи по которым полностью поступают в местные бюджеты.

В этом смысле в России многие местные налоги, например, налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, не являются «местными налогами» в полном смысле, так как они устанавливаются федеральными органами власти и, более того, не полностью поступают в местные бюджеты.

По структуре, перечню элементов, выполняемым функциям, видам доходов, их перераспределению, способу построения местные бюджетные системы во многом аналогичны региональным.

В основу построения бюджетов и внебюджетных фондов органами власти закладываются принципы реальности, гласности, единства и полноты. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций правительства, соответствие утвержденным по бюджету суммам. Принцип гласности предусматривает доступ представителей общественности к бюджетной документации и результатам исполнения бюджета. Принципы единства и полноты означают сосредоточение в бюджетах и во внебюджетных фондах всех производимых органом власти расходов и собираемых доходов, наличие единой бюджетной системы в государстве, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

Во многих странах мира законодательно определено, что собственные доходы местных бюджетов не могут быть отчуждены и что местные органы власти в отличие от региональных и государственных обязаны придерживаться плана доходов и расходов бюджета, не допуская превышения доходов над расходами.

  • III. Степени сравнения прилагательных и наречий, порядок слов в английском предложении, типы вопросов.
  • q]1:1: Закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства на мировом рынке являются объектом изучения
  • VIII. пОрядок защиты курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы
  • Составление проектов бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований - исключительная прерогатива органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и соответствующих органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов этих уровней осуществляют финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

    Если порядок составления проекта федерального бюджета определен Бюджетным кодексом РФ, то порядок составления проекта бюджета субъекта Федерации и проекта бюджета муниципального образования наряду с основами составления проектов бюджетов, определенными БК РФ, устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации и правовыми актами органа местного самоуправления.

    Основной метод составления регионального бюджета - сценарное прогнозирование, суть которого состоит в рассмотрении не скольких вариантов развития экономики региона. Один из вариантов базируется на предпосылке, что ход раз вития регионального сообщества не будет нарушаться изменениями внутриполитической ситуации в стране, что позволит за год достичь стабилизации финансового и хозяйственного положения дел. Другой вариант предполагает действие негативных факторов, препятствующих стабилизации положения дел в экономике региона.

    Региональные бюджетные системы включают в себя местные бюджеты. Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляется органами местного самоуправления. Местные бюджеты финансируют местные расходы, которые, особенно в сельских районах, имеют для населения большое значение. Это главным образом социальные запросы населения: здравоохранение, образование, жилищное строительство, строительство и эксплуатация дорог местного значения, благоустройство, социальное обеспечение, торговля и общественный порядок. Основой установления ответственности и объема расходов местных органов является степень общегосударственной значимости тех или иных расходов.

    Часть расходов государством признается обязательными на всей территории страны и закрепляется в законодательном порядке за местными властями. Эти расходы находятся под особым контролем центра и, если не хватает местных доходов, финансируются из вышестоящего бюджета. Другая часть расходов определяется в рамках законодательства местными властями самостоятельно и финансируется только из собственных средств. В одних странах местные расходы финансируются в основном за счет дотаций (субсидий, субвенций) от вышестоящих органов власти, в других - за счет поступлений местных налогов, которые более разнообразны, чем основные налоги, формирующие центральный бюджет. Разнообразие относится не только к наименованиям налогов, но и к способам их установления, исчисления. На местные налоги сильное влияние оказывают исторические традиции, что часто делает невозможным механическое заимствование местных налогов одной страны для другой. Местными являются налоги, которые устанавливаются самостоятельно органами местного самоуправления и платежи по которым полностью поступают в местные бюджеты. В этом смысле в России многие местные налоги, например, налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, не являются «местными налогами» в полном смысле, так как они устанавливаются федеральными органами власти и, более того, не полностью поступают в местные бюджеты.


    2. Кредитная система Российской Федерации. Денежно-кредитная политика государства: сущность, цели, содержание. Центральный банк РФ, его взаимодействие с коммерческими банками.

    Кредитная система – это совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.

    Современная кредитная система, с институциональной точки зрения, представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики. Кредитная система служит мощным фактором концентрации производства и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике государства.

    Структура кредитной системы России:
    1. Центральный банк
    2. Банковская система:
    коммерческие банки
    сберегательные банки
    ипотечные банки
    3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты
    страховые компании
    инвестиционные фонды
    пенсионные фонды
    финансово-строительные компании
    прочие

    Денежно-кредитная политика государства: сущность, цели, содержание.

    В отличие от фискальной политики, имеющей дело с бюджетными переменными, суть денежно-кредитной политики сводится к управлению денежной массой страны.

    Конечные цели денежно-кредитной политики такие же, как и фискальной (рост, занятость, цены и т.п.). Промежуточные же цели отличаются. Непосредственными целями денежно-кредитной политики являются:

    Изменение денежной массы на определенную величину;

    Достижение заданной ставки процента;

    Достижение определенных параметров кредитования экономики.

    Для достижения промежуточных целей имеется три основных инструмента:

    Операции на открытом рынке;

    Изменение учетной ставки процента;

    Изменение нормы минимального резервного покрытия.

    Операции на открытом рынке сводятся к тому, что центральный банк страны продает или покупает государственные облигации. В результате этих операций в обращение либо поступают дополнительные деньги, либо из обращения изымаются.

    Изменение учетной ставки влияет на денежную массу, потому что коммерческие банки для своих кредитных операций сами берут деньги в долг у центрального банка под проценты. Повышая учетную ставку, центральный банк вынуждает и коммерческие банки повышать ставки процента. В результате денежные средства становятся менее доступными.

    Изменение нормы минимального резервного покрытия ведет к тому, что коммерческим банкам либо не хватает резервов, либо их слишком много.

    Отсюда количество денег в обращении либо сокращается, либо увеличивается.

    Как и в случае с фискальной политикой, различают следующие виды денежно-кредитной политики:

    а) экспансионистскую и рестрикционную;

    б) дискреционную и автоматическую.

    Экспансионистская денежно-кредитная политика направлена на увеличение деловой активности и, соответственно, рост национального дохода путем увеличения количества денег в обращении.

    Рестрикционная денежно-кредитная политика, напротив, имеет своей целью сокращение деловой активности и национального дохода путем сокращения количества денег в обращении.

    Классификация денежно-кредитной политики по принципу «дискреционная – автоматическая» высвечивает другой аспект. Денежно-кредитная политика, проводимая на основе специальных решений денежных властей, называется дискреционной. Автоматическая денежно-кредитная политика связана с действием встроенных стабилизаторов.

    Региональные бюджеты являются центральным звеном региональных финансов. Как и бюджеты других уровней бюджетной системы, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) обладает такими существенными признаками, как временная характеристика, денежная форма, обязательность исполнения по доходам и расходам, правовое оформление создания и реализации и др. Вместе с тем он имеет и специфические черты, обусловленные его принадлежностью к региональному уровню бюджетной системы.

    Специфика регионального бюджета состоит в том, что он концентрирует финансовые ресурсы, направляемые на развитие экономики и социальной сферы региона. Кроме того, существенные особенности региональных бюджетов проявляются в их особой роли в системе межбюджетных отношений, связанных с разграничением доходов и расходных обязательств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, формами и методами межбюджетного регулирования. Бюджеты субъектов РФ, с одной стороны, могут получать межбюджетные трансферты из федерального бюджета, а с другой - из их средств предоставляются безвозмездные перечисления местным бюджетам.

    Региональный бюджет по своей экономической сущности выступает как совокупность денежных отношений, связанных с перераспределением валового регионального продукта, формированием финансовых ресурсов органов государственной власти в виде фонда денежных средств и его использованием для удовлетворения общественных потребностей на уровне региона.

    Экономическая сущность регионального бюджета выражается в его функциональном назначении: перераспределении валового регионального продукта с целью предоставления органам государственной власти субъекта РФ финансовых ресурсов путем формирования фонда денежных средств, обеспечивающего реализацию их задач; государственном регулировании и стимулировании экономики региона; финансовом обеспечении региональной социальной политики; контроле за социально-экономическим развитием региона посредством формирования и использования централизованного фонда денежных средств.

    По материальному воплощению региональный бюджет представляет собой фонд денежных средств, который выступает как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти субъекта РФ.

    По организационно-правовой форме региональный бюджет - это финансовый документ, разрабатываемый и утверждаемый в форме законов субъектов РФ.

    Согласно БК РФ каждый субъект РФ имеет собственный бюджет, а также бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта РФ предназначен для исполнения его расходных обязательств.

    В зависимости от особенностей государственного и административно- территориального устройства страны различают следующие виды региональных бюджетов: республиканские, краевые, областные, автономной области, окружные автономных округов, городские городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя).

    Важно знать!

    Виды и количество региональных бюджетов в Российской Федерации определяются ее государственным и административным устройством, закрепленным Конституцией РФ. В 1993 г., когда была принята действующая Конституция, количество субъектов РФ составляло 89. С 1 марта 2008 г. после объединения ряда регионов их общее число сократилось до 83. С 18 марта 2014 г. после присоединения Республики Крым к России и образования двух новых субъектов (Республика Крым и город федерального значения Севастополь) в Российской Федерации насчитывается 85 субъектов. Региональные бюджеты РФ представлены 22 республиканским, 9 краевыми, 46 областными, 1 областным бюджетом автономной области, 4 окружными и 3 бюджетами городов федерального значения.

    Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

    В соответствии с БК РФ бюджет имеет свою структуру. Основными составляющими элементами бюджета являются его доходы и расходы.

    Принципы формирования и исполнения региональных бюджетов определяются общими принципами бюджетной системы РФ, установленными в гл. 15 БК РФ с учетом специфики региональных бюджетов.

    Региональные бюджеты: принципы формирования и расходования

    региональный бюджет финансы налог

    Доходы и расходы региональных (местных) бюджетов определены бюджетами соответствующих региональных (территориальных) органов управления. Порядок формирования и утверждения региональных (местных) бюджетов регламентируется законодательно и определяется функциями региональных (территориальных) органов управления.

    Поэтому расходы региональных (территориальных) органов управления являются определяющими для формирования доходной части бюджета.

    Основными принципами формирования бюджета любого уровня самоуправления являются принцип обеспечение общей сбалансированности бюджета и принцип полноты бюджета. В бюджете должны быть отражены все предполагаемые расходы и доходы.

    Центральные власти могут принимать участие также в корректировке региональных (местных) бюджетов в части, бюджетных налоговых поступлений с учетом уровня дохода на человека в различных административно-территориальных единицах. Часть налоговых поступлений региональных (местных) бюджетов территорий с высоким уровнем дохода на человека может изыматься центральной властью и перераспределяться в пользу региональных (местных) бюджетов территорий, где среднегодовой доход на человека ниже среднего. Таким образом, осуществляется выравнивания уровней экономического и социального развития территорий.

    Доходы региональных (местных) бюджетов

    Доходы региональных (местных) бюджетов формируются за счет:

    * местных налогов и сборов,

    * неналоговых доходов,

    * поступлений из вышестоящих бюджетов.

    Местные налоги и сборы являются базовым источником для формирования отдельных региональных (местных) бюджетов. Реальное соотношение всех источников в формировании отдельных региональных (местных) бюджетов определяется функциями региональных (местных) органов управления, потенциальными возможностями получения дохода за счет местных налогов, а также возможностями вышестоящих органов власти финансировать нижестоящие региональные (местные) бюджеты.

    Поступления из вышестоящих бюджетов осуществляются в случае недостатка собственных финансовых ресурсов для формирования региональных (местных) бюджетов необходимых для финансирования местных мероприятий или региональных разделов государственных программ, например, развития дорог, здравоохранения, охраны окружающей среды.

    Поступления из вышестоящих бюджетов осуществляются в виде отчислений от суммы отдельных налогов, мобилизируемых на территории, а также дотаций и субвенций и могут составлять до 60% доходной части региональных (местных) бюджетов.

    Неналоговые доходы региональных (местных) бюджетов:

    * доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности,

    * арендные доходы,

    * денежные сборы,

    * пошлины,

    * добровольные взносы предприятий и населения.

    Удельный вес неналоговых доходов в финансах региональных (местных) бюджетов составляет от 10 до 30 % общих доходов бюджета.

    Расходы региональных (местных) бюджетов

    Основные расходы региональных (местных) бюджетов - это расходы на:

    * на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство),

    * здравоохранение,

    * образование,

    * погашением займов и выплат процентов по ним,

    Расходы региональных (местных) бюджетов зависят от бюджетной политики государства и степени децентрализации управления социальной сферой. Финансирование социальных программ - это наиболее крупная часть бюджетных расходов и является решающим фактором для аккумулирования финансовых ресурсов в бюджете соответствующего уровня финансовой ответственности. В ряде европейских стран на финансирование социальных программ расходуется больше средств из региональных (местных) бюджетов, чем из центрального бюджета, например, в Германии, Норвегии, Финляндии.

    Расходы региональных (местных) бюджетов подразделяют на:

    * текущие или эксплуатационные,

    * инвестиционные или капитальные вложения.

    И, соответственно, формируются бюджет текущих затрат и бюджет развития.

    Бюджет текущих затрат, как правило, финансируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Основными источниками для финансирования бюджета развития являются субвенции, местные займы, пожертвования.

    Региональные (местные) финансы

    ХХI веке процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении осуществляется параллельно с регионализацией экономических и социальных процессов. Одним из основных компонентов современного демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое населением через избираемые представительные органы местного самоуправления. Для выполнения своих функций органы местного самоуправления должны обладать определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

    Региональные (местные) финансы формируют, прежде всего, с целью финансирования мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения данного региона, в т.ч. для финансирования муниципального образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства, содержания дорог. Круг финансируемых мероприятий может расшириться, в зависимости от функций делегированных местным органам самоуправления центральной властью.

    Таким образом, региональные (местные) финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие регионов (территорий).

    В Украине к региональным (местным) финансам относят:

    * бюджет Крымской АР,

    * областные бюджеты,

    * городские бюджеты,

    * районные бюджеты,

    * районные в городах бюджеты,

    * поселковые бюджеты,

    * сельские бюджеты

    * финансы коммунальных субъектов хозяйствования,

    * внебюджетные фонды местных органов самоуправления.

    Роль региональных (местных) финансов постоянно усиливается, а сфера их применения расширяется. Во многих странах региональные (местные) финансы составляют превалирующую часть финансовых ресурсов государства. Демократические государства предпочитают проводить социальную политику посредством региональных (местных или территориальных) финансов. Политика финансирования региональных финансов активно используется для выравнивания уровней экономического и социального развития территорий.

    Налоговая система РФ

    В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и »система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.

    Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

    Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

    * виды налогов и сборов;

    * основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    * принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

    * права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

    * формы и методы налогового контроля;

    * ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

    * порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

    Принципы налоговой системы Российской Федерации

    Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовыеакты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

    1. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

    2. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).

    3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

    4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

    5. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

    6. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.

    7. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

    8. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ

    Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

    К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:

    * организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

    * организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;

    * налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

    * таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

    Виды налогов и сборов в России

    В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

    При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

    объект налогообложения;

    * налоговая база;

    * налоговый период;

    * налоговая ставка;

    * порядок исчисления налога;

    * порядок и сроки уплаты налога.

    Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Федеральные налоги и сборы

    Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

    * налог на добавленную стоимость;

    * налог на доходы физических лиц;

    * налог на прибыль организаций;

    * налог на добычу полезных ископаемых;

    * водный налог;

    * сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    * государственная пошлина.

    Региональные налоги

    Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

    К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

    * налог на имущество организаций;

    * налог на игорный бизнес;

    * транспортный налог.

    Местные налоги

    Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

    Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).

    К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

    * земельный налог;

    * налог на имущество физических лиц.

    Специальные налоговые режимы

    Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

    К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):

    * система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    * упрощенная система налогообложения;

    * система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

    * система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Бюджет – это форма планового отчета, которая определяет потребность в сырье и материалах, трудовых и финансовых ресурсах.

    Основными принципами формирования бюджета являются:

    1) бюджетная интеграция (объединение частных бюджетов в общую систему бюджетов на основе плановых расчетов)

    2) принцип последовательности (составление сводного бюджета происходит в соответствии с определенной схемой, исходным этапом которой является бюджет продаж)

    3) использование норм и нормативов

    4) принцип сводного бюджетирования (сводный бюджет основан на системе составления частных бюджетов)

    5) принцип методической сопоставимости (для обеспечения качественного анализа и контроля необходимо обеспечить единство методик сравнения фактических и запланированных показателей

    На бюджетирование деятельности предприятия влияет масштаб предприятия. Чем крупнее, тем сложнее организационная структура и тем более важна координация между ЦО.

    Необходимость бюджетирования зависит от готовности к нему руководством, что определяется целями его деятельности.

    Также на бюджетирование оказывает влияние особенности выпускаемой продукции и технологический процесс.

    Операционные бюджеты составляются для ЦО (частные бюджеты).

    На предприятии необзятельно формировать полную систему бюджетов, все зависит от особенностей деятельности предприятия и некоторые бюджеты могут отсутствовать.

    Полная система бюджетов включает в себя:

    1) бюджет продаж

    2) бюджет производства

    3) бюджеты расходов и закупок сырья и материалов

    4) бюджет затрат труда

    5) бюджет общепроизводственных расходов

    6) бюджет коммерческих расходов

    7) бюджет общехозяйственных или управленческих расходов

    Различают следующие виды бюджетов:

    1) приростные бюджеты (основа – прирост; формируется на основе текущих бюджетов или результатов деятельности в предыдущий период; применение этого метода может обернуться неэффективной деятельностью предприятия в целом и ЦО

    2) бюджетирование «с нуля» (плановые показатели не зависят от достигнутого уровня, поэтому здесь исключается неэффективная деятельность за прошедший период; этот метод можно рассматривать как метод стимулирования поиска альтернативных вариантов достижения поставленных целей, дает возможность планирования в принципиально новых видах – сферах деятельности предприятия)

    Генеральный бюджет торговой организации

    Генеральный бюджет включает в себя 3 вида бюджетов:

    1. операционный бюджет

    a. процесс составления операционного бюджета состоит из нескольких этапов, которые соответствуют определенному типу или названию бюджета:



    i. этап составления бюджета продаж – определяется возможностями организации (это внутренний фактор), но в большей степени возможностями сбыта товара на рынке. Цель бюджета – рассчитать объем продаж по каждому виду товаров. Бюджет продаж рассчитывают в соответствии с маркетинговой стратегией организации. Бюджет продаж включает в себя следующие показатели (по каждому виду товаров):

    1. план продаж

    2. цена продажи единицы товара

    3. выручка

    ii. составление бюджета закупок товаров – разрабатывается с учетом имеющихся запасов на начало планируемого периода и нормируемых запасов товаров на конец планируемого периода. в начале определяется потребность в товаре как сумма планируемых остатков товаров на конец периода плюс бюджет продаж. для определения бюджета закупок из общей потребности товаров вычитается фактический запас товаров на начало планируемого периода. этот бюджет составляется в натуральных единицах измерения.

    iii. составление бюджета себестоимости проданных товаров – себестоимость проданных товаров определяется как сумма стоимости запасов товаров на начало периода плюс себестоимость товаров, закупленных за период, и минус стоимость товарного запаса на конец периода. Себестоимость закупленных товаров определяется как сумма прямых затрат на приобретение товаров плюс административные коммерческие и маркетинговые расходы.

    iv. на этом этапепроисходит разработка бюджета административных, коммерческих, маркетинговых и других расходов в разрезе отдельных статей в целом по предприятию и по центрам ответственности.При разработке бюджета коммерческих расходов следует исходить из предполагаемого объема продаж, также необходимо учитывать интенсивность усилий по продвижению товаров. При разработке бюджета административных (управленческих) расходов составляется согласно выделенным статьям:

    1. оплата труда сотрудников организации

    2. страховые взносы

    3. амортизация оборудования

    4. затраты на аренду транспортных средств

    5. аренда помещения

    2. финансовый бюджет

    5й этап – на этом этапе исчисляется результат от реализации товаров; формируется плановый отчет о прибылях и убытках; бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс. Отчет о прибылях и убытках включает в себя расходную часть (себестоимость проданных товаров, коммерческие, административные расходы, а также прочие элементы планируемых доходов торговой организации). Доходная часть должны планироваться с учетом плана продаж товаров и плана прочих финансовых поступлений. Кроме того, необходимо учитывать остатки денежных средств на балансовых счетах торговой организации. Доход может увеличиваться за счет увеличения дебиторской задолженности, при этом увеличение денежных средств на счете не всегда означает увеличение дохода организации. Определение статей отчета о прибылях и убытках:

    Плановый отчет о прибылях и убытках может быть составлен в двух видах:

    1) по системе директ-костинг с определением показателя «маржинального дохода»

    2) по полной себестоимости

    6й этап – бюджет движения денежных средств. Для организации действующих в условиях жесткой конкуренции … проблема прогнозирования важно, т.к. от ее решения зависит возможность продолжения деятельности организации. приступая к разработке бюджета движения денежных средств необходимо знать наличие остатков денежных средств на счете; выделить источники поступления денежных средств, а также выплаты (статьи организации).

    3. инвестиционный бюджет

    Потребность в операционном остатке денежных средств характеризует минимально необходимую сумму для осуществления деятельности. Он определяется как соотношение планируемой суммы расходования денежных средств на плановое количество оборотов.

    Общий размер среднего остатка денежных средств в планируемом периоде определяется как сумма операционного остатка денежных средств (см. выше), страхового остатка денежных средств планируемого периода (произведением суммы операционного остатка на коэффициент вариации поступления денежных средств в организацию по отдельным месяцам предыдущего года), средней суммы инвестиционного остатка денежных средств, средняя сумма компенсационного остатка (определяется в размере, определенном договором о банковском обслуживании).

    Прогнозный бюджет движения денежных средств включает в себя следующие показатели:

    1. остатки денежных средств на начало планируемого периода

    2. поступления всего, в т.ч. по источникам поступления

    3. расходование или выбытие денежных средств, в т.ч. по соответствующим статьям

    4. остаток денежных средств. В случае недостатка денежных средств рассматриваются вопросы финансирования за счет кредитов и займов. Остаток денежных средств на конец периода будет совпадать с остатком на начало следующего планируемого периода.

    5. прогнозный баланс. Наиболее оптимальный метод составления является тот метод, который максимально позволит проанализировать финансовое состояние в планируемом периоде.

    Генеральный бюджет производственного предприятия

    Генеральный бюджет производственного предприятия также включает в себя:

    1. операционный бюджет

    2. инвестиционный

    3. финансовый бюджет

    Для того чтобы спрогнозировать бюджет продаж определить влияние внешних факторов, определяющих изменение этих показателей на предприятии. Также необходимо учесть производственные мощности предприятия.

    Следующий этап составляется бюджет производства . Объем производства = остатки продукции на конец периода (нормируемые остатки) + объем продаж - товарные остатки на начало периода

    Разработка бюджета материальных затрат и закупок сырья и материалов. Потребность в сырье и материалах определяется, исходя из объемов производства и норм расхода сырья и материалов на единицу продукции. Этот расчет осуществляется в натуральных единицах измерения. Далее определяется план закупок сырья и материалов в натуральном и стоимостном выражении. В начале определяется потребность в сырье и материалах как сумма планируемых остатков на конец периода плюс потребность в сырье и материалах. Объем закупок определяется как разница: потребность в сырье и материалах минус остатки на начало планируемого периода.

    Для того чтобы определить потребность в денежных средствах на приобретение сырья и материалов необходимо объем закупок сырья и материалов умножить на планируемую цену.

    Далее составляется бюджет общепроизводственных расходов . При этом желательно выделение переменных и постоянных затрат. В этом бюджете выделяются соответствующие статьи, по которым будет осуществляться контроль расходования средств по этому бюджету. При этом порядок расчета каждой статьи должен быть прописан.

    Для расчета плановой калькуляции себестоимости производимой продукции необходимо распределить общепроизводственные расходы, используя базу, закрепленную в учетной политике.

    Сводный прогнозный отчет о прибылях и убытках может быть составлен в:

    1. в соответствии с формой годовой отчетностью

    2. развернутый вариант ОПУ, где определяется доходность производства конкретного вида продукции.

    ТЕМА: Порядок составления внутренней управленческой отчетности

    Учетной политикой утверждается когда, кому в каком объеме предоставляется внутренняя управленческая отчетность.

    Можно выделить 3 стандартных временных периода составления внутренней отчетности:

    1. краткосрочная отчетность (за один день, неделю, декаду)

    2. среднесрочная отчетность (за месяц)

    3. долгосрочная (стратегическая) отчетность (за год, квартал)

    Классификация форм отчетности:

    a. комплексные итоговые отчеты (представляются за месяц, квартал, полгода) – содержат информацию о выполнении планов и использованию ресурсов за данный промежуток времени

    b. тематические отчеты по ключевым показателям формируются по мере возникновения отклонений по наиболее важным для успешного функционирования показателей, входяшие плановые показатели

    c. аналитические отчеты - составляются только по запросам управляющих и содержат информацию, которая раскрывает причины и следствия результатов деятельности по отдельным аспектам (причины влияющие на перерасход ресурсов; анализ использования производственной мощности, факторы риска и т.д.)

    2. по уровням управления

    a. оперативные отчеты – представляются для руководителей центров ответственности; составляются еженедельно и/или ежемесячно

    b. текущие отчеты – содержат информацию для среднего уровня управления, в т.ч. для центров прибыли и центров инвестиций, и составляются не чаще одного раза в месяц/квартал

    c. сводные отчеты - предназначены для высшего управленческого персонала организации, принимающего стратегические решения и осуществляющего контроль за деятельностью предприятия в целом (ежемесячно/ежегодно)

    3. по объему информации:

    a. сводки – оперативная информация, предоставляемая ежедневно часто без подтверждения данными бухгалтерского учета

    b. итоговые отчеты - составляются раз в месяц или в другой отчетный период и обобщают информацию о контролируемых показателях по центрам ответственности

    Требования, предъявляемые к внутренней отчетности:

    1. внутренний отчет должен быть адресным и конкретным. Он не принесет желаемых результатов, если он:

    a. не будет адресован конкретному менеджеру

    2. для принятия управленческих решений полезна оперативная информация

    3. следовать учитывать психологические особенности менеджера; необходимо знать, какую форму представления отчетности он предпочитает (табличная, графическая и т.п.), каковые его пожелания и стиль работы

    4. не следует часто применять формы внутренней отчетности

    5. не следует часто углубляться в прошлое;

    6. полезнее представлять информацию, использование которой позволит улучшить работу этого центра; желательно приводить план/факт и отклонения

    7. не следует перегружать отчетность расчетами

    8. отчеты должны охватывать главное, что приближает всех работников к выполнению планов

    9. не все поддается записи, кроме составления письменных отчетов; предполагается проведение бесед бухгалтера-аналитика с управляющими всех уровней

    10. в любом случае при составлении внутренней отчетности необходимо руководствоваться принципом экономичности.

    11. до руководителя центра ответственности доводятся только контролируемые показатели

    Отчеты вышестоящему руководству не являются результатом суммирования отчетов нижестоящих менеджеров.

    ОСНОВНОЙ БАЗОВЫЙ ПОДХОД К СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ НАЗЫВАЮТ УПРАВЛЕНИЕМ ПО ОТКЛОНЕНИЯМ .

    Между планом и фактом по переменным показателем должны быть показатели гибкого бюджета (произведение нормы на фактический объем производства).
    Такое управление (управление по отклонениям) способствует:

    1. оперативному выявлению отклонений

    2. установление ответственных за возникшие отклонения; установление причин отклонений, а также выработки мер по устранению отклонений

    Внутренняя отчетность как основа контроля и оценки деятельности центров ответственности

    Показатели подразделяются на две большие группы:

    1. финансовые показатели:

    a. прибыль (при использовании трансфертного ценообразования по принципу «себестоимость плюс»)

    b. рентабельность как отношение прибыли к выручки (к себестоимости и т.п.)

    c. экономически добавленная стоимость – может быть определена как разница между доходами, которая заработала компания, и доходом, который мог быть получен, если бы средства были инвестированы в другие компании с аналогичным уровнем риска

    d. остаточная прибыль – прибыль, зарабатываемая подразделением/центром ответственности сверх минимально необходимой нормы прибыли, устанавливаемой руководством предприятия

    2. нефинансовые показатели:

    a. различия между финансовыми и нефинансовыми показателями:

    i. финансовые показатели менее регламентированы и менее стандартизированы (скорость исполнения заказа, удовлетворение требования стандартов качества, превышение показателей конкурентов и т.д.)

    ii. связь нефинансовых показателей с конечном результатом деятельности может быть определена только по данным бухгалтерского учета, которая занимает достаточно длительное время.

    iii. нефинансовым показателям свойственна утрата своей репрезентативности

    iv. разработка нефинансовых показателей – сложная задача. Но без ее решения невозможно стратегическое планирование деятельности предприятия и центров ответственности. С помощью финансовых показателей оцениваются результаты прошлой деятельности ЦО, нефинансовые показатели позволяют спрогнозировать результаты будущей работы.

    v. существует несколько правил комбинированного использования финансовых и нефинансовых показателей:

    1. число показателей должно быть не меньше 2, но не больше 6.

    2. в системе показателей должны быть как финансовые, так и нефинансовые показатели.

    3. нефинансовые показатели должны отвечать следующим требованиям:

    a. у ЦО существует возможность их улучшения (совершенствования)

    b. они должны контролироваться руководителем ЦО, который принимает меры по их улучшению

    c. они должны быть связаны с финансовыми показателями

    d. показатели должны быть взаимозависимыми и ограничивать влияние друг друга

    e. необходимо разрабатывать новые альтернативные показатели, если наглядность существующих критериев снизится

    Этапы построения сегментарной отчетности организации:

    1. формирование организационной структуры предприятия с выделением центров ответственности

    2. кодировка статей затрат центров ответственности.

    a. для контроля и оценки деятельности центров ответственности необходимо провести:

    i. классификацию затрат на переменные, постоянные, условно-переменные, условно-постоянные

    ii. разделение затрат ЦО на регулируемые и не регулируемые (или на контролируемые и неконтролируемые). Каждой статье затрат присваивается два дополнительных признака:

    1. 1 – переменные затраты; 2-постоянные затраты; 3- условно-постоянные затраты

    2. 4 – регулируемые/контролируемые затраты; 5- нерегулируемые/неконтролируемые

    Например, кодировка статьи затрат «разъездные расходы» по аптеке №7 будет выглядеть следующим образом: 44/07/086/3,4. Расшифруем: 44 - «расходы на продажу»; 07 – первый уровень аналитического учета, отражающий подразделение (аптека №7); 086 – второй уровень аналитического учета, отражающий непосредственно статью затрат; 3,4 – третий уровень аналитического учета, отражающий условно-постоянные затраты и регулируемые затраты.

    3. организация плановой и отчетной работы по каждому ЦО

    Организация системы контроля над исполнением бюджета:

    Под системой контроля понимается логическая структура процедур для анализа и оценки деятельности предприятия в целом и его структурных подразделением (ЦО). В нее включаются:

    1. текущее принятие управленческих решений на разных организационных уровнях в рамках заранее установленного бюджетного задания.

    2. Поступление от центров ответственности информации о ходе выполнения бюджетного задания; анализ текущей информации

    Система контроля включает в себя:

    1. распределение функций между управленческими службами по контролю исполнения бюджета:

    · Экономическая служба - занимается вопросами контроля исполнения текущих бюджетов центрами ответственности;

    · Бухгалтерская служба - выполняет расчетные функции; собирает и систематизирует информацию

    · Финансовая служба - контролирует выполнение основных финансовых показателей; составляет промежуточные отчеты о движение ДС и проводит мероприятия по привлечению ДС

    · служба снабжения - контролируем объемы, структуру и цены по обеспечению запасов сырья и материалов;

    · служба сбыта – контролирует сбыт

    2. разработка системы внутреннего документооборота

    3. система внутренних документов организации, которые регламентируют функции управленческих служб и систему внутреннего документооборота

    Контроль за исполнением бюджетов:

    · осуществляется в форме предварительного, текущего (оперативного) и последующего контроля

    o предварительный контроль позволяет оценить эффективность использования ресурсов по показателям, которые доведены до центров ответственности

    o текущий контроль используется в ходе исполнения центров ответственности бюджетного

    o последующий контроль – осуществляется по завершении бюджетного периода и носит исторический характер (основан на данных БУ). Он наиболее глубокий и объективный. Этот контроль является заключительным этапом бюджетного процесса, в т. ч. предполагает анализ эффективности использования ресурсов.

    Финансовая бухгалтерия Управленческая бухгалтерия
    № счета № счета
    Результаты производственной деятельности/отражение производственных затрат
    Материальные затраты 30* Счет экран – материальные затраты
    Затраты на оплату труда 31* Затраты на оплату труда
    отчисления 32* отчисления
    Амортизация 33* Амортизация
    Прочие затраты 34* Прочие затраты
    Расходы по обычной деятельности
    Остатки материальных ценностей
    Продажи 90*
    Финансовый учет Хоз операция Управленческий учет
    Сумма Д К Д К Сумма
    2 000 Оприходованы на склад материалы 60* 2 000
    Отпущены материалы в производство
    Отпущены материалы на общепроизводственные нужды 4 00
    Отпущены материалы общехозяйственные нужды
    1 480 Начислена зарплата персоналу организации, в т.ч.:
    Основным производственным рабочим 31*
    Общепроизводственного персонала 31*
    Общехозяйственного персонала 31*
    Начислены платежи, в т.ч.
    по зарплате осн. производст. рабочих 32*
    По зарплате общепроизводств. персонала 32*
    По зарплате Общехоз. персонала 32*
    Амортизационные отчисления по ОС, в т.ч.:
    По общепроизводств. объектам 33*
    По общехоз. объектам 33*
    Оплачены прочие производств. расходы 34*
    х х Списаны общехоз. расходы
    Х Х Сдана на склад готовая продукция
    Признана выручка от реализации продукции 90*
    Списана фактическая с/с проданной произведенной продукции
    Списаны общехозяйственные расходы
    Оценены остатки материальных ценностей (материалы и НЗП, ГП на конец отчетного период) Х Х
    Закрытие счетов, в т.ч.:
    Закрытие счета материальных затрат Х Х х
    Закрытие счета затрат на оплату труда
    Закрытие счета отчислений
    Закрытие счета амортизации
    Закрытие счета прочих затрат
    Закрытие счета расходов по обычной деятельности

    Тема 8. Организация БУУ на предприятии

    В УП утверждается:

    1) выбранная организацией варианты учета и оценки объектов учета

    2) рабочий план счетов управленческого учета

    3) формы первичных документов и учетных регистров, используемых в управленческом учете

    4) формы отчетов по ЦО

    5) перечень ЦО

    6) трансфертные цены

    7) правила документооборота и технологии обработки учетной информации

    8) порядок контроля за хозяйственными операциями

    9) другие решения по управленческому учету

    Определяется степень контролируемости расходов по каждому ЦО, а также осуществляется выбор ответственных за расходы по каждому ЦО. В УП определяются статьи калькулирования сс продукции.

    Выбор трансфертных цен зависит от территориального расположения ЦО и определяется целями и задачами, которые ставятся перед ЦО. Выбор способов распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета затрат и калькулирования.

    Выбор методов учета затрат на производство и калькулирование сс продукции

    В УП определяется рабочий план счетов, где можно использовать следующие подходы:

    1) счета 20-29

    2) счет 30-39 (осуществляется группировка затрат по элементам как это требует внешняя отчетность). Через 37 счет затраты перегруппируются на затратные счета 20-29, в необходимом аналитическом срезе для нужд управленческого учета

    Организация самостоятельно выбирают и разрабатывают формы управленческого учета, под которой понимают перечень применяемых учетных регистров, порядок их построения, последовательность и способы записи в них. Организация самостоятельно формирует структуру службы управленческого учета, отчетности и контроля.

    Варианты организации управленческого учета:

    1) параллельный управленческий учет

    Предусматривается автономия БФУ И БУУ. Сначала документы поступают в отдел управленческого учета (финансовый, планово-экономический). Документация обрабатывается для нужд управленческого учета и составления внутренней отчетности, а затем передается в бухгалтерию, где создается внешняя отчетность. Этот вариант подходит для небольших компаний, а также используется в организациях, где функция ведения бухгалтерского учета передана аудиторским компаниям.

    2) управленческий учет, основанный на бухгалтерском учете

    Выделяются различные уровни аналитики на затратных счетах и собирается информация по ЦО, видам продукции и статьям калькулирования.

    Преимущества и недостатки управленческого учета на основе бухгалтерского учета.

    Преимущества:

    1) экономия на зп

    2) нет необходимости создавать дополнительную службу в организации, что не только экономит расходы, но и исключает лишний документооборот

    3) меньше расхождений бухгалтерской и управленческой отчетности

    4) значительная экономия на автоматизации

    Недостатки:

    1) низкая оперативность данных

    Бухгалтер не сделает проводку пока не получит надлежаще оформленный документ (документ может задерживаться)

    2) увеличение нагрузки на бухгалтерию (для того, чтобы правильно отразить операцию в первичных документах или сопроводительных, обязательно нужно указать аналитические признаки)

    3) высокие требования к возможностям информационных систем и их настройки

    Схема организации аналитического учета по счетам бухгалтерского учета