Управленческие проблемы при строительстве зданий. Основные проблемы при строительстве в россии

Строительство во все времена было трудоемким и сложным процессом, который имеет множество проблем. Каковы же проблемы нынешнего, современного строительства? Поскольку спрос на жилье сегодня растет практически с каждым днем, это порождает и повышенное предложение со стороны компаний-застройщиков, что приводит к серьезной конкуренции на рынке недвижимости и строительства. Это касается как городского многоквартирного строительства, так и строительства загородного жилья, причем проблемы и в первом и во втором случае очень схожи между собой.

Одна из основных проблем , с которой сегодня сталкиваются многие строительные компании - это недостаток высококвалифицированных кадров , в особенности так называемых универсальных специалистов, а также специалистов по рабочим строительным специальностям. В результате этого строительным компаниям приходится прибегать к использованию рабочей силы так называемых гастарбайтеров, что не всегда хорошо отражается на качестве выполнения строительных работ, а также их сроках. Однако многие застройщики продолжают использовать труд приезжих, поскольку для компании-застройщика это очень выгодно в экономическом плане.

Очень негативно отразилось на современном строительстве и нынешнее тяжелое экономическое положение . В связи с экономическим кризисом, множество строительных компаний вынуждено сокращать большую часть персонала , что естественно влечет за собой некоторые сложности в работе строительной фирмы.

Наряду с крупными строительными компаниями сегодня возникают так называемые бригады "шабашников", которые представляют собой небольшой, но сплоченный коллектив, который выполняет практически все виды строительных и ремонтных работ, причем в достаточно краткие сроки.

Подобные бригады, которые предлагают строительство "под ключ" сегодня можно встретить практически в любом городе. Однако в данном случае необходимо очень внимательно отнестись к выбору подобной строительной бригады-подрядчика, а также полностью держать под контролем процесс строительства на всех его этапах. В противном случае заказчик попросту рискует получить в итоге некачественно построенное жилье.

Проблемы малоэтажного строительства .

Меньше этажей - меньше выгоды. Серьезная проблема заключается еще и в том, что малоэтажное строительство является менее выгодным для инвесторов.

Существует довольно простая закономерность - Чем больше этажей строится, тем больше будет прибыль. В дополнении к этому, для многоэтажных проектов нашими властями обычно используются схемы инвест-контрактов, исходя из которых земля, можно сказать, передается в проект даром: плата за нее взимается в виде части построенных квартир. Застройщик-инвестор на начальном этапе не тратит никаких средств на землю и получает хорошую выгоду.

В сегменте малоэтажного строительства не очень выгодно применять схемы инвест-контрактов. Если в многоэтажных домах часть квартир может быть впоследствии распределена между очередниками, то давать людям отдельные дома пока не готов никто.

Многоэтажное жилье довольно-таки быстро строится и продается, а это позволяет властям быстрее отчитываться о введенных квадратных метрах. С одноэтажным строительством дела в этом плане обстоят сложнее.

Этажи и закон

Проблему, связанную со строительством многоэтажек вместо малоэтажных домов, могло бы решить разделение территорий на зоны, прописанное законодательством.

В отсутствии зоны, на которой нужно строить дома, к примеру, выше 4-х этажей нельзя, будут делать все 14. Поэтому нужен современный генеральный план и правила застройки, принятые как закон, но представительным органом власти, понимающим экспертное сообщество, а не исполнительной властью.

Проблемы с высотным строительством в России

Строительство высоток в крупных городах России стало настоящей проблемой, в связи с отсутствием общепринятых норм строительства высотных зданий.

В последнее время все чаще возникают разговоры о возведении высотных зданий. Этому обусловлено тремя причинами: возрастающая доступность высоких строительных технологий, плотная застройка в центральных районах крупных городов и незаполненная ниша высотного строительства. На сегодняшний день кроме Москвы с проблемой высотного строительства столкнулись такие города, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара и другие. Эта проблема как никогда актуальна в наши дни, потому что в период экономического кризиса построить одну высотку порой бывает выгоднее, чем целый комплекс зданий меньшей этажности, хотя площадь, полученная и в том и другом, случае будет одинакова. В России до сих пор не существует общепринятых норм строительства высоток, поэтому для решения возникающих вопросов каждый из городов идет по своему пути.

Многочисленные трудности встают на пути местных властей и архитекторов в желании о строительстве небоскребов. Ведь для их обслуживания необходимо множество высококвалифицированных специалистов, которые должны беспрестанно следить за техническим состоянием небоскреба. Также на осуществление задуманного влияет отсутствие архитекторов и строительных компаний, компетентных в этой области строительства. Техническое обеспечение небоскреба должно быть современным и должно соответствовать всем требованиям безопасности, а в небольших городах возможность обеспечить эти требования отсутствует.

Строительству небоскребов препятствует еще одна значительная проблема - часто бывают случаи, когда застройщикам негде проходить экспертизу документации по возведению высотных зданий и сооружений первой категории, и до сих пор, не разработаны соответствующие строительные нормы для подобных объектов.

Трудности строительства

В последние годы строительная отрасль увеличивает свои обороты. В первом полугодии нынешнего года объем строительства в стране по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 25,5%. С одной стороны можно сказать, что строительство в России развивается быстро и представляет собой весьма доходную отрасль. Однако если посмотреть на обратную сторону медали - количество проблем, связанных со строительством, зачастую превышает выгодные перспективы.

Уже на этапе запуска проекта возникают первые сложности. Первой причиной их являются сроки согласования. Например, на 100-квартирный жилой дом требуется получить от 170 до 180 согласований. Весь процесс согласования в среднем занимает около года. Так что зачастую построить здание бывает быстрее, чем оформить все необходимые документы. Это не только увеличивает сроки сдачи объекта, но и может привести к увеличению стоимости недвижимости. Рост цен на промышленные и жилые помещения, можно сказать, катастрофический.

Стоимость квадратных метров в крупных городах может за год увеличиться вдвое. Поэтому борьба за доступность жилья перешла уже на правительственный уровень. Создание системы «одного окна» способно улучшить ситуацию. В таком случае строители могли бы сразу получать все необходимые разрешения. Сейчас же строительные компании обязаны проходить по 13 экспертиз и собирать порядка 180 подписей. Исходя из этого, мало, кто из заказчиков озабочен оформлением всех разрешений. Крупные подрядчики берут эту услугу на себя. Это позволяет правильно оформить каждый документ и ничего не упустить.

Решение проблемы энергоэффективного строительства в России

Проблема растущих коммунальных расходов сегодня как никогда актуальна для россиян, что особенно ощутимо в период отопительного сезона. Резервы сокращения затрат лежат в модернизации систем теплоснабжения и снижением теплопотерь через ограждающие конструкции построек.

Первый шаг в модернизации жилых домов и промышленных объектов – демонтаж деревянных окон, через которые уходит до 20% тепла, и замена их на современные теплосберегающие металлопластиковые конструкции.

Немаловажным элементом программы модернизации является также теплоизоляция кровель и фасадов, а также замена светопрозрачных конструкций. Создание энергоэффективных жилых домов с современными энергосберегающими установками: оборудование, утепление зданий, энергосберегающие окна. Как прогнозируют эксперты, такой подход сэкономит 20-30% средств населения.

Строительная деятельность призвана осуществлять воспроизводство основных фондов во всех отраслях экономики. На первое января 2002г. в строительном комплексе функционировало 118,2 тыс. подрядных организаций, в том числе 112,7 тыс. организаций с численностью работников до 100 человек.

В условиях десятилетнего глубокого спада в строительстве с 1999г наметилась и продолжается в настоящее время тенденция к замедлению спада объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда (если объем подрядных работ в 1998г. составил 30,7% к уровню 1990г, то 1999- 2001г. соответственно 32,6%, 36,3%, 39,9%).

На рисунке приведен пример изменения объема работ, выполненного по договорам строительного подряда в России за 1999-2001г.г.

Рис.1.2.

Наиболее благоприятная обстановка в строительной отрасли сложилась в 2000-2001г. Объем подрядных работ в 2000г. составил 558,5* млрд. рублей и возрос по сравнению с 1999г. на 17,4%, в 2001г. соответственно- 776,9* млрд. рублей, что выше уровня 2000г. на 9,9%. В первом полугодии 2002г. наблюдалось замедление темпов роста объема работ по договорам строительного подряда по сравнению с соответствующим периодом 2001г.Причинами этого являются сокращение инвестиций в основной капитал, высокая стоимость строительства.

Переход к рыночным условиям хозяйствования предоставил организациям широкие возможности выбора эффективности инвестирования. Наиболее эффективным типом воспроизводства основных фондов является техническое перевооружение (требует в 2-3 раза меньше инвестиций по сравнению с новым строительством и расширением действующих организаций).

На развитие экономики и социальной сферы в 2001г. использовано 1599,5 млрд. руб. (102,5% к первому полугодию 2001г).

Приоритетным для строителей на сегодняшний день являются государственные федеральные целевые программы "Жилище", "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса", "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов".

В 2001г. по сравнению с предшествующим годом ввод в действие общеобразовательных учреждений уменьшился на 12,2%, дошкольных учреждений - на 16,7, больничных учреждений - на 20,8, амбулаторно-поликлинических учреждений - на 11,0% и составил соответственно 117,5 ученических мест, 5,7 тыс мест, 7,6 тыс коек и 22,1 тыс посещений в смену; ввод средних специальных учебных заведений увеличился в 1,9 раза и составил 34,4 тыс кв. метров общей площади учебно лабораторных зданий.

На конец 1991г. 70,8% всего объема подрядных работ производилась строительными организациями государственной формы собственности, в 2000г.- 10,5%, в 2001г.- 8,5%.

В приложение 2 показан удельный вес объема работ, выполненных по договорам строительного подряда организациями различных форм собственности, в % к общему объему работ.

Значительный объем подрядных работ выполняется на территории Москвы (в 2000г. и 2001г. он составлял по 15,1% от общего объема работ по России), Тюменской области (соответственно 13,2% и 14,8%), Санкт-Петербурга (4,2% и 3,9%), Московской области (4,2% и 4,4%), Республики Башкортостан (по 3,2%), Краснодарского края (4,3% и 3,8%), Республики Татарстан (по 3,5%). Среди федеральных округов по объему работ, выполненных по договорам строительного подряда, лидирует Центральный федеральный округ (27,1% от общего объема работ по России), Уральский (19,3%) и Приволжский (18%) федеральные округа.

Объем работ выполненных в городе Омске, по договорам строительного подряда, в 1 полугодии составил 5240,7 млн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2001г. на 23,3%.

На рисунке приведена динамика объема работ по договорам строительного подряда г.Омска за 2001г. и в 1 полугодии 2002г.


Рис.1.4.

Крупные и средние организации занимают господствующее положение в строительной индустрии и по прежнему выполняют основной объем работ по договорам строительного подряда. На первое января 2002г. их насчитывалось тринадцать тысяч организаций (11,1% от общего числа действующих строительных организаций), 2001г. ими выполнено 56% общего объема подрядных работ. Работы по договорам строительного подряда осуществляют также многопрофильные промышленные, транспортные и другие организации. На долю этих организаций в2001г. приходилось 9,4% общего выполненного объема работ (в 2000г. - 10%).

Крупными и средними организациями отрасли "строительства" в 2001г. произведено товаров, работ, услуг на 482,9 млрд. рублей, что составило 5,8% общего выпуска по всем отраслям экономики (в 2000г - 5,7%).

С ростом объемов подрядных работ постепенно начинает уменьшаться удельный вес работ не строительного характера в общем объеме работ, услуг. Так, в 2001г. доля этих работ по крупным и средним организациям составила в целом 9,9% против 11,0% в 2000г., в том числе по общестроительным и специализированным организациям - соответственно 10,8% и 11,9%, ремонтно - строительным организациям - 4,8% и 5,2%.

В 2002г. основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, по - прежнему остаются высокий уровень налогов (на этот фактор указывают 66% руководителей), неплатежеспособность заказчиков (62%), высокая стоимость материалов, конструкций, изделий (47%) .

На рис.1.5. приведен пример факторов ограничивающих производственную деятельность строительных организаций (на конец года; в % к общему количеству организаций). .


Рис.1.5.

Наблюдается замедление роста сальдированого финансового результата строительных организаций. Так, если за 1999г. его объем возрос в 3,7 раза от уровня 1998г., то в 2000г. по сравнению с 1999г. - в 1,7 раза. В 1 полугодии 2002г.сальдированный финансовый результат строительных организаций составил 68,2% к соответствующему периоду предыдущего года

Доля убыточных организаций в общем числе строительных организаций в 1 полугодии 2002г.по сравнению с 1 полугодием 2001г. возросла на 5,4 процентного пункта, а сумма убытка возросла в 2,0 раза.

Кредиторская задолженность строительных материалов на конец июня 2002г составила 407,6 млрд. рублей, в том числе просроченная - 124,4 млрд.рублей, или 30,5% от общего объема кредиторской задолженности (в декабре 2000г. - 40,6%, в декабре 2001г. - 32,9%).

Дебиторская задолженность строительных организаций на конец июня 2002г. составила 262,2 млрд. рублей, в том числе просроченная - соответственно 78,6 млрд. рублей, илди 30% от общего объема дебиторской задолженности (в декабре 2000г. - 39%, в декабре 2001г. - 33,5%).

В 2000г. среднем за месяц просроченная дебиторская задолженность росла на 0,4%, просроченная кредиторская задолженность - на 1%, в 2001г. - соответственно на 0,1% и дебиторская задолженность росла на 0,4% , просроченная кредиторская задолженность снижалась на 0,05%.

Структура просроченной дебиторской задолженности с декабря 2001 по июнь 2002г. претерпела изменение: снизилась доля задолженности по платежам в бюджет с 26% до 24,8%, поставщикам - с 40,9% до 40,1% и во вне- бюджетные фонды - 20,4% до 15,9%

Ключевые слова

КОНТРОЛЬ; КАЧЕСТВО / ИНЖЕНЕР / СТРОИТЕЛЬСТВО / ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ / СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ / ПРОБЛЕМА / МОНИТОРИНГ / ОБСЛЕДОВАНИЯ / НАРУШЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР / ЗАКАЗЧИК / CONTROL / QUALITY / ENGINEER / CONSTRUCTION / ARTIFICIAL CONSTRUCTIONS / BUILDING AND CONSTRUCTION WORKS / PROBLEM / MONITORING / INSPECTIONS / VIOLATIONS / TECHNICAL SUPERVISION / CUSTOMER

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы - Дмитриев Александр Сергеевич, Квитко Александр Владимирович

Контроль качества работ в строительстве-это слова, знакомые каждому инженеру . Но все ли должным образом разбираются и, что самое главное, применяют это на практике? В этой статье я попытался разобраться с этим вопросом. Статья основана на моем личном опыте и наблюдениях за строительным процессом, будучи непо-средственным его участником. В ней приведены основные узловые моменты в данной сфере строительства , трудности, сопровождающие ее в современном мо-стостроении, а так же основные пути для решения проблемы контроля качества. Вместе с контролем качества попутно рассмотрена тема мониторинга искусствен-ных сооружений и актуальности ее применения в более широких форматах, чем это ведется в настоящее время. Не обойден стороной и вопрос взаимоотношений между техническим надзором заказчика и подрядчиками. В разобранном в конце статье отвлеченном примере я постарался провести прямую зависимость итогового качества работ и длины жизненного цикла от контроля качества работ на этапе строительства . Также параллельно с этой зависимостью проведена мысль о допол-нительных трат времени и ресурсов на устранение этих замечаний и дефектов.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре, автор научной работы - Дмитриев Александр Сергеевич, Квитко Александр Владимирович

  • Современные направления информационного моделирования в аспекте дорожно-транспортного строительства

    2017 / Кожевников М.М., Гинзбург А.В., Кожевникова С.Т.
  • Задачи обеспечения качества процессов строительства

    2012 / Белов Александр Вячеславович
  • Моделирование и оценка зарубежного опыта повышения качества строительных работ и услуг хозяйствующих субъектов

    2015 / Романова А.И., Добросердова Е.А.
  • Концепция контроля качества организации строительных процессов при проведении строительного надзора на основе использования информационных технологий

    2019 / Топчий Д.В., Токарский А.Я.
  • Разработка организационно-технологических решений в строительстве с использованием технологий информационного моделирования (тим)

    2016 / Вайсман Станислав Михайлович, Байбурин Альберт Халитович
  • Контроль качества работ при содержании, ремонте и реконструкции мостов

    2006 / Шестериков В.И.
  • Порядок проведения контроля в строительстве

    2016 / Ковалёва А.М., Семёнов А.С., Ряховский Ю.А.
  • Управление качеством как эффективный инструмент регулирования конкурентной позиции строительной продукции на рынке

    2018 / Левицкий Тимур Юрьевич, Эсетова Аида Махмудовна
  • Современное обеспечение эффективного управления реализации авторского надзора в проектных организациях

    2017 / Самофеев Никита Святославович, Гареева Земфира Анисовна
  • Потенциал эффективности комплексной оценки качества строительства от этапа проектирования до ввода объекта в эксплуатацию

    2019 / Савушкина Т.Ю., Зенов В.С., Зеленцов А.С., Лапидус А.А.

Problems of quality control of works in modern construction

Quality control of works in construction are the words familiar to each engineer . Whether but all properly understand and, what the most important, put it into practice? In this arti-cle I tried to deal with this question. Article is based on my personal experience and su-pervision over construction process, being its direct participant. In it the main focal points are given in this sphere of construction , the difficulties accompanying it in a modern bridge building, and also main ways for a solution of the problem of quality control . To-gether with quality control the subject of monitoring of artificial constructions and rele-vance of its application in wider formats is in passing considered, than it is conducted now. Also the question of relationship between technical supervision of the customer and contractors isn"t avoided. In the abstract example sorted at the end to article I tried to car-ry out direct dependence of total quality of works and length of life cycle on quality con-trol of works at a construction stage. Also in parallel with this dependence the thought about an additional waste of time and resources on elimination of these remarks and de-fects is carried out.

Текст научной работы на тему «Проблемы контроля качества работ в современном строительстве»

УДК 69.007-05

Проблемы контроля качества работ в современном строительстве

Дмитриев А.С., Квитко А.В.

Аннотация: Контроль качества работ в строительстве-это слова, знакомые каждому инженеру. Но все ли должным образом разбираются и, что самое главное, применяют это на практике? В этой статье я попытался разобраться с этим вопросом. Статья основана на моем личном опыте и наблюдениях за строительным процессом, будучи непосредственным его участником. В ней приведены основные узловые моменты в данной сфере строительства, трудности, сопровождающие ее в современном мостостроении, а так же основные пути для решения проблемы контроля качества. Вместе с контролем качества попутно рассмотрена тема мониторинга искусственных сооружений и актуальности ее применения в более широких форматах, чем это ведется в настоящее время. Не обойден стороной и вопрос взаимоотношений между техническим надзором заказчика и подрядчиками. В разобранном в конце статье отвлеченном примере я постарался провести прямую зависимость итогового качества работ и длины жизненного цикла от контроля качества работ на этапе строительства. Также параллельно с этой зависимостью проведена мысль о дополнительных трат времени и ресурсов на устранение этих замечаний и дефектов.

Ключевые слова: Контроль; качество; инженер; строительство; искусственные сооружения; строительно-монтажные работы; проблема; мониторинг; обследования; нарушения; технический надзор; заказчик.

Problems of quality control of works in modern

Dmitriev A.S., Kvitko A.V.

Annotations: Quality control of works in construction are the words familiar to each engineer. Whether but all properly understand and, what the most important, put it into practice? In this article I tried to deal with this question. Article is based on my personal experience and supervision over construction process, being its direct participant. In it the main focal points are given in this sphere of construction, the difficulties accompanying it in a modern bridge building, and also main ways for a solution of the problem of quality control. Together with quality control the subject of monitoring of artificial constructions and relevance of its application in wider formats is in passing considered, than it is conducted now. Also the question of relationship between technical supervision of the customer and contractors isn"t avoided. In the abstract example sorted at the end to article I tried to carry out direct dependence of total quality of works and length of life cycle on

quality control of works at a construction stage. Also in parallel with this dependence the thought about an additional waste of time and resources on elimination of these remarks and defects is carried out.

Keywords: Control; quality; engineer; construction; artificial constructions; building and construction works; problem; monitoring; inspections; violations; technical supervision; customer.

В эпоху возрастающего восприятия необходимости рационального, а главное качественного строительства транспортной инфраструктуры, как никогда ранее встает вопрос об оптимизации системы контроля качества при возведении этих самых объектов дорожного комплекса. Однако, при этом возникнет ряд проблем, решение которых требуется незамедлительно.

Да, бесспорно, сейчас многие крупные фирмы активно развивают штат отдела контроля качества работ своего филиала и субподрядчиков. При этом, некоторые из них готовы вкладывать деньги в развитие этого самого штата и обучение сотрудников последним нормам и стандартам, действующим ныне на территории нашего государства. Это, безусловно, важный шаг в решении вопросов контроля качества строительно-монтажных работ.

К сожалению, обучение персонала вопросам качества СМР на объекте могут позволить себе в настоящее время только крупные фирмы. Для небольших фирм это считается непозволительной роскошью и первая проблема контроля качества СМР заключается именно в этом. Решить ее без обоснованной законодательной базы практически невозможно. Здесь следует обозначить и вторую проблему, которая распространена в строительных организациях-очень часто инженер по качеству выполняет работу не входящую в круг его прямых обязанностей и привлекается в помощь инженерно-техническому составу ПТО (оформление всевозможных актов, разработку ППР и технологических карт, оформление геодезических схем и т.д.), а иногда по совместительству является инженером ПТО. Решить данную проблему можно только изменив мировоззрение руководящего персонала организации, повернув их «лицом» к контролю качества СМР. Если же этого не произойдет, то на лицо будут все тенденции ухудшения качества СМР в результате отсутствия внутреннего контроля в организации.

Следующая проблема заключается в отсутствии на должном уровне подготовки нижней ступени руководящего состава (мастеров, прорабов) строительной организации в вопросах качества выполнения СМР. К тому же существует зависимость данной категории от среднего руководящего звена, которыми зачастую являются менеджеры, не связанные со стройкой. Им, в первую очередь, нужны такие вещи, как: вы-

полненные в сроки работы (поставленные такими же менеджерами), минимальные затраты на материал, максимальные объемы работ. В результате, зачастую, бездумных действий таких управляющих страдают все сферы непосредственного строительства: в первую очередь-качество работ, затем в зависимости от ситуации зарплата (нарушение технологического регламента не несет никаких дивидендов для работников), текучка кадров, неверное представление о работе тех или иных структур. В итоге -недоверие со стороны заказчика к подрядчику (потому что мастера и рабочие меняются, а ошибки остаются), отношение к заказчику, как к карательному элементу строительства (приедет технический надзор, найдет нарушения, придерется и потом опять необходимо исправлять). Все это создает неблагоприятную среду для строительства транспортных объектов, значимость которых несомненно велика для развития транспортной инфраструктуры страны.

От проблемы взаимоотношений перейдем к другой, не менее актуальной проблеме-мониторинга искусственных сооружений. Сейчас этот вопрос, бесспорно, поднят на достаточно высокий уровень, однако проблемы имеются и здесь, и заключаются они в следующем:

1). В настоящее время «львиная» доля обследуемых мостов-это мосты, построенные в 60-х-80-х годах прошлого века. Как правило, в выводах по обследованию ставится диагноз о капитальном ремонте или реконструкции таких объектов. Здесь правомочен вопрос: «как и что послужило доведению этих мостов до критического состояния?». Кроме банального ответа «время», других ответов нет. И это потому, что по результатам таких обследований зачастую можно сделать только фактический анализ, а не постепенный. Так почему бы не избежать этих недочетов и не начать мониторинг и обследование искусственных сооружений сразу после их возведения? Для этого необходимо предусмотреть затраты на проведение обследований уже на стадии проектирования в разделе обеспечение жизненного цикла и, кстати, сейчас делаются такие попытки.

2). К обследованию искусственных сооружений привлекаются далеко не специализированные организации, не имеющие в своем штате профильных работников (но имеющих допуск СРО к проведению подобных работ). От непрофессионального подхода страдает качество проводимых обследований.

3). Организации, проводящие тендер или торги на работы по обследованию, порой осуществляют эту работу бездумно, устанавливая нереальные сроки (зависящие от освоения денежных средств) выполнения работ, с непрофессионально составленным техническим заданием, отдавая предпочтения не профессионализму организаций, а ценовому критерию. В результате-некачественно выполненное обследование и как след-

ствие-некачественное выполнение СМР. Это изменит отношение к складывающейся картине о качестве работ, описанной выше. Ведь увеличение срока службы конструкций (в том числе и не только исследуемых) это больше половины успеха в строительстве мостовых сооружений.

Для решения этих проблем должна быть разработана законодательная база, регламентирующая выполнение работ по мониторингу и техническому обследованию искусственных сооружений.

Таким образом, оба вопроса, мониторинг и качество работ, необходимо решать параллельно и не только на законодательном уровне. Качество работ-увеличение (или создание) штата инженеров по качеству в приказном порядке (с объяснением руководителям организации в необходимости таковых), повышение квалификации этого самого штата, составление верных должностных инструкций, где не менее 70 процентов рабочего времени должно уходить именно на контроль качества работ, правильная постановка данных сотрудников в иерархической структуре организации и адекватного отношения других сотрудников к ним. Ведь главная цель государственного строительного надзора, технического надзора заказчика, инженера по качеству едина. Это-реальное улучшение качества работ, а не «карающий меч» в виде предписаний, остановок работ, недопонимания и конфликтных ситуаций. Как только строители это поймут и примут, то работа пойдет совсем на иной лад. В мостостроительной сфере появятся и деньги за качественно выполненные объемы работ, заключающиеся в сдаче объектов транспортной инфраструктуры, которые реально прослужат обещанные 80-100 лет.

В сфере мониторинга тоже произойдут видимые результаты буквально за несколько сезонов. Взять хотя бы методы «лечения» бетона различными ремонтными составами. В большинстве своем не до конца изучены и требует доработки для местных условий применения. Многие способы и качество окраски также требуют дополнительного освидетельствования. Что мы получим на выходе после такого постоянного мониторинга? Во-первых, буквально с самого начала будет ясна картина общего качества работ на объекте, соответственно, можно составить список подрядчиков, чья работа внушает доверие и возможно дальнейшее сотрудничество. Во-вторых, будет определено качество используемых материалов и ремонтных составов. Наверняка, не все используемые подходят для местного климата. Можно будет провести собственную жесткую, независимую градацию. В-третьих, объединяя с предыдущим пунктом, будет дан анализ поведения конструкции и развивающихся в ней процессах на ближайшее время.

Подводя итоги вышеизложенного, хочется отметить, что у нас есть недоработки в области качества СМР, но есть и понимание происходящего, и примерный путь следования вперед.

В заключении можно привести условный пример улучшения работ при привлечении инженера по качеству в штат работников.

Пусть некую условную фирму ООО «М» берут на субподряд на транспортный объект- двухпролетный мост через реку N. Рассмотрим вариант без должного операционного контроля и отсутствия инженера по качеству.

При проведении работ в летний сезон были допущены следующие ошибки:

Защитные слои не соответствуют проектным-на монолитных бортиках карнизных блоков. В результате, весной произошли сколы бетона, обнажение арматуры, начальная стадия ее коррозии. Заказчик обязал исправить это-необходимо обнажение арматуры в эти участках минимум на два сантиметра (или полторы фракции щебня), далее зачистка или замена арматуры, отжатие ее для достижения необходимого проектного защитного слоя, затем устройство местной опалубки и только в конце добетонирование этих участков.

Закладные детали, установленные под барьерное ограждение были не проектные, заводские, а кустарные-покрытые на месте цинолом. В результате, цинол, нанесенный к тому же некачественно, «отлетел», начались процессы коррозии. Заказчик обязал разработать регламент по ремонту и окраски закладных деталей и замену тех, чья коррозия имеет необратимые последствия

Окраска мостового сооружения выполнена с нарушениями-так же сошла краска, при тщательном осмотре были обнаружены несрезан-ные тяжи от опалубки на сточных треугольниках ригеля промежуточной опоры, которые вначале были не видны, так как были тщательно закрашены и замаскированы. Естественно, за полгода краска с них частично осыпалась и они стали заметны. Вертикальная поверхность шкафной стенки перед непосредственной окраской не была обеспылена, что вначале было скрыто от заказчика. Само собой, через полгода это все проявилось. Заказчик обязал вырезать тяжи, заделать отверстия ремонтной смесью, очистить поверхность шкафной стенки, выполнить повторную покраску этих участков.

Эти три нарушения на условном мосту, работы на котором выполняла условная фирма, взяты, естественно, из реальной жизни. Этих дефектов можно было бы без труда избежать, если вовремя были бы замечены ошибки в защитных слоях, не было бы экономии на закладных деталях, проведена добросовестная подготовка поверхности перед покраской и обеспыливание ее. Отсутствие операционного контроля и инженера по качеству дало свой отрицательный результат. Несомненно при наличии инженера по качеству и грамотном подходе этих дефектов можно было бы избежать.

Здесь, конечно, правомерен вопрос-а где же технадзор заказчика?? Он же принимает работы, значит сам виноват, недоглядел. Да, но зачастую физически невозможно осмотреть каждый конструктив перед бетонированием. Или, скажем, проконтролировать исправление всех указанных ошибок. Да и те из строителей, которые недобросовестны, могут утаить какие-либо огрехи тем более в уже забетонированных конструкциях. Визуально-измерительного контроля порой недостаточно. Отсюда и возникают вопросы ко взаимному уважению и профессиональному доверию. Только один небольшой пример показывает как много зависит от качества выполнения СМР. Обозначенные проблемы требуют незамедлительного решения. Только решив их, можно говорить о качественном строительстве объектов транспортной инфраструктуры, увеличения их «жизненного цикла», доверительных отношений между заказчиком и подрядчиком.

В заключении хочется обратиться ко всем участникам, задействованным в создании транспортной инфраструктуры страны. Вы-двига-тель, реальный механизм, от которого зависит что будет с мостостроением в ближайшем будущем. И его реально обратить в лучшую сторону.

Дмитриев Александр Сергеевич - Магистр СПб ГАСУ Россия, Санкт-Петербург

Квитко Александр Владимирович - Заведующий кафедрой «Автомобильные дороги, мосты и тоннели» СПб ГАСУ Россия, Санкт-Петербург. [email protected]

About the authors:

Dmitriev Alexander Sergeevish - Master, SPb GASU, Russia, Saint-Petersburg.

Kvitko Alexander Vladimirovish - Head of the Department of «highways, bridges and tunnels» SPb GASU, Russia, Saint Petersburg [email protected].

Строительство во все времена было трудоемким и сложным процессом, который имеет множество проблем. Каковы же проблемы нынешнего, современного строительства? Поскольку спрос на жилье сегодня растет практически с каждым днем, это порождает и повышенное предложение со стороны компаний-застройщиков, что приводит к серьезной конкуренции на рынке недвижимости и строительства. Это касается как городского многоквартирного строительства, так и строительства загородного жилья, причем проблемы и в первом и во втором случае очень схожи между собой.

Одна из основных проблем , с которой сегодня сталкиваются многие строительные компании - это недостаток высококвалифицированных кадров , в особенности так называемых универсальных специалистов, а также специалистов по рабочим строительным специальностям. В результате этого строительным компаниям приходится прибегать к использованию рабочей силы так называемых гастарбайтеров, что не всегда хорошо отражается на качестве выполнения строительных работ, а также их сроках. Однако многие застройщики продолжают использовать труд приезжих, поскольку для компании-застройщика это очень выгодно в экономическом плане.

Очень негативно отразилось на современном строительстве и нынешнее тяжелое экономическое положение . В связи с экономическим кризисом, множество строительных компаний вынуждено сокращать большую часть персонала , что естественно влечет за собой некоторые сложности в работе строительной фирмы.

Наряду с крупными строительными компаниями сегодня возникают так называемые бригады "шабашников", которые представляют собой небольшой, но сплоченный коллектив, который выполняет практически все виды строительных и ремонтных работ, причем в достаточно краткие сроки.

Подобные бригады, которые предлагают строительство "под ключ" сегодня можно встретить практически в любом городе. Однако в данном случае необходимо очень внимательно отнестись к выбору подобной строительной бригады-подрядчика, а также полностью держать под контролем процесс строительства на всех его этапах. В противном случае заказчик попросту рискует получить в итоге некачественно построенное жилье.

Проблемы малоэтажного строительства .

Меньше этажей - меньше выгоды. Серьезная проблема заключается еще и в том, что малоэтажное строительство является менее выгодным для инвесторов.

Существует довольно простая закономерность - Чем больше этажей строится, тем больше будет прибыль. В дополнении к этому, для многоэтажных проектов нашими властями обычно используются схемы инвест-контрактов, исходя из которых земля, можно сказать, передается в проект даром: плата за нее взимается в виде части построенных квартир. Застройщик-инвестор на начальном этапе не тратит никаких средств на землю и получает хорошую выгоду.

В сегменте малоэтажного строительства не очень выгодно применять схемы инвест-контрактов. Если в многоэтажных домах часть квартир может быть впоследствии распределена между очередниками, то давать людям отдельные дома пока не готов никто.

Многоэтажное жилье довольно-таки быстро строится и продается, а это позволяет властям быстрее отчитываться о введенных квадратных метрах. С одноэтажным строительством дела в этом плане обстоят сложнее.

Этажи и закон

Проблему, связанную со строительством многоэтажек вместо малоэтажных домов, могло бы решить разделение территорий на зоны, прописанное законодательством.

В отсутствии зоны, на которой нужно строить дома, к примеру, выше 4-х этажей нельзя, будут делать все 14. Поэтому нужен современный генеральный план и правила застройки, принятые как закон, но представительным органом власти, понимающим экспертное сообщество, а не исполнительной властью.

Проблемы с высотным строительством в России

Строительство высоток в крупных городах России стало настоящей проблемой, в связи с отсутствием общепринятых норм строительства высотных зданий.

В последнее время все чаще возникают разговоры о возведении высотных зданий. Этому обусловлено тремя причинами: возрастающая доступность высоких строительных технологий, плотная застройка в центральных районах крупных городов и незаполненная ниша высотного строительства. На сегодняшний день кроме Москвы с проблемой высотного строительства столкнулись такие города, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара и другие. Эта проблема как никогда актуальна в наши дни, потому что в период экономического кризиса построить одну высотку порой бывает выгоднее, чем целый комплекс зданий меньшей этажности, хотя площадь, полученная и в том и другом, случае будет одинакова. В России до сих пор не существует общепринятых норм строительства высоток, поэтому для решения возникающих вопросов каждый из городов идет по своему пути.

Многочисленные трудности встают на пути местных властей и архитекторов в желании о строительстве небоскребов. Ведь для их обслуживания необходимо множество высококвалифицированных специалистов, которые должны беспрестанно следить за техническим состоянием небоскреба. Также на осуществление задуманного влияет отсутствие архитекторов и строительных компаний, компетентных в этой области строительства. Техническое обеспечение небоскреба должно быть современным и должно соответствовать всем требованиям безопасности, а в небольших городах возможность обеспечить эти требования отсутствует.

Строительству небоскребов препятствует еще одна значительная проблема - часто бывают случаи, когда застройщикам негде проходить экспертизу документации по возведению высотных зданий и сооружений первой категории, и до сих пор, не разработаны соответствующие строительные нормы для подобных объектов.

Трудности строительства

В последние годы строительная отрасль увеличивает свои обороты. В первом полугодии нынешнего года объем строительства в стране по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 25,5%. С одной стороны можно сказать, что строительство в России развивается быстро и представляет собой весьма доходную отрасль. Однако если посмотреть на обратную сторону медали - количество проблем, связанных со строительством, зачастую превышает выгодные перспективы.

Уже на этапе запуска проекта возникают первые сложности. Первой причиной их являются сроки согласования. Например, на 100-квартирный жилой дом требуется получить от 170 до 180 согласований. Весь процесс согласования в среднем занимает около года. Так что зачастую построить здание бывает быстрее, чем оформить все необходимые документы. Это не только увеличивает сроки сдачи объекта, но и может привести к увеличению стоимости недвижимости. Рост цен на промышленные и жилые помещения, можно сказать, катастрофический.

Стоимость квадратных метров в крупных городах может за год увеличиться вдвое. Поэтому борьба за доступность жилья перешла уже на правительственный уровень. Создание системы «одного окна» способно улучшить ситуацию. В таком случае строители могли бы сразу получать все необходимые разрешения. Сейчас же строительные компании обязаны проходить по 13 экспертиз и собирать порядка 180 подписей. Исходя из этого, мало, кто из заказчиков озабочен оформлением всех разрешений. Крупные подрядчики берут эту услугу на себя. Это позволяет правильно оформить каждый документ и ничего не упустить.

Решение проблемы энергоэффективного строительства в России

Проблема растущих коммунальных расходов сегодня как никогда актуальна для россиян, что особенно ощутимо в период отопительного сезона. Резервы сокращения затрат лежат в модернизации систем теплоснабжения и снижением теплопотерь через ограждающие конструкции построек.

Первый шаг в модернизации жилых домов и промышленных объектов – демонтаж деревянных окон, через которые уходит до 20% тепла, и замена их на современные теплосберегающие металлопластиковые конструкции.

Немаловажным элементом программы модернизации является также теплоизоляция кровель и фасадов, а также замена светопрозрачных конструкций. Создание энергоэффективных жилых домов с современными энергосберегающими установками: оборудование, утепление зданий, энергосберегающие окна. Как прогнозируют эксперты, такой подход сэкономит 20-30% средств населения.

Российские строительные компании в своей работе сталкиваются с тремя основными проблемами: срыв сроков, конфликты с проектировщиками и непрозрачные сметы. О том, как справиться с этими трудностями и урегулировать конфликты, рассказывает Евгений Киряев, генеральный директор «Трест №7» (NAI Becar).

Первая проблема - это срыв сроков. 80% компаний готовы взяться за проект с директивными сроками, только бы получить заказ. Особенно часто невыполнимыми бывают графики государственных строек - это связано со сроками освоения бюджетных средств. У строителей в этой ситуации просто нет выбора, они не могут попросить другие условия, и это самое страшное. Чтобы получить проект, они вынуждены врать, обещая выполнить невыполнимое.

С коммерческими объектами немного проще. В этом случае с заказчиком можно наладить диалог и хоть немного скорректировать проект.

Перенос сроков работ может быть связан с элементарной безалаберностью. Помню, в Мурманской области при сносе завода проектировщики не учли или просто забыли включить в план работ перенос действующих коммуникаций в одном цехе. Как следствие, строительство нового производственного объекта затянулось на два года. По причине простоя превысили смету по демонтажу на 100%! Никто не хотел брать на себя ответственность - ни проектировщики, ни местный инженерный состав.

Еще одна проблема - отсутствие взаимосвязи между проектировщиком и строителем. В чем это выражается? В начале строительства проектировщик не предоставляет подрядчику всю необходимую информацию.

Строитель не может в полном объеме проанализировать проект, не успевает его изучить, надеясь, что даже если возникнут проблемы и потребуются дополнительные расходы, удастся, так сказать, «разобраться в бою». В итоге проект зачастую сильно меняется, одни работы приходится заменять другими, бюджет полностью пересматривается.

Конфликт интересов неизбежен: проектировщик считает, что его все обманывают, а строитель входит в стройку и начинает вытаскивать «скелеты в шкафу». Мало того, российская специфика предполагает, что согласовать проект, пройти экспертизу нужно любой ценой. В первую очередь это касается, опять же, государственных проектов с бюджетным финансированием. Зачастую происходит так: проект готовится специально под согласование, какие-то добавления, замена работ происходят потом, главным становится сохранение цены проекта. И строитель вновь оказывается практически в безвыходной ситуации.

Третья проблема непосредственно связана со второй - это закрытость подрядчика и непредоставление заказчику честных и открытых расценок. Предъявляются какие-то серые, завуалированные сметы, а открытой работы с заказчиком нет.

Наши решения

Решение №1: Честный график

Во-первых, мы смотрим на график производства работ как строители, во-вторых, анализируем расписание функций заказчика, которые в процессе стройки он должен осуществлять. Исходя из данных анализа, мы четно говорим, приемлемы эти сроки или их нужно скорректировать. Согласовав реальный график, и мы, и заказчики понимаем, что если по графику и произойдет сдвиг, то только из-за форс-мажорных обстоятельств и не больше, чем на месяц-два. За проект с директивным графиком, например, в шесть месяцев, мы, проведя анализ, никогда не возьмемся.

Решение №2: Тщательный анализ

Как мы решаем конфликты с проектировщиками? Тут все конкретно: внутри нашей компании есть достаточно квалифицированные проектировщики - «ТрансТерминалПроект». Это отдельное юридическое лицо, наши партнеры, с которыми мы взаимодействуем. Перед тем, как войти в какой-либо проект, мы отдаем проектную документацию, технические решения или любую другую информацию об объекте нашим проектировщикам, садимся за общий стол, начинаем обсуждать, находим подводные камни, понимаем, какие потребуются изменения. И заказчик знает, что когда мы приступим к строительству, воплотим эти поправки в жизнь. Благодаря нашим проектировщикам мы можем приступить к работе еще до того, как все документы будут согласованы. Пока мы работаем на объекте, проектировщики отдают наши предложения заказчику. Все происходит параллельно со стройкой, поэтому удается соблюсти все сроки.

Решение №3: Предварительный прайс

Наша компания сейчас находится на начальном этапе разработки расценок на основные виды работ. По небольшим проектам мы сейчас работаем следующим образом: при входе на объект даем заказчику свои уже сложившиеся расценки. Он может сравнить их с рыночными ценами.

Если куб бетона в среднем по Москве стоит 20 тысяч рублей, то мы говорим, что готовы продавать его по 18 тысяч рублей. Из таких расценок на основные виды работ получается некий прайс. И заказчик хотя бы на начальной стадии может заключить с нами контракт. Он знает, что если потребуются какие-то уточнения, их можно будет сделать уже в ходе стройки.

Допустим, средняя траншея два-три метра глубиной, труба 250 см диаметром, мы кладем ее по определенной расценке за погонный метр. Если возникают нюансы, например, нужна нестандартная водопроводная камера в земле, то это мы обсуждаем отдельно, не прерывая основных работ и не сдвигая сроки.

Все эти способы решения основных проблем выработаны компанией за годы успешной работы на строительном рынке.