В чем заключается необходимость классификации расходов. Бюджетная классификация

В экономической литературе часто употребляются понятия «затраты на производство», «издержки производства», «расходы на производство». При этом зачастую определения данных понятий значительно отличаются, иногда под ними подразумевается одно содержание.

Затраты – это стоимостное выражение использованных организацией за определенный период материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов. Издержки - обобщающий показатель, который отражает совокупность затрат, связанных с определенным процессом. При этом главным отличием понятий «издержки » и «затраты » является то, что затраты охватывают все израсходованные в организации ресурсы, а издержки относятся только непосредственно к выпуску продукции.

Затраты приводят к уменьшению одних активов и к равновеликому увеличению других активов, т.е. не уменьшают капитал предприятия и не оказывают непосредственного влияния на прибыль. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации. Значит, расходы оказывают непосредственное влияние на прибыль и уменьшают капитал хозяйствующего субъекта.

Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:

Получены доходы в результате их осуществления;

Имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов как в данном, так и в будущих отчетных периодах.

Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансе в качестве активов.

В общем случае стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов.

Таким образом, термины «затраты» и «издержки» близки по содержанию и взаимозаменяемы, а к употреблению термина «расходы» следует относиться внимательно.

Для эффективного управления затратами необходимо использовать классификацию, предполагающую группировку затрат по определенным признакам.

Классификация затрат необходима для рациональной организации их учета, определе­ния места и роли их в формировании себестоимости продукции, даль­нейшего совершенствования планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции.

В соответствии с международными стандартами и практикой учета в странах с развитой рыночной экономикой все затраты целесообразно обобщать и группировать по трем направлениям деятельности:

1) для калькулирования себестоимости, оценки запасов и незавершенного производства, определения прибыли;

2) для принятия управленческих решений, планирования и прогнозирования;

3) для осуществления контроля и регулирования.

В рамках этих направлений деятельности можно использовать различные варианты классификации затрат в зависимости от конкретных задач.

В практике производственного учета российских предприятий исторически превалировало первое направление деятельности – калькулирование себестоимости продукции. Существовал определенный круг классификаций, которые были направлены на расчет себестоимости продукции для последующего ценообразования. Калькулирование себестоимости продукции являлось основной целью группировки затрат.

Классификация расходов бюджета - группировка расходов бюджетов всех уровней отражающая направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций и решение социально-экономических задач.

Классификация расходов состоит из следующих элементов:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

гл.распорядитель бюджетных средств раздел подраздел целевая статья программа подпрограма вид расходов код ОСГУ относящийся к расходам

Главный распорядители бюджетных средств - орган государственной власти или местного самоуправления имеющий право распределять бюджетные средства между подведомственными(подчиненными) ему распорядителями или получателями.

Классификация расходов бюджета содержит 11 разделов отражающих направление денежных средств на выполнение основных функций государства. Разделы делятся на 95 подразделов.

Выделяют разделы:

01 общегосударственные вопросы

02 национальная оборона

03 национальная безопасность и правоохранительная деятельность

04 национальная экономика

06 охрана окружающей среды

07 образование

08 культура, кинематография, СМИ

09 здравоохранение, физкультура и спорт

10 социальная политика

11 межбюджетные трансферты.

Целевая статья обеспечивает привязку бюджетных расходов к конкретным направлениям деятельности внутри подраздела. Дальнейшая детализация расходов идет по программам и подпрограммам.

Вид расходов расшифровывает направление денежных средств в рамках каждой целевой статьи.

Код ОСГУ по операциям относящимся к расходам состоит из группы, статьи и подстатьи.

Основные расходы бюджетной организации.

Выполняя возложенные на них функции, бюджетные органи­зации расходуют выделяемые им бюджетные ассигнования и по­ступающие внебюджетные средства согласно разрабатываемым сме­там, которые, в свою очередь, составляются в соответствии с дейст­вующими бюджетными классификациями.

В соответствии с Классификацией ОСГУ основные расходы бюджетных организаций входят главным образом группы 200, 300.

I Группа. 200 Расходы. Данная группа детализирована статьями 210-260, 290, в рамках которых группируются операции, относя­щиеся к расходам бюджетов.

Ст. 210 Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда. Статья включает подстатьи 211-213.

211 Заработная плата. На данную подстатью от­носятся расходы по оплате труда на основе договоров (контрактов) и соответствии с законодательством РФ о госу­дарственной (муниципальной) службе, трудовым законодательст­вом.

212 Прочие выплаты. На данную подстатью от­носятся расходы по оплате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора, статусом военнослу­жащих и приравненных к ним лиц, а также статусом прокуроров, судей, депутатов, иных должностных лиц в соответствии с законо­дательством РФ (компенсационные выплаты, компенсации на частичную оплату коммунальных услуг, книги, оплата суточных).

213 Начисления на выплаты по оплате труда. Расходы по уплате страховых взносов в государственные социальные фонды, взносы по страхо­вым тарифам на обязательное социальное страхование от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (выплаты за счет внебюджетных фондов)

Ст. 220 Приобретение работ, услуг. Данная статья детализирована нодстатьями 221-226.

221 Услуги связи. Расходы по оплате договоров на приобретение услуг связи для государственных (муниципальных) нужд.

222 Транспортные услуги. Расходы по оплате договоров на приобретение транс­портных услуг для государственных (муниципальных) нужд.

223 Коммунальные услуги.

224 Арендная плата за пользование имуществом.

225 Работы, услуги по содержанию имущества (ремонт мебели, помещений, капитальный)

226 Прочие работы, услуги (оплата проживания в командировке, стирка, сан.обработка, программные продукты)

II Группа. 300 Поступление нефинансовых активов. Данная груп­па детализирована статьями 310-340, в рамках которых группиру­ются операции, связанные с приобретением, созданием объектов нефинансовых активов.

Ст. 310 Увеличение стоимости основных средств. На дан­ную статью относятся расходы по оплате договоров на строительст­во, приобретение (изготовление) в государственную, муниципаль­ную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государствен­ной, муниципальной собственности, полученных в аренду или без­возмездное пользование.

Ст. 320 Увеличение стоимости нематериальных активов. На данную статью относятся расходы по оплате договоров на при­обретение в государственную, муниципальную собственность ис­ключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, в том числе на:

Произведения науки, литературы и искусства;

Научные разработки и изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения;

Товарные знаки и знаки обслуживания;

Ноу-хау и объекты смежных прав;

Программное обеспечение и базы данных для ЭВМ;

Прочие нематериальные активы.

Ст. 330 Увеличение стоимости непроизведенных активов. На данную статью относятся расходы на увеличение стоимости не­произведенных активов в государственной, муниципальной собст­венности, не являющихся продуктами производства (земли, ресур­сов, недр и пр.), права собственности на которые должны быть ус­тановлены и законодательно закреплены.

Ст. 340 Увеличение стоимости материальных запасов. На данную статью относятся расходы по оплате договоров на приобре­тение (изготовление) в государственную, муниципальную собствен­ность объектов материальных запасов, не относящихся к основным средствам (продовольственных пайков военнослужащим и приравнен­ным к ним лицам, строительных материалов, лесных материалов, запасных и составных частей к объектам основных средств, возвратной и обменной тары, книг, брошюр, каталогов, не предназначенных для комплек­тования библиотечного фонда, иной печатной продукции (кроме бланочной продукции и периодических изданий (га­зет, журналов)).

Планирование расходов в бюджетной организации.

Главной целью планирования расходов в бюджетных учрежде­ниях является финансовое обеспечение эффективной деятельности учреждения и его структурных подразделений Для достижения этой цели необходимы:

Организация среднесрочного и годового планирования дея­тельности учреждения;

Координация работ различных подразделений учреждения по предоставлению услуг, привлечению и использованию бюд­жетных и внебюджетных источников финансирования;

Оценка эффективности отдельных видов деятельности, оказы­ваемых учреждением;

Контроль за поступлением и расходованием бюджетных и внебюджетных средств со стороны учредителя и учреждения.

Финансовое планирование в бюджетных учреждениях основано на следующих принципах :

Полноте отражения доходов и расходов;

Целевом характере расходов;

Разграничении расходов;

Персональной ответственности.

Система финансового планирования включает объекты и субъ­екты планирования. Объектами планирования являются денежные потоки. Субъекты планирования - руководитель учреждения, планово-финансовая служба, центры ответственности учреждения. Центром ответственности является подразделение учреждения, на­правление его деятельности или отдельное лицо, по которым ведут­ся планирование и контроль.

Финансовое планирование в бюджетной организации состоит из ряда этапов:

1) согласование с учредителем направлений деятельности по предоставлению услуг;

2) оценка использования имеющихся трудовых, материальных и финансовых ресурсов на предоставление бюджетных услуг и выявление резервов ресурсов, которые могут быть направлены на осуществление внебюджетной деятельности учреждения;

3) выбор направлений, по которым учреждению предоставляет­ся право осуществлять деятельность, связанную с привлече­нием и расходованием внебюджетных средств;

4) составление перечня платных услуг, которые имеет право оказывать учреждение;

5) определение перечня имущества, которое учреждение имеет право сдавать в аренду;

6) установление контрольных объемов деятельности по предостав­лению бюджетных услуг в натуральном и денежном выражении;

7) установление контрольных объемов деятельности, связанных с привлечением и расходованием внебюджетных средств в на­туральном и денежном выражении;

8) согласование планов бюджетной и внебюджетной деятельно­сти учреждения.

В ходе финансового планирования выполняются следующие процедуры:

– анализ контрольных показателей среднесрочного плана на предстоящий год и оценка возможности их достижения;

– составление плана деятельности по оказанию бюджетных услуг;

– составление плана деятельности, связанной с получением и расходованием внебюджетных средств;

– составление сметы внебюджетных доходов и расходов;

– рассмотрения и утверждения плана деятельности и сметы внебюджетных доходов и расходов;

– внесение изменений в среднесрочный план деятельности;

– корректировка плана деятельности и сметы в процессе ис­полнения;

– контроль и анализ исполнения плана деятельности и сметы;

– подготовка среднесрочного плана на следующий плановый период.

Финансовое планирование в учреждениях, состоящих на бюд­жете, основано на составлении различных смет. На основе нату­ральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов. Бюджетные сметы могут быть нескольких видов.

Индивидуальные сметы составляются для отдельного учреждения или для проведения отдельного мероприятия.

Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий.

Сметы расходов на централизованные мероприятия разрабатываются ведомствами для финансирования и мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т.д.).

Сводные сметы объединяют индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т.е. это сметы в целом по ве­домству.

Смета составляется учреждением по форме, разработанной и ут­вержденной главным распорядителем средств бюджета, содержащей следующие обязательные реквизиты:

1) гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку) руководителя, уполномоченного утверждать смету учрежде­ния, и дату утверждения;

2) наименование формы документа;

3) финансовый год, на который предоставлены содержащие в документе сведения;

4) наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и органи­заций (ОКПО), наименование главного распорядителя средств бюджета, составившего документ (свод смет учреждений);

5) код по Сводному реестру главных распорядителей, распоря­дителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета (код по СРРПБС) (для федеральных учреждений);

6) наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на финансовый год расчетных показателей, характери­зующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

К представленной на утверждение смете прилагаются обоснова­ния (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их фи­нансовыми планами на определенный период времени.

С составлением смет бюджетных учреждений решаются следую­щие задачи:

– обеспечение бюджетных учреждений государственным фи­нансированием;

– анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об ис­пользовании средств;

– контроль за эффективным и экономным расходованием средств.

Основными методами планирования бюд­жетных расходов являются программно-целевой и нормативный.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств в соответ­ствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению еди­ного подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проек­там, их концентрации и целевому использованию, улучшению кон­троля. В свою очередь, все это повышает уровень эффективности освоения средств.

Планирование средств на финансирование бюджетных меро­приятий, составление смет бюджетных учреждений в значитель­ной мере основаны на использовании нормативного метода пла­нирования расходов и выплат. Нормы устанавливаются законо­дательными или подзаконными актами. Такими нормами явля­ются либо денежное выражение натуральных показателей удовле­творения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.), либо нормы индиви­дуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т.д.), либо нормы, в основе которых лежат средние статистические значения расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т.д.).

14. Бюджетное нормирование как основа планирования бюджетных расходов.

Бюджетное нормирование – установление размера (норм) расходов бюджетных учреждений по отдельным видам затрат: таковы, напр., нормы затрат на учебные пособия в школе; на медикаменты, бельё, питание больных в лечебных учреждениях; на канцелярские расходы, отопление, освещение учреждений и т. д.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

- денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

- нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

- нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).
Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).

Нормы расхода лечебных учреждений на медикаменты и питание больных устанавливаются на одного больного, и соответственно контингенту (числу) больных определяется сумма ассигнования больнице на указанные расходы. Расходы на питание в детских садах определяются из расчёта нормы (рациона) питания, установленной на одного ребёнка. Норма расхода учреждений на канцелярские принадлежности устанавливается исходя из потребности в них одного сотрудника, на отопление дровами – на одну печь или на кубометр здания, на освещение – на квадратный метр площади и т. п.

В основу исчисления бюджетных расходов кладутся материальные нормы: комплект белья на одно место в детском саду, на койку в больнице; рацион питания (состав и количество продуктов) на ребёнка или на больного в день; количество дров на 1 куб. м в течение отопительного сезона и т. д. Материальная норма, выраженная в деньгах (по гос. ценам), называется финансовой нормой . Расходы в сметах бюджетных учреждений на отдельные потребности определяются по финансовым нормам.

Бюджет РФ — сложная совокупность различных статей доходов и расходов. Эффективное его исполнение предполагает грамотную классификацию источников выручки, а также направлений издержек, присутствующих в государственной финансовой системе. Специфика политического устройства России предполагает формирование устойчивой структурированной модели отнесения доходов и расходов госбюджета к тем или иным категориям. Располагают ли российские органы власти подобным ресурсом?

Общие сведения о бюджетной классификации

Безусловно, да. Иначе функционирование национальной экономики было бы невозможным. Классификация расходов, доходов и иных параметров бюджета занимает важнейшее место в системе государственного хозяйственного планирования. Данный механизм предполагает учет, систематизацию и анализ информации, касающейся исполнения статей госбюджета. На основании этих сведений впоследствии может осуществляться оценка эффективности политики государства в соответствующем направлении, а также выявление возможных механизмов ее оптимизации.

Федеральные стандарты

Формирование общих принципов классификации доходов и расходов бюджета в России выстраивается на федеральном уровне посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов, а впоследствии делегируется в регионы и муниципалитеты. Тот факт, что разработка стандартов и норм, посредством которых осуществляется отнесение статей выручки и издержек государственного бюджета к тем или иным категориям, реализуется именно на федеральном уровне — важнейший фактор устойчивости национальной экономики, во многом также и политической системы.

Бюджетная классификация расходов и доходов предполагает группировку соответствующих статей по степени схожести источников поступления и каналов инвестирования денежных средств в казну и задействуется как с целью составления финансовых планов, так и в процессе их исполнения. Ключевая задача государства при этом — обеспечить сопоставимость тех или иных показателей в бюджетах разных уровней — федеральном, региональном, муниципальном.

Структура бюджетной классификации в РФ

На основе каких принципов осуществляется бюджетная классификация расходов в России? Прежде всего следует выделить 2 основных механизма ее реализации.

  • Во-первых, это классификация доходов. Она предполагает группировку бюджетной выручки по всем уровням соотносительно с источниками, которые ее формируют, и в соответствии с положениями регулирующего законодательства. Категории доходов определяются статьями, которые объединяют те или иные источники выручки по общему признаку. Это могут быть, например, таможенные сборы.
  • Во-вторых, расходов бюджета. Это также группировка издержек, распределяемых по различным уровням системы государственного финансирования. Классификация расходов отражает направленность денежных потоков по конкретным направлениям в целях решения ключевых задач, которые стоят перед государством — развития экономики и повышения благосостояния граждан.

Бюджетная классификация в рамках российской модели предполагает отнесение выручки и издержек к разделам, подразделам, а также целевым статьям госбюджета, которые отражают направленность денежных потоков в область решения конкретных видов задач, стоящих перед государством, и предполагают реализацию тех или иных экономических активностей.

Классификация расходов и доходов бюджета РФ может также осуществляться по экономическим основаниям. Данный механизм предполагает группировку различных статей исходя из их хозяйственного содержания. Как правило, предполагается выделение текущих и капитальных издержек. Также экономическая классификация доходов и расходов предполагает последующее составление смет для конкретных

Ведомственная классификация

Важнейший компонент системы распределения расходов в рамках государственного финансирования — активности ведомств. В чем они заключаются? Прежде всего в том, что органы власти сами могут определять те или иные механизмы отнесения статей бюджета к конкретным категориям. Практикуется, таким образом, ведомственная классификация расходов государственной системы финансирования. Она представляет собой группировку статей издержек на уровне бюджетных систем субъектов РФ. Главная задача органов власти, занимающихся данным направлением работы — распределить бюджетные ресурсы по распорядителям.

Ведомственная классификация статей расходов чаще всего выступает в качестве механизма распределения соответствующих ассигнований. Критерии здесь те же, что отмечены нами выше — отнесение издержек к тем или иным разделам, подразделам или же целевым статьям (которые, в свою очередь, могут быть дополнительно классифицированы на подстатьи и прочие элементы финансового обеспечения деятельности органов власти и учреждений). Что касается распорядителей бюджетных средств на уровне регионов РФ, а также субъектов в аналогичном статусе, занимающихся работой на уровне муниципалитетов, то их перечни утверждаются структурами исполнительной власти или же компетентными органами местного самоуправления.

Значимость классификации

Классификация доходов и расходов государственного бюджета РФ имеет огромное значение. Эффективность ее осуществления непосредственным образом влияет на качество функционирования государственной финансовой системы России. Специфика РФ во многом определяется особенностями структуры государственного управления, характеристиками национальной модели федеративного устройства нашей страны.

Поэтому исключительно важно с точки зрения поддержания целостности и устойчивости политической системы иметь структурированную модель классификации и распределения выручки и издержек бюджета. Принципы ее выстраивания должны быть понятными и открытыми как для федеральных структур, принимающих ключевые решения в области управления финансами, так и для региональных и муниципальных органов власти.

Рассмотренная нами классификация, по мнению экспертов, в целом, выстроена в достаточной мере логично. Статьи доходов и расходов, предусмотренные российской бюджетной системой, что очень важно, — едины для всех уровней управления государственными финансами. Данный аспект вполне имеет смысл рассмотреть подробнее.

Единство бюджетной системы

Итак, важнейший признак, которым характеризуется классификация доходов и расходов бюджета в Российской модели — единство подходов и критериев отнесения их к той или иной категории на федеральном, региональном и местном уровнях. Поэтому ключевые нормы, регулирующие данный механизм, утверждаются на уровне высших органов власти. Как правило, соответствующие источники права принимают характер федерального закона. В свою очередь, на уровне субъектов РФ или муниципалитетов может осуществляться необходимая детализация регулирующих норм посредством издания региональных либо местных законов. Главное при этом — не нарушить общие принципы бюджетной классификации, закрепленные на федеральном уровне.

Мы исследовали ключевые теоретические принципы, по которым органы власти в РФ осуществляют отнесение статей расходов и доходов государственной финансовой системы к тем или иным категориям. Мы увидели, что есть ряд базовых подходов к выстраиванию подобной схемы, которые опираются на экономические критерии, или же, например, методы, задействуемые в конкретных ведомствах. Рассмотрим теперь ряд практических моментов, отражающих то, каким образом осуществляется классификация государственных расходов и доходов. Изучим те самые категории, по которым в РФ распределяются выручка и издержки государственной финансовой системы. Начнем с доходов.

Классификация доходов

Классификация бюджетной выручки выражается в отнесении ее источников к группам, подгруппам и конкретным статьям.

Касательно групп можно выделить налоговые доходы. В числе ключевых подгрупп:

1. Налоги на товары, сервисы, лицензионные и иные сборы. К ним относятся:

Акцизы по продукции или сырье, которые выпускаются в России или ввозятся из-за рубежа;

Федеральные, региональные, а также местные сборы, относящиеся к категории лицензионных;

Налог на приобретение иностранной валюты, а также платежных документов, которые выражаются посредством зарубежных денежных знаков;

2. Имущественные сборы. К таковым относятся налоги:

На имущество предприятий;

На собственность физлиц;

На недвижимость;

На наследование либо дарение.

3. Сборы за пользование располагающимися в государстве природными ресурсами. В числе таковых:

Платежи за недропользование;

Сбор на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Налог на дополнительную выручку от добычи углеводородов;

Налог на право пользования водными ресурсами, объектами животного мира;

Лесной, водный, экологический, земельный налоги.

4. Сборы, связанные с торговлей между РФ и другими странами, с внешнеэкономическими транзакциями. В числе таковых:

Таможенные, государственные сборы и пошлины;

Взносы в различные фонды, принадлежащие государству;

Дорожный и транспортный налоги.

Другая крупнейшая группа источников бюджетной выручки — неналоговые доходы. В их структуре присутствуют следующие основные подгруппы:

1. Имущественные доходы по активам, которые находятся в собственности государства, муниципалитетов, либо возникающие вследствие тех или иных коммерческих активностей. К таковым относятся:

Доходы от задействования активов, принадлежащих государству или муниципалитетам;

Дивиденды по ценным бумагам государственного происхождения;

Выручка от предоставления в аренду государственного имущества;

Проценты, которые получены в результате формирования банковских депозитов за счет свободных бюджетных средств, а также те, что возникли вследствие предоставления займов внутри страны;

Доходы, которые появились вследствие предоставления услуг либо компенсации издержек государства;

Прибыль ЦБ РФ;

Платежи от государственных либо муниципальных учреждений;

Сбор за квоты по вылову рыбы для и зарубежных организаций;

Иные поступления от активов, которые находятся в собственности государства либо муниципалитета.

2. Доходы от продажи активов, которыми владеет государство или местный орган власти. Таковыми могут быть:

Выручка от приватизации предприятий, которые находились в собственности государства;

Доходы, возникшие вследствие продажи органами государственной власти акций;

Выручка, появившаяся как результат сделок с жилой недвижимостью;

Доходы от продажи производственных либо непроизводственных ресурсов, транспорта, тех или иных видов оборудования;

Выручка от реализации конфискованного или не имеющего владельцев имущества, кладов и иных активов, которые перешли в собственность государства либо муниципалитета.

Доходы от продажи государственных запасов;

Выручка от реализации земельных ресурсов, а также нематериальных активов;

Поступления из негосударственных структур в формате капитальных трансфертов;

Платежи и сборы, относящиеся к категории административных;

Штрафы, оплата возмещения ущерба;

Выручка, возникшая вследствие внешнеэкономических активностей;

Иные доходы, относимые к категории неналоговых.

3. Безвозмездные поступления. Их источниками могут быть:

Бюджеты различных уровней;

Государственные фонды, организации;

Наднациональные структуры.

В классификацию могут быть включены средства, которые передаются в целевые фонды. Собственно, данного типа учреждения также могут иметь доходы.

4. Выручка целевых фондов. В числе таковых:

Дорожные, экологические фонды;

Структуры, относящиеся к деятельности таможенной системы России;

Фонд борьбы с преступностью;

Структуры, находящиеся в ведении Федеральной пограничной службы, Министерства по атомной энергии;

Фонд воспроизводства минеральной и сырьевой базы.

Таковы ключевые категории, в рамках которых классифицируются доходы российского бюджета. Как мы определили выше, их сущность направлена на поддержание единства бюджетной системы РФ, адаптированной к специфике политического устройства страны. Но не меньшую значимость для нас будет иметь изучение принципов, по которым государственные органы власти классифицируют также и расходы госбюджета.

Итак, критерии отнесения доходов к тем или иным категориям, принятые в РФ, мы рассмотрели. Изучим теперь, что собой представляет функциональная классификация расходов бюджета России. Основной ее категорией считается раздел. Конкретных их разновидностей достаточно много. Так, современная бюджета в РФ предполагает выделение следующего перечня разделов:

Государственное и муниципальное управление;

Судебная власть;

Активности на международной арене;

Правоохранительные структуры;

Промышленность, энергетическая и строительная отрасли;

Деятельность в сфере сельского хозяйства, рыболовство;

Охрана экологии;

Транспортная сфера;

Связь, информационные технологии;

Рыночная инфраструктура;

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС;

Образование;

Культура и искусство;

Здравоохранение, физкультура;

Социально ориентированные направления политики;

Выплаты по внешним государственным займам;

Формирование государственных резервов;

Бюджетные дотации и иные меры поддержки;

Оптимизация состава вооружений, в том числе и в рамках международных соглашений;

Подготовка вооруженных сил в части мобилизации;

Финансирование деятельности целевых фондов;

Прочие типы расходов.

Изучим теперь то, что представляет собой экономическая классификация расходов бюджета. В рамках нее предполагается отнесение издержек к следующим основным категориям:

1. Текущие расходы. К таковым относятся:

Выплата процентов по займам;

Субсидии, трансферты;

Расходы, связанные с процедурами признания прав на владение активами за рубежом.

2. Капитальные расходы. В числе таковых:

Вложения в основные средства;

Формирование государственного резерва;

Покупка земли, а также нематериальных активов;

Трансферты, относящиеся к категории капитальных.

3. Предоставление бюджетных займов. В числе активностей соответствующего типа:

Предоставление кредитов в рамках ;

Предоставление займов иностранным государствам;

Возврат кредитов.

Возможно выделение дополнительных критериев детализации издержек. Экономическая классификация расходов бюджета может предполагать определение самого широкого спектра статей, куда могут направляться государственные финансы.

Дополнительные критерии классификации доходов и расходов

Так, например, в отдельную категорию иногда выделяются трансферты гражданам. Они представляют собой бюджетные средства, которые направлены на финансирование пенсий, пособий, компенсаций, выплат социального характера, а также стипендий — всех тех мер финансовой поддержки, что предусмотрены федеральным, региональным или же муниципальным законодательством.

Бюджетная классификация расходов бюджета может предполагать выделение на базе текущих категорий и разделов дополнительных предметных статей. Например, если речь идет о субсидиях — денежных средствах, которые предоставляются государством в требуемых объемах региональному или муниципальному бюджету, организации или гражданину на условиях долевого денежного обеспечения, то они вполне могут быть классифицированы на различные подстатьи.

Государственные стандарты в бизнесе

Примечательно, что функциональная классификация расходов, а также различные методики отнесения доходов бюджета к той или иной категории, что используются государственными органами власти, могут в виде достаточно схожих концепций находить применение и в бизнесе. Как это возможно?

Дело в том, что классификация доходов и расходов организации также может предполагать их отнесение к разделам, подразделам, предметным статьям и дополнительным категориям. Методика, применяемая органами власти и бизнесом, в этом смысле может быть весьма схожей.

Например, классификация доходов и расходов организации может предполагать их отнесение, если говорить о первых, к конкретной области происхождения, а если вести речь о вторых — к определенной сфере инвестиционных активностей (например, совершенствование производственной базы, улучшение инфраструктуры, привлечение новых кадров, строительство новых объектов и т. д.). В свою очередь, в рамках каждого из отмеченных направлений активностей предприятия издержки будут конкретизироваться.

Схожесть принципов, по которым осуществляется структурирование финансового плана государства и классификация расходов организации, равно как и доходов, может выражаться не только в отнесении выручки и издержек фирмы к тем или иным статьям (равно как и в случае с государственным бюджетом), но также и в выстраивании принципов корпоративных взаимоотношений между организациями, которые, к примеру, объединены в холдинг. В чем это может выражаться?

Холдинг в данном случае может выступать неким аналогом федерального бюджета. Предприятия, что входят в его структуру - «региональными» финансовыми системами. Подразделения и филиалы - «муниципальными» бюджетами. Таким образом, классификация расходов организации может предполагать, к примеру, включение в их структуру транзакций, аналогичных субсидиям и трансфертам, то есть направленных на оказание финансовой поддержки тем структурам холдинга, которые в ней в конкретный момент времени нуждаются.

Коммерческие активности иногда могут быть весьма схожими с теми или иными видами деятельности органов государственной власти. Так, например, что касается займов и кредитов — классификация расходов предприятия также может предполагать включение их в отдельную категорию, подобно тому, как органы власти делают это, формируя бюджет.

Таким образом, финансовая политика власти и бизнеса может иметь заметные признаки схожести. Классификация расходов предприятия, доходов, равно как и структурирование выручки и издержек государственного бюджета в рамках тех или иных категорий, в ряде случаев будет осуществляться по единым принципам.


Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.
В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок - одно из важнейших требований, предъявляемых к бюджетной классификации.
Значение бюджетной классификации заключается в том, что умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов. Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.
Детализация, группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.
Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению. Она дает возможность сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.
В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.
Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации.
Изменения, происшедшие в бюджетной практике и связанные с изменениями в системе государственного устройства и управления, с самостоятельностью всех видов бюджетов, расширением прав органов государственного и местного управления в составлении и исполнении своих бюджетов, изменением в доходной и расходной частях бюджетов, а также расшифровкой отдельных статей доходов и расходов, потребовали введения новой бюджетной классификации.
Важнейшим требованием к новой классификации была простота, наглядность и более четкое отражение источников доходов бюджета и направлений расходования средств. Необходимо было дать более подробную расшифровку подразделений классификации, особенно в части расходования средств. Важной задачей новой классификации было обеспечение международной сопоставимости состава и структуры показателей доходной и расходной частей бюджета, их истинного содержания (в первую очередь это относилось к показателям бюджетных расходов).
В соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации РФ» от 15 августа 1996 г. в России действуют следующие классификации бюджетных расходов.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление финансов на выполнение основных функций государства.
Первый уровень этой классификации составляют следующие разделы:
государственное управление и местное самоуправление;
судебная власть;
международная деятельность;
национальная оборона;
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
промышленность, энергетика и строительная индустрия;
сельское хозяйство и рыболовство;
охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метеорология;
транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
развитие рыночной инфраструктуры;
жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;
предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
образование;
культура и искусство, кинематография;
средства массовой информации;
здравоохранение и физическая культура;
социальная политика;
обслуживание и погашение государственного долга;
пополнение государственных запасов и резервов;
региональное развитие;
утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
прочие расходы.
Второй уровень классификации - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Например, раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство» (код 1200) имеет следующие подразделы:
жилищное строительство;
жилищное хозяйство;
коммунальное хозяйство;
архитектура и градостроительство;
прочие структуры коммунального хозяйства.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской
Федерации - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию.
Классификация включает следующие разделы:
текущие расходы;
капитальные расходы;
предоставление кредитов за вычетом погашения.
Разделы делятся на подразделы:
закупка товаров и оплата услуг;
выплата процентов;
субсидии и текущие трансферты;
капитальные вложения в основные фонды;
создание государственных запасов и резервов;
приобретение земли и нематериальных активов;
капитальные трансферты;
предоставление бюджетных ссуд.
В свою очередь, подразделы включают виды расходов, в которых выделяются статьи затрат.
Распределение бюджетных расходов по экономическому содержанию на четыре уровня можно проиллюстрировать на примере капитальных расходов:
капитальные расходы;
капитальное вложение в основные фонды;
капитальное строительство;
жилищное строительство;
. строительство производственных объектов.
Текущие расходы бюджета представляют собой часть расходов, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. В основном эти расходы соответствуют затратам, отраженным в бюджете текущих расходов.
Капитальные расходы бюджета - это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.
Кроме того, в качестве самостоятельного направления расходования бюджетных средств в рамках экономической классификации выделяются также расходы на предоставление кредитов за вычетом средств, поступивших на их погашение.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.
Первый уровень этой классификации - перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Это министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен свой код.
Второй уровень - классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Например:
содержание депутатов Государственной Думы и их помощников;
обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ;
закупки вооружения и военной техники;
проведение статистических обследований и переписей и др.
Третий уровень - классификация видов расходов федерального
бюджета, детализирующая направление финансирования по целевым статьям.
На основании единой бюджетной классификации субъекты РФ Разрабатывают собственные бюджетные классификации, отличающиеся большей детализацией и привязкой к конкретным видам расходов.
Представительными органами субъектов Российской Федерации Местного самоуправления утверждаются ведомственные классификации бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - группировки расходов региональных и местных бюджетов, отражающие распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из соответствующих бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Понятие расходы организации. В Российской Федерации состав расходов организаций регламентирует Налоговый кодекс РФ а также Положение бухгалтерского учета ПБУ. Расходы организации. Понятие расходы организации. В современной экономической литературе и на практике используются взаимосвязанные понятия: затраты расходы издержки но между ними существуют различия.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение 3

1. Понятие «расходы организации» 4

2. Классификация расходов организации 6

2.1 Классификация расходов в бухгалтерском учёте 7

2.2 Классификация расходов в налоговом учёте 10

2.3 Классификация затрат (расходов) в управленческом учёт 11

Заключение 21

Список литературы 22

Приложение 1 24

Введение

Сложные процессы реформирования экономики требуют новых подходов к организации производственно-хозяйственной деятельности, принципов и методов управления производством.

Поскольку в условиях рыночной экономики главной целью предприятия является достижение максимальной прибыли, трудно переоценить роль анализа расходов предприятия и управления ими.

Современные условия ведения хозяйства и увеличение роли новых технологий в мире выдвигают новые требования к системе управления расходами, как со стороны государства, так и со стороны владельцев и управленцев предприятий. Первоочередное задание построения системы управленческого учета на предприятии – получение определенным образом структурированного потока управленческих данных, пригодного для сопровождения процессов управления. Организация производственного учета на предприятиях в основном зависит от технологии и организации производства, характера изготовляемой продукции, структуры управления и других факторов, которые определяют процессы документального оформления хозяйственных операций, их систематизацию, обобщение и отображение, ведение синтетического и аналитического учета, разграничение и распределение расходов и др. Следовательно, одной из проблем учета расходов является зависимость от особенностей соответствующей отрасли или вида экономической деятельности. Поэтому учет расходов на предприятиях разных отраслей сферы материального производства и непроизводственной сферы деятельности рассматривается во многих научных трудах.

Формирование и учет расходов в значительной мере зависит от их четкой и функциональной классификации.

В Российской Федерации состав расходов организаций регламентирует Налоговый кодекс РФ, а также Положение бухгалтерского учета (ПБУ) 10/99 «Расходы организации». Эти нормативные акты дают обобщенную информацию, без учета особых аспектов деятельности отдельных предприятий. Сегодня руководителям для прогнозирования текущих и стратегических управленческих решений, и контроля затрат по сферам деятельности и центрам ответственности недостаточно общепринятой классификации затрат. Соответственно, производственные субъекты самостоятельно избирают методы учета затрат и калькуляции себестоимости, способы группировки затрат, определяют степень детализации информации о них в зависимости от вида деятельности организации, отраслевой принадлежности предприятия, объемов их деятельности и потребностей обоснования управленческих решений.

  1. Понятие «расходы организации».

В современной экономической литературе и на практике используются взаимосвязанные понятия: «затраты», «расходы», «издержки», но между ними существуют различия. Правильная идентификация указанных понятий имеет не только теоретическое значение, от этого зависит формирование адекватных результатов экономического анализа деятельности предприятия.

Вячеслав Константинович Скляренко даёт четкое разъяснение разницы между этими тремя понятиями:

«Затраты - это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Как видно, из определения затраты характеризуются: денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов; целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса); определенным периодом времени, т. е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени. Затраты включают вложения в основные и оборотные средства и могут быть признаны расходами в отчетном периоде либо активами, которые станут расходами в будущих периодах. Отметим еще одно важное свойство затрат: если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т. д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т. п.» Таким образом понятие «затраты» шире, чем понятие «расходы». Баскакова О.Вприводит такой пример: «предприятие приобретает сырье для производства продукции и имеет соответствующие затраты. Часть сырья в отчетном периоде потреблена в производстве, и готовая продукция реализована. В этом случае затраты на использованное сырье признаются расходами на производство и реализацию продукции. Другая часть сырья была использована в производстве, но по состоянию на отчетную дату продукция не достигла стадии готовности, поэтому в отчетности она будет отражаться в активе бухгалтерского баланса как незавершенное производство. Третья часть приобретенного сырья осталась на складе, стоимость этого сырья будет также отражена в активе бухгалтерского баланса как запас. Трансформация затрат в расходы в рассматриваемом примере сопровождается выбытием активов.» Понятие «затраты» используется в управленческом учёте и затрагивает всю деятельность организации.

Согласно положению по бухгалтерскому учёту «Расходы организаций» ПБУ 10/99 :

« Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).»

Согласно налоговому кодексу Российской Федерации (часть 2, гл. 25 ст. 252): «Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.»

Кроме этого, предусматривается ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках. Таким образов В. И. Скляренко приходит к заключению, что:

«Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отметим, что существенно различается классификация расходов для целей налогообложения и бухгалтерского учета.

Расходы - это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат, расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках.» Как уже говорилось, понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.»

Что касается понимания понятия «издержек», Скляренко даёт такое разъяснение: «Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и «издержки производства» как идентичные, однако это не соответствует действительности. Понятие «издержки» шире понятия «затраты».

Издержки - это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Например, издержки производства - это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные только в определенных условиях.

Дав чёткое описание различий между понятиями «затраты», «расходы», «издержки», перейдём к рассмотрению вопроса классификации расходов организации.

  1. Классификация расходов организации.

В общем понимании классификация – это распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам в зависимости от их общих признаков.

Классификация расходов – это научно обоснованное группирование затрат по определенным однородным признакам для целей учета, анализа, контроля, планирования и принятия управленческих решений относительно процесса производства продукции. Это их систематизация и группировка в соответствии с потребностями управления. Информация о затратах, которая сгруппирована разными способами, нужна для эффективного и четкого управления предприятием. Использование классификаций, по мнению В. Керимова, помогает не только лучше планировать и учитывать затраты, но и точнее их анализировать, а также обнаруживать определенные соотношения между отдельными видами затрат и рассчитывать степень их влияния на уровень себестоимости и рентабельность производства.

  1. Классификация расходов в бухгалтерском учёте.

В ПБУ 10/99 п.4 : «р асходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы ;

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг… …Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислени й. Расходы по обычным видам деятельности формируют:

расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.). (п. 5)

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

амортизация;

прочие затраты. (п.8)

Прочими расходами согласно п . 11 являются: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов; перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий; прочие расходы.»

Классификация расходов в налоговом учёте.

Согласно 252 статьи Налогового Кодекса Российской Федерации: «Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы .

Р асходы, связанные с производством и реализацией , (ст.253 НК РФ) включают в себя: расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии; расходы на освоение природных ресурсов; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; расходы на обязательное и добровольное страхование; прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Эти расходы подразделяются на:

материальные расходы;

расходы на оплату труда;

суммы начисленной амортизации;

прочие расходы.

Внереализационные расходы (ст.253 НК РФ). В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности:

  1. расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу).
  2. расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида
  3. расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг
  4. расходы, связанные с обслуживанием приобретенных ценных бумаг
  5. расходы в виде отрицательной курсовой разницы
  6. судебные расходы и арбитражные сборы
  7. расходы на услуги банков
  8. расходы на проведение собраний акционеров (участников, пайщиков)
  9. …другие обоснованные расходы.»
    1. Классификация затрат (расходов) в управленческом учёте

На данный момент существует большое количество классификаций затрат по разным признакам: по центрам ответственности, по видам продукции, по способу включения в себестоимость, по целесообразности, по периодичности возникновения, по видам, по степени влияния объема производства на уровень затрат и др. Как правило, классификация затрат осуществляется на предприятии в зависимости от цели, которая должна быть достигнута при ее помощи. Это связано с тем, что управленческий учет не регламентируется законодательно и имеет в большей степени креативный и футурологический характер. Поэтому субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно разрабатывают и применяют методику учета затрат.

Вопрос классификации затрат является очень актуальным и исследуется в работах известных ученых-экономистов. В экономической литературе существуют разные направления классификации затрат (см. таблицу 1).

Направления классификации затрат

Таблица 1

Источник

информации

Вид затрат

Прямые

и непрямые

Постоянные

и переменные, смешанные

Основные

и накладные

По экономическому

Ф. Бутинец , С. Голов

По характеру связи

с определенным

объектом

Для принятия управленческих решений

Для принятия

управленческих

решений

По элементам и стать-

ям затрат (элементы

(статьи) затрат)

Л. Нападовская

В зависимости от

объема производства

По экономической

роли в процессе

производства

По экономичес-кому содержанию (элементы расходов, статьи калькуляции)

В. Сопко, З. Гуцайлюк, М. Щырба,

М. Бенько

По способу отнесения на себестоимость продукции

По отношению

к объему производства

По отношению

к хозяйственному

процессу

По элементам за-

трат. По статьям

затрат

В. Лень, В. Гли-

венко

По способам пере-

несения стоимости

на продукцию

По степени влияния

объема производства на уровень затрат

По экономическим

элементам и статьям

(виды затрат)

Н.М. Грабова

По способу вклю-

чения в себестои-

мость продукции

По признаку зависимости от выпуска

продукции

По целевому на-

правлению (основ-

ные, на обслужива-

ние, на управление)

По экономичес-кому содержанию (операционные, финансовые, необычные,

чрезвычайные)

О. Каверина

Для калькуляции

Для подготовки ин-

формации относительно оперативных,

тактических и стра-

тегических управ-

ленческих решений

Для калькуляции

(элементы расходов,статьи калькуляции)

О. Николаева,

Т. Шишкова

По способу вклю-

чения в себестои-

мость продукции

По отношению

к объему произ-

водства

По экономической

роли в процессе

производства

Т. Карпова

По способу отне-

сения на себестои-

мость продукции

По отношению

к объему произ-

водства

По назначению

По видам (элементы

расходов, статьи

калькуляции)

Баскакова О.В. предлагает классифицировать расходы по следующим признакам:

«1. По экономическим элементам:

Материальные расходы;

Расходы на оплату труда;

Отчисления на социальные нужды;

Амортизация;

Прочие расходы.

Материальные расходы — это стоимость всех видов сырья, основных и вспомогательных материалов, за исключением возвратных отходов, стоимость покупных комплектующих изделий, вспомогательных материалов, топлива, электроэнергии и т. д.

Расходы на оплату труда включают все виды заработной платы, премий, оплату труда по заключенным договорам, стоимость готовых изделий, выдаваемая в виде натуральной оплаты.

Отчисления на социальные нужды — это страховые взносы предприятий по установленным государством нормам в Пенсионных фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Амортизация — это суммы амортизационных отчислений.

Прочие расходы — это все остальные расходы, включаемые в себестоимость продукции.

Группировка расходов по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру себестоимости продукции. В зависимости от доли того или иного вида расходов в себестоимости продукцию предприятий можно подразделить соответственно на материалоемкую (высокая доля материальных расходов в себестоимости продукции), трудоемкую (высокая доля расходов на оплату труда) и фондоемкую (преобладает амортизация основных средств). Эта группировка позволяет оценить долю живого и овеществленного труда в себестоимости

продукции.

2. По статьям калькуляции. По этому признаку выделяют расходы с целью определения себестоимости единицы продукции. При группировке по статьям калькуляции расходы объединяются по направлениям использования, по месту возникновения: непосредственно в процессе производства, в обслуживании производства, в управлении предприятием, в сфере сбыта продукции. В современных условиях предприятия самостоятельно определяют перечень статей калькуляции себестоимости. Типовая группировка расходов по статьям калькуляции имеет следующий вид:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних

организаций производственного характера;

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) оплата труда производственных рабочих;

6) отчисления на социальные нужды (страховые взносы);

7) расходы на подготовку и освоение нового производства;

8) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

9) потери от брака (в пределах норм);

10) цеховые (общепроизводственные) расходы;

11) общехозяйственные (управленческие) расходы;

12) внепроизводственные (коммерческие) расходы.

На основе группировки расходов по статьям калькуляции по видам продукции выделяют три вида себестоимости:

Технологическая себестоимость - (включает расходы на технологический процесс (1-6 пункты)

Цеховая себестоимость - включает расходы на производство продукции в пределах цеха (с 1 по7 пункт);

Производственная себестоимость — характеризует все расходы предприятия на производство продукции, включая общехозяйственные расходы (с 1 по 11 пункт);

Полная себестоимость — характеризует расходы предприятия не только на производство, но и на реализацию продукции (1-12 пункт)

3. В зависимости от способа отнесения на себестоимость отдельных видов продукции. По этому признаку расходы предприятий подразделяются на прямые и косвенные. Прямые расходы непосредственно связаны с производством данного конкретного вида продукции и включаются в его себестоимость напрямую в большинстве случаев на основе действующих на предприятии норм. Косвенные расходы связаны с процессами организации, обслуживания производства, управления: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общепроизводственные, управленческие расходы. Эти расходы невозможно напрямую отнести на себестоимость отдельных видов продукции, поэтому они распределяются между различными изделиями пропорционально обоснованной базе.

4. По характеру зависимости от изменения объемов производства (в краткосрочном периоде). В соответствии с этим признаком все расходы подразделяются на две группы:

Переменные (условно-переменные) — это расходы, сумма которых меняется с изменением объемов производства.

Постоянные (условно-постоянные) — это расходы, сумма которых относительно стабильна (незначительно изменяется) при изменении объемов производства в краткосрочном периоде.

5. По рациональности. В соответствии с этим признаком различают производительные и непроизводительные расходы.

Производительные - это расходы, обеспечивающие производство продукции (работ, услуг) установленного качества при рациональной технологии и организации производства. Эти расходы учитывают при составлении плановой сметы расходов и калькуляции себестоимости продукции.

Непроизводительные расходы возникают в связи с нарушением технологического режима, недостатков в организации производства и управления (брак, потери от простоев).

6. По функциональной роли в процессе производства. Этот признак позволяет подразделить все расходы на два вида: основные и накладные.

Основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления продукции.

Накладные расходы - это расходы, связанные с обслуживанием и организацией производства, а также управлением предприятием. Это общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

7. По центрам ответственности. Этот признак позволяет подразделить расходы на производство продукции по различным уровням их формирования в зависимости от производственной и организационной структуры предприятия. Центры ответственности - структурные подразделения предприятия, организационные единицы, которые полностью контролируют те или иные аспекты деятельности, а их руководители самостоятельно принимают управленческие решения в рамках этих аспектов и несут ответственность за выполнение установленных им плановых заданий. По центрам ответственности выделяют расходы основных, вспомогательных цехов, обслуживающих подразделений, сбытовых структур и др.»

В управленческом учёте профессор Ф. Бутинец выделяет такие основные группировки затрат:

– по элементам затрат (материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальное страхование, амортизация, другие операционные расходы);

– по статьям калькуляции;

– по способу включения в затраты отдельных структурных подразделений предприятия (прямые и непрямые расходы);

– по объему производства продукции (переменные и постоянные);

– по отчетным периодам (расходы отчетных периодов и расходы будущих периодов);

– по функциональному назначению

Л.В.Нападовская классифицирует затраты в зависимости от стратегических направлений деятельности (краткосрочные и долгосрочные); в зависимости от срока возникновения (фактические, плановые, прогнозные); в зависимости от возможности планирования (плановые и неплановые). Комплексный подход к классификации затрат нашел поддержку также среди других ученых-экономистов. В частности, В. Бачинский изложил свое виденье классификации затрат, которая делится на четыре составляющие в зависимости от цели и функции управления:

классификация для планирования, нормирования и принятия решений; классификация для учета и калькуляции;

классификация для оценки и анализа хозяйственной деятельности; классификация для контроля и регулирования.

Т. Карпова предлагает два признака классификации затрат: по видам деятельности (расходы, связанные с созданием и хранением запасов, производством, финансово сбытовой и организационной деятельностью) и по целям учета (калькуляция и оценка произведенной продукции; принятие решений и планирование; контроль и регулирование) .

По мнению Шуляка предприятие в процессе хозяйственной деятельности осуществляет довольно сложный комплекс денежных расходов. Исходя из экономического содержания и целевого назначения их можно объединить в несколько самостоятельных групп:

Расходы на воспроизводство производственных фондов;

Расходы на социально-культурные мероприятия; операционные расходы;

Расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Расходы на воспроизводство производственных фондов обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции. Расходы на формирование и воспроизводство основных фондов, т. е. на создание, реконструкцию, расширение и восстановление основных фондов

производственного назначения, осуществляются за счет собственных средств предприятия, кредита банков, бюджетных ассигнований. Оборотные средства, авансированные для формирования запасов товарно-материальных ценностей, заделов незавершенного производства, готовой продукции на складе и осуществления расчетов, восстанавливаются после поступления выручки на расчетный счет предприятия. Прирост оборотных средств осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и кредита банка.

Предприятия осуществляют также расходы на социально-культурные мероприятия , направленные на повышение квалификации работников, подготовку кадров, улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятий. Сюда же относятся расходы на создание и реконструкцию основных фондов непроизводственного назначения, содержание клубов, дошкольных детских учреждений, лагерей отдыха детей, функционирование медицинских учреждений. Эти расходы, имеющие значение для социального развития коллективов, не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет прибыли, бюджетных и целевых поступлений, средств профсоюзных организаций, доходов от клубов, поступления от родителей поступления от родителей в виде

платы за содержание детей в дошкольных учреждениях и др.

Расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают наибольший удельный вес во всех расходах предприятия. Они складываются из расходов, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) основных фондов, сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и энергии, труда и иных расходов. От формирования этой группы расходов зависит величина прибыли предприятия. Расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг) возмещаются после завершения кругооборота средств за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Схематично производственные затраты можно представить в виде схемы по Россиной Н.С. (см. Приложение 1)

Радченко Е.М. утверждает, что наиболее важным является способ классификации затрат по экономическому содержанию и целевому назначению в производственном процессе. Основные признаки, по которым проводится классификация: во-первых, однородность по экономическому содержанию, во-вторых, общность производственного назначения и места возникновения затрат. В соответствии с этими признаками все затраты, которые составляют себестоимость, классифицируют по первичным экономически однородным элементам и калькуляционным статьям. При классификации затрат по экономически однородным элементам не суть важно, где и с какой целью тратят те или другие виды ресурсов, необходимо лишь, чтобы затраты, включенные в одну группу, имели одинаковую экономическую природу.

Значение этой группировки затрат заключается в следующем. Во-первых, такая группировка позволяет выделить затраты овеществленного (материального труда) и живого труда. Необходимо иметь в виду, что во всех случаях по элементам учитывают лишь приобретенные материальные ресурсы. Затраты на потребляемые в процессе производства материальные ресурсы собственного производства нельзя прямо отнести к соответствующим элементам, поскольку затраты, связанные с производством этих ресурсов, являются комплексом разнородных расходов предприятия, которые относятся к разным экономическим элементам.

Затраты в виде средств труда отображаются в себестоимости через амортизационные отчисления. Затраты живого труда представлены основной и дополнительной заработной платой всего промышленно-производственного персонала предприятия, а также отчислениями на социальное страхование. Все другие затраты относительно небольшие (но неизбежные в производственно-хозяйственной деятельности предприятия), не могут быть отнесены к отдельным элементам и потому их включают в один экономический элемент – «Другие денежные расходы».

Во-вторых, группировка затрат по элементам позволяет обнаружить экономические особенности отдельных отраслей и производств: их материалоемкость, энергоемкость, фондоемкость и трудоемкость, которые дают возможность определить основные направления снижения себестоимости продукции для каждого предприятия.

В-третьих, эта группировка позволяет связать в денежной форме план по себестоимости с другими разделами перспективных или годовых планов предприятия или отрасли. Однако для управления деятельностью и предприятия, и его подразделений важно знать не только общую сумму затрат по тому или другому экономическому элементу, но и величину затрат на производство отдельных видов продукции, а также конкретное назначение и место их возникновения. На основе поэлементного подхода невозможно определить себестоимость единицы конкретной продукции, поскольку при выпуске нескольких видов продукции чрезвычайно сложно распределить затраты по элементам на отдельные виды продукции. Кроме того, группировка по элементам не включает затраты, связанные с реализацией продукции.

Заключение

Группировка видов затрат по отдельным признакам является основой учета, анализа и калькуляции себестоимости продукции. К тому же группировка затрат помогает находить решение в нестандартных ситуациях, в новых сферах деятельности. Классификация затрат нужна для определения стоимости продукции, себестоимости единицы продукции и для ценообразования. Группировка затрат является важной не только для расчета себестоимости, но и для установления определенного соотношения между ними с целью взаимного контроля и согласования. Такое согласование возможно только при наличии экономически обоснованной классификации затрат по определенным группам, что также имеет большое значение для экономического анализа себестоимости, установления и оценки факторов ее формирования и снижения. Одним из определяющих моментов рациональной организации учета затрат является их экономически обоснованная классификация, что, в свою очередь, зависит от правильного выбора классификационных признаков.

Правильная организация управленческого учёта на предприятии, учёт расходов на всех этапах производства и выполнения работ (услуг) в конечном итоге способствует получению прибыли, и, как следствие, повышение рентабельности организации в целом.

Список использованной литературы:

1.Баскакова О. В.Экономика предприятия (организации): Учебник /О.В.Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — 372 с.

2. Бутинець Ф. Ф. та ін. Бухгалтерський управлінський облік. – 3-тє вид., доп. і перероб. – Житомир: ПП «Рута», 2005. – 480 с.

3. Бухгалтерський облік / В. Сопко, 3. Гуцайлюк, М. Щирба и др. – Тернопіль: Астон,2005. – 496 с.

4. Голов С. Ф. Управлінський облік. – Киев: Лібра, 2003. – 704 с.

5. Грабова Н. М. Теорія бухгалтерського обліку / за ред. М. В. Кужельного. – 6-те вид. –Киев: Видавництво А.С.К., 2004. – 266 с.

6. Каверина О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 352 с.

7. Карпова Т. П. Управленческий учет. –М. : ЮНИТИ, 2000. – 350 с.

8. Керимов В. Є. Управленческий учет: учебник. – М. : Маркетинг, 2001. – 268 с.

9. Лень B. C., Гливенко В. В. Бухгалтерський облік в Україні: основи та практика: навч.посіб. – Киев: Центр навчальної літератури,2004. – 576 с.

10. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/3964208/

11. Нападовська Л. В. Управлінський облік - Киев: Книга, 2004. - 544 с.

12. Нападовська Л. В. Управлінський облік: монографія.-Дніпропетровськ: Наука і освіта,2000. – 450 с.

13. Николаева O. E., Шишкова Т. В.Управленческий учет. – 2-е езд., испр. и дополн. – М. : Эдиториал УРСС, 2001. – 336 с.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/accounting/accounting/legislation/positions/

15. Радченко Е.М. Классификация затрат и их формирование в химической промышленности//Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 4. С. 196–203.

16. Россиина Н.С. Бухгалтерский учёт. Анализ. Аудит – Опорные схемы и таблицы. Учебно-наглядное пособие. ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», 2009

17. Скляренко В.К. «В чем разница между затратами, расходами и издержками?» Образовательная система: Элитариум 2.0. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sdo.elitarium.ru/zatraty_raskhody_izderzhki/

18. Шуляк П. Н. Финансы предприятия: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 712 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 22

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

8167. 302.65 KB
В этой связи представляет интерес вся совокупность расходов субъекта хозяйствования иными словами все расходы произведенные в интересах получения экономических выгод. Любые расходы организации должны либо включаться в стоимость активов либо через аккумулирующие счета учета расходов по экономическим элементам списываться на финансовые результаты. Других источников возмещения расходов не существует. Следовательно каждая организация должна располагать полной информацией о валовой сумме материальных расходов расходов на оплату труда других...
9331. Классификация видов имущества. Особенности организации страхования 5.79 KB
Классификация видов имущества. Состав имущества промышленных предприятий подлежащих страхованию. Договор страхования имущества принадлежащего предприятию может быть заключён по его полной стоимости или по определённой доле этой стоимости но не менее 50 балансовой стоимости имущества; по страхованию строений не ниже остатка задолженности по выданным ссудам на их возведение.
8333. История развития вычислительной техники. Классификация компьютеров. Состав вычислительной системы. Аппаратное и программное обеспечение. Классификация служебных и прикладных программных средств 25.49 KB
Состав вычислительной системы. Состав вычислительной системы Рассматривают аппаратную и программную конфигурацию т. Интерфейсы любой вычислительной системы можно условно разделить на последовательные и параллельные. Системный уровень переходный обеспечивающий взаимодействие прочих программ компьютерной системы как с программами базового уровня так и непосредственно с аппаратным обеспечением в частности с центральным процессором.
7666. Учет накладных расходов 14.92 KB
Учет накладных расходов. Состав и экономическое содержание накладных расходов. Порядок распределения накладных расходов. Учет накладных расходов.
7675. Учет расходов в гостиничных предприятиях 29.4 KB
Службы гостиницы и их назначение. Организационная структура гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы ее категорией размером фонда номеров местоположением спецификой гостей и другими факторами. Структура определяет круг обязанностей каждого работника гостиницы...
7701. Особенности учета расходов на рекламу 21.99 KB
Расходы налогоплательщика связанные с получением совокупного годового дохода подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода за исключением расходов не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом. Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов подтверждающих расходы связанные с получением совокупного годового дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде в котором они фактически произведены за исключением расходов будущих периодов. А так как реклама это...
5511. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ РАСХОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПРОФИЛЬ» 97 KB
Расходы предприятия, организации относятся к основным экономическим показателям деятельности предприятия и представляют собой уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств
15735. Учет доходов и расходов экономического субъекта 1.44 MB
Учет доходов и расходов играет важную роль для успешной предпринимательской деятельности организации. А образовательная деятельность является еще и очень важной в развитии будущего поколения страны и ее экономики. Очень важен анализ доходов и расходов, для того, чтобы найти пути решения экономических проблем организации, развития ее деятельности, усовершенствования предоставляемой услуги.
13745. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37.14 KB
Уточнить понятие, сущность и значение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации; дать классификацию расходов бюджетов субъектов Российской Федерации; охарактеризовать нормативное регулирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
18456. Учет доходов и расходов предприятия РГП «Костанайводхоз» 118.3 KB
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышение эффективности производства